Ферран Латорре: "Эверест это всё: мечта, страсть, спортивный азарт, красота"

Ферран Латорре (Ferran Lattorre)
Ферран Латорре (Ferran Lattorre)


Знаменитый испанский (каталонский) альпинист Ферран Латорре (Ferran Lattorre) весной 2017 года намерен завершить свою многолетнюю эпопею с одной из сложнейших в альпинистском мире задач: "14х8000" - восхождение на все восьмитысячники планеты.

Для самого Феррана, безусловно, это восхождение будет носить характер личностного достижения, но в то же время, его имя вполне заслуженно войдет в историю альпинизма, ведь он планирует подняться на вершину Эвереста, как и на предыдущие 13 восьмитысячников без использования кислородных баллонов, став тем самым первым каталонцем в списке покорителей всех 14 восьмитысячников планеты!
По справедливости говоря, Ферран приблизится в плотную к другому каталонцу - Оскару Кадьяку (Òscar Cadiach), у которого за плечами также 13 пройденных восьмитысячников без кислородных баллонов, но также как и Ферран, Оскар уже трижды безуспешно пытался подняться на восьмитысячник Броуд Пик... (этим летом Оскар снова планирует свою экспедицию к Броуд Пик)

Отметим, что до теперешнего момента, последнее прохождение программы 14х8000 было совершено в 2014 году. На сегодняшний день эту задачу смогли пройти 34 человека, а 15 из них повторили подвиг Райнхольда Месснера и прошли ее без использования кислородных баллонов.
Среди этих 34-х альпинистов есть и 3 женщины...

Подробней статистику покорителей программы 14х8000 читайте в нашей статье: 14X8000 - СЛОЖНЕЙШАЯ АЛЬПИНИСТСКАЯ ЗАДАЧА

Этой весной Ферран попытается подняться на Эверест в седьмой раз в своей карьере!

Но на этот раз, Ферран вернется на южную сторону горы и попробует подняться по стандартному маршруту из Непала. Он будет участвовать в восхождении в связке с австрийцем Хансом Венцлем (Hans Wenzl) и румыном Хория Колибашану (Horia Colibășanu), эта связка будет частью большой интернациональной группы, большинство альпинистов которой будет подниматься с использованием кислородных баллонов.

Сегодня, за месяц до отъезда в Непал мы взяли небольшое интервью у 46 летнего каталонца о его предстоящих планах и взгляде а альпинизм в целом.

Что Вы делаете в горах?

Что такое альпинизм для меня? Быстрый и прямой ответ - альпинизм это практически вся моя жизнь. Поскольку я начал заниматься альпинизмом в 12 лет, я провел почти треть своей жизни в горах. Поэтому альпинизм это и есть моя жизнь, моя причина быть там, и конечно, для меня альпинизм приносит радость, и прежде всего это моя страсть.

Чего Вы ищите в альпинизме?

В альпинизме я всецело посвящаю себя горам. Я думаю что есть три причины почему люди приходят к горам. Одна из причин это своеобразное завоевание красотой, то есть совершить победу над дикими и красивыми местами, но в этом контексте слова завоевание и победа означают что человеку, полюбившему горы хочется стать частью этой природы.
Во-вторых это спортивная задача, задача которая предлагает сразиться с своими возможностями, доказать себе что ты способен на большее.
И в-третьих это часть любопытства, разведки неизведанного, что очень важно именно для меня: открывать новые, дикие места и понимать, что лишь крошечная часть людей могут достичь чех высот, к которым подошел я.

Ферран Латорре (Ferran Lattorre) в четвертом высотном лагере на Нангапарбат
Ферран Латорре (Ferran Lattorre) в четвертом высотном лагере на Нангапарбат


Вы собираетесь завершить проект "14х8000". В чем смысл этой задачи для Вас?

Мне очень часто задают вопрос "для чего мне проект 14х8000". Я думаю, что после того, как поднялся на шесть восьмитысячников да еще и без использования кислородных баллонов, я понял что проект 14х8000 уже имеет смысл для меня, завершение этогопроекта даст мне ощущение завершенности всего того, что я делал в горах на протяжении стольких лет, ну и как настоящий альпинист я буду рад быть тем, кто ступил на все 14 высочайших вершин планеты.
Я думаю что о этом мечтает любой альпинист. Нангапарбат, К2, Гашербрумы...это мифические горы, о восхождение на которые мечтают многие.
Кроме того, это все таки мой личный вызов, этот проект даёт некоторый смысл моей спортивной карьере.
Если у меня и есть ответ на этот вопрос, то только один: потому что я чувствую глубокое удовлетворение. И сегодня у меня есть повод для надежды, ведь мне остался лишь один восьмитысячник, который я попытаюсь закрыть в этом году.

Быть первым каталонцем в программе "14х8000" возлагает на Вас определенную эмоциональную задачу, в прочем как ви тот факт, что у Вас есть "конкурент" - Оскар Кадьяк которому также как и Вам не хватает одного восьмитысячника


На самом деле мы с Оскаром договорились между собой что-бы разыграть эту театральную сцену с напряженным финалом [смеется]. Конечно это шутка, но все сложилось именно так, что теперь у нас с Оскаром есть соперничество за место первого каталонца на вершинах всех восьмитысячников планеты.
Я начал этот проект много лет тому назад и еще в 2009 году я планировал его завершить. И много лет мы с Оскаром шли "ноздря в ноздрю" и по правде говоря мы оба заслуживаем достойной победы.
Мы с ним из совершенно разных слоев общества с различными целями, и было бы здорово, если бы и мне и Оскару повезло в этом году, было бы конечно идеальное си бы мы завершили проект в один день, но поскольку у нас с ним разные вершины, это просто невозможно.

Давил ли Вас факт этой "конкуренции"?

Немного, потому что мне всегда было приятно быть первым в чем-либо. Но в этом проект для меня факт первенства не самое главное, и поэтому у меня нет никакого экономического давления. Если альпинизм находится за пределами всех этих вещей, которые описывают горные восхождения как вид спорта, то альпинизм не может быть соревновательным видом спорта, но я думаю что все-же здоровая конкуренция не помещала бы альпинистам.
Больше конечно из любопытства - интересно кто взойдет первым, но для меня более важно то, чего хочу я: просто подняться на все 14 восьмитысячников.
Любой альпинист, прошедший эту задачу, может похвастаться самыми невероятными историями восхождения, и не важно был он первым или последним.
Во всяком случае, даже пройдя лишь 13 восьмитысячников, я знаю, что этот проект действительно стоит того что бы им заниматься.

Вам остался лишь Эверест, взойти на него без использования кислорода - одна из больших проблем в альпинизме не так ли?

Обычно все начинается с Эвереста, и многие спрашивают меня действительно ли на него так просто подняться? Но я всегда отвечаю что нет, для меня Эверест самая сложная задача, потому что на него нужно подняться без использования кислородных баллонов. Он на 200 метров выше чем вторая по высоте гора мира К2, и у мня есть некоторые сомнения, потому что я теперь знаю свои пределы в альпинизме, и мне будет очень непросто завершить восхождение на Эверест.
Но с другой стороны я знаю, что закончить проект именно Эверестом - очень красиво, поскольку это отличный спортивный вызов, который стоит многого в конце этого проекта. А во-вторых эта та гора, о которой я мечтал долгое время, с 12 лет...
Я думаю что для меня будет очень красиво закончить профессиональный цикл восхождений именно Эверестом.
Я взволнован, и в то же время боюсь, потому что это большой спортивный вызов для меня.

Что такое подниматься на восьмитысячники без кислорода? И почему бы не использовать кислород?

Это мой спортивный проект, и моя большая мечта что-бы попытаться подняться на Эверест без искусственного кислорода. Кислород может использоваться в самых экстренных случаях, если что- нибудь случится и я надену кислородную маску, я думаю что люди поймут мои действия.

Ферран Латорре (Ferran Lattorre) в четвертом высотном лагере на Нангапарбат
Ферран Латорре (Ferran Lattorre) в четвертом высотном лагере на Нангапарбат


Вы поднимались без кислорода максимум на вершину К2

На К2 я понимался на отметку 8611 метров, но и на Эвересте я был примерно на такой-же высоте в своей второй попытке в 2001 году . Если не брать во внимание технические сложности, а учитывать только высоту, то эти горы очень похожи воздействием на организм без использования кислородных баллонов.
Сейчас я тренируюсь гораздо интенсивнее чем когда-либо, я полагаю что в купе с тем прогрессом что был у меня за последние годы у меня есть все шансы подняться на вершину, хотя она и выше моего предела, который я достиг на К2.
Но в альпинизме так часто бывает, когда человек планирует на один предел, на самом деле получается зайти еще дальше.
Обычно я выжимаю из себя все возможности, сосредотачиваясь на цели и получаю больше отдачи от своего тела.
Сейчас я чувствую что на этот раз, если все получится, восхождение будет стоить мне куда больше сил и эмоций чем раньше, хотя при этом безопасность восхождения не должна уменьшаться ни на каплю.

Что беспокоит вас больше всего в восхождении на Эверест?

Прежде всего, мои спортивно-физиологические возможности. В конце концов, Эверест без кислорода на самом деле не является чисто альпинистской проблемой, это больше всего проблема личностных физиологических возможностей. В моем случае это действительно предел возможностей и это то, что больше всего меня беспокоит, смогу ли ядостичь вершины без использования кислородных баллонов

Ферран Латорре (Ferran Lattorre) в четвертом высотном лагере на Нангапарбат
Ферран Латорре (Ferran Lattorre) в четвертом высотном лагере на Нангапарбат


Что пошло не так в Ваших предыдущих попытках подняться на Эверест?

Я шесть раз пытался подняться на Эверест, я переживал неудачи и с хорошей и с плохой погодой, как это было в 2000 и 2001 году, тогда я был слабо подготовлен физически. Особенно когда в 2001 году в компании с Альберто Иннуратеги (Alberto Iñurrategi) и Хуаном Вальеджо (Juan Vallejo) пытался пройти амбициозный проект в альпийском стиле по кулуару Хонбейна.
В последний раз я был на Эвересте в 2012 году, когда я прервал свое восхождение что бы спасти жизнь непальскому шерпе, пострадавшему от высотной болезни на высоте 8200 метров. На этом мое восхождение было закончено.
ЗА эти годы я пережил все возможные превратности погоды и ситуаций и надеюсь, что шестая попытка останется последней попыткой и в этот раз мне удастся подняться на Эверест.

Что для Вас Эверест?

Для меня это особая гора. Во первых я считаю ее очень красивой и захватывающей, гора, которая воплотила в себе все мифическое и таинственное, о чем рассказывают альпинистские истории. Я думаю что на этой горе были написаны лучшие страницы истории.
Эта гора также является отличительным знаком, с юных лет я зачитывался книгами Райнхольда Месснера, Криса Боннингтона, Джона Ханта... для меня эта гора - мечта детства.
Соберите все эти вещи вместе: мечту, страсть, спортивный вызов, красоту.... и Вы получите все то, что есть Эверестом.

Как высоко нужно подняться что бы по настоящему почувствовать что находишься на Эвересте?

Я бы сказал, что начиная с отметки 7500 метров это становится особенно заметным. Я полагю, что именно там проходит барьер, по крайней мере для меня. Я отмечаю, что что-то происходит в моем теле, иногда это бывает на высоте 780 метров или даже ниже.. на 7300. Несколько удачных лет и вы поднимаетесь выше, несколько неудачных лет восхождений и Вы поднимаетесь не так высоко на Эвересте.

Ферран Латторе, Арджун Ваджпай (Arjun Vajpai) и Ханц Венцль (Hanz Wenzl) на вершине Макалу
Ферран Латторе, Арджун Ваджпай (Arjun Vajpai) и Ханц Венцль (Hanz Wenzl) на вершине Макалу


На других восьмитысячниках также?

Это зависит от многих факторов, иногда это случалось на 7500, на Макалу например я начал страдать от острой нехватки кислородан а высоте 8100 метров, на Манаслу и Шишапангме на высоте 8000 метров.
Но с 7500 метров я начинаю чувствовать усиленное сердцебиение и ощущаю что мне очень сильно не хватает кислорода

Возможно, что на Эвересте серьезной проблемой будет большое количество людей, создающих пробки и очередя на узких местах маршрута?

Честно говоря меня не волнует количество людей на Эвересте. Да, они могут повлиять на мое восхождение, но и не поднимаюсь так быстро, что бы обгонять их. Я думаю что самый главный фактор для меня на Эвересте - добраться до четвертого высотного лагеря на высоте 7900 метров без каких либо проблем и без чрезмерной потери сил.
В четвертом лагере я должен максимально возможно отдохнуть, что бы на следующий день совершить успешный штурм, набрав почти 1000 вертикальных метров высоты. Мне нужно будет найти свой ритм, темп в котором я не израсходую все силы слишком рано.

Кто будет принимать участие в восхождении в Вашей команде?

Меня будет сопровождать австриец Ханс Венцль (Hans Wenzl) с которым я уже не раз поднимался вместе и румын Хория Колибашану (Horia Colibășanu) который много лет был напарником у Иньяки Очоа; также в моей группе другие альпинисты будут использовать кислородные баллоны, но в целом, мы будеи подниматься одной связкой втроем

Из тех 13 восьмитысячников, которые Вы прошли, какой Вы бы выделили особо?

Из 13 моих успешных экспедиций самый сложный в техническом плане подъем скорее всего был на Нангапарбат. Мы пытались открыть новый маршрут на лыжах и дошли примерно до отметки 7850 метров, откуда спустились в Базовый лагерь. Это было трудное восхождение и трудный год, когда на Нангапарбат не было кроме нас никого, поэтому пришлось спускаться по стандартному маршруту, поскольку мы смогли лишь установить один второй лагерь, ведь нас было трое человек...
И как же это было тяжело - практически пройти новый маршрут, но вынужденно спуститься вниз, назад, что бы попробовать подняться по стандартному маршруту.

Были ли восьмитысячники, восхождения на которые Вам понравились?

Наслаждения и страдания на восьмитысячниках идут рука об руку, иногда конечно одного больше чем другого, иногда наоборот. Восхождение на южной стене Шишапангмы мне больше всего понравилось, это было красивое восхождение, красивая гора с хорошими товарищами, кроме того это был мой первый восьмитысячник, на который я поднялся в 1992 году.
Но если брать во внимание получаемый от горы опыт, то безусловно я бы выделил Нангапарбат

А какое было самое тяжелое восхождение?

Самый тяжелый опыт был в 1995 году, когда я пытался подняться на Эверест в альпийском стиле, тогда я был очень молод, мне было 24 года, и в этой экспедиции, на акклиматизационной горе неподалеку от Эвереста погиб в лавине мой друг Хави. Когда погибает близкий друг это всегда тяжело, нет ничего более тяжелого, что бы пережить нечто подобное на горе.

Расскажите о Вашей жизни, о Вашей любви к горам, музыке, родителям...

Моя жизнь сложна , в прочем как и жизнь большинства людей. Сегодняшняя жизнь это постоянное преодоление множества проблем, мы живем в захватывающем, ярком, стремительно меняющемся но в то же время изнурительном мире. Но я живу с определенной целью, я сосредоточен на горах во всех их аспектах: спорт, общение, поиск спонсоров, нахождение проектов; все это не так легко особенно когда с другой стороны стоят семья, личная жизнь, домашние заботы и хлопоты. Это сложная жизнь, как и большинство жизней других людей. Но в то же время жизнь альпиниста гораздо интересней, ведь так скучно жить, когда занимаешься постоянно одними и теми-же житейскими проблемами. В этом смысле, я думаю, что мне очень повезло.

Ферран Латорре (Ferran Lattorre)
Ферран Латорре (Ferran Lattorre)


Как Вы думаете, что изменилось в современном обществе, привыкшему к социальным сетям?

Альпинизм изменился во многом. И это не относится к снаряжению, которое дало свой толчок к прогрессу в 80-ые годы. Теперь большие изменения пришли в альпинизм со стороны технологий: интернет, связь... И как и все в нашей жизни эти вещи имеют как положительную так и отрицательную стороны.
Я же собираюсь сосредоточиться лишь на положительной стороне: наконец-то альпинист на горе может создать свое медиа-пространство и обзавестись толпой поклонников. Альпинист может создать свой мир, свой проект и донести его до людей. До сих пор ничего подобного не было и это прекрасная возможность для современных альпинистов.

Тем не менее это также опасная возможность, потому что нет никакого фильтра, когда создаешь свое медиа-пространство

Также как и в жизни. Как я уже говорил у всего есть как хорошие так и плохие стороны. К примеру, плохо то, что вы делитесь всем что делаете в жизни, а хорошее то, что делитесь прекрасными фотографиями гор и интересными рассказами.
По поводу фильтров у меня есть сомнения, я думаю что люди не смотря ни на что будут пользоваться современным медиа-контентом, что бы узнать новости из мира гор.
Но при этом СМИ останутся как и прежде - источником информации для широких масс, это относится как к специализированным медиа публикующим материалы по альпинизму так и к журналистике в целом.

И тогда альпинисты должны перейти на новый ритм восхождений: начать постоянно твиттерить, постить в ФБ, закачивать фото в Инстаграм и мало ли еще в какие соц-сети и медиапроекты

Это плохая сторона альпинизма. Это сродни работы, это стресс... но с другой стороны очень интересно иметь свою он-лайн экспедицию. Это значительно изменяет современный альпинизм. Прежде альпинисты в экспедиции жили в изоляции от цивилизации, тратили все свое время на восхождение и на чтение книг. Сегодня альпинисты проводят много времени в он-лайне, надеясь что их новости опубликуют в кратчайшее время СМИ.

Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Теги: Ферран Латорре, Ferran Lattorre, Эверест, Эверест 2017, Everest 2017, восхождение на Эверест, 14x8000
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.desnivel.com
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ