Безопасность в одиночном путешествии

Один ходить в походы я прекратил, потому что… мне скучно одному. Поэтому это ретроспектива. Впрочем, всё что работает для одного работает и в группе, в группе легче. Задумался о публикации после разговора со знакомой скитуристкой.
Любит скитурить одна в горах.
Это абсурдная реализации хобби из-за лавинной опасности — как соло без страховки на скалах, только от тебя сильно меньше зависит.

Она — спортсменка, ходит очень быстро, снаряжение гоночное, т.е. — спандекс как у велосипедистов, мембрана вместо прималофта, тепло только в движении. Встретились мы на верхней станции канатной дороги в штормовых условиях. Она не могла согреться, её трясло в теплом помещении.
Переохладилась, во время остановки, пока отряхивала камус от налипшего снега (дождь со снегом, ветер 60 км/ч, около ноля). Её подход к собственной безопасности меня поразил.

Арабатская стрелка, 2008
Арабатская стрелка, 2008


Соло-походы/путешествия — опасное мероприятие. Если случиться что-то, лишающее вас возможности сознательного действия — проблемы со здоровьем, травмы и т.п., спасать вас будет некому. Даже если до цивилизации два часа пешком по тропе, сломанная нога и отсутствие связи — вы всё равно, что на Луне. Зимой времени меньше и последствия тяжелее. Будет серьёзное испытание вашей воли к жизни с самой высокой ставкой. С точки зрения последствий травм и серьёзных заболеваний, соло походы опаснее походов в группе и это нельзя изменить (но в плохой группе может быть так же опасно, как и в соло-походе). Организованная группа подготовленных людей всегда имеет преимущество даже перед гениальным одиночкой.

Главное, что необходимо понимать — безопасность это не то, как можно спастись при травме, а то, как избежать всех возможных неприятностей со здоровьем и выйти довольным, живым и здоровым в конце маршрута. Выбранная стратегия для похода определяет если не всё, то многое.

Таким образом, в первую очередь важно:


1. Планирование

Предупреждён — значит вооружён. Узнайте максимум о регионе: климат, логистику, источники воды, опасные животные и насекомые, социальная безопасность, режимные объекты на пути (заповедники, заказники, военные объекты), покрытие сотовой связью и т.п. Тщательно прорабатывайте маршрут дома. Изучите чужие отчёты о походах, карточки перевалов (если в горах), фотографии, снимки Google Earth, бумажные и векторные карты. Это не избавит вас от сюрпризов, приключения всё равно будут.

Прикиньте реальные дневные переходы (расстояние, набор, время). Реальные — это значит, что на второй день у вас не будет «отходняка» и вы сможете совершить остальные переходы по плану. Планируйте места стоянок, учитывая наличие воды и другие факторы. Если стоянки без источников воды, знайте где, во что и сколько её наберёте. В сети есть великолепная видео-лекция Андрея Лебедева о планировании биваков и дневных переходов, настоятельно рекомендую, он — мастер.

Используйте GPS. Приготовьте трек заранее, запасные варианты для неоднозначных частей маршрута, треки быстрого и простого выхода в цивилизацию, координаты важных мест.

Зарегистрируйтесь в КСО/КСС, если они существуют в районе. Скажите вашим близким куда и как собираетесь идти, установите контрольные сроки, схему маршрута, контрольные точки, договоритесь о регулярной связи. Передавайте близким из похода свои координаты в удобной форме. Оставьте близким телефон спасательной службы, номер страхового полиса и телефон страховой компании, если делаете страховку.

Приспосабливайтесь к региону. Например, нет никакого удовольствия идти по жаре. Можно встать с рассветом, идти часов до одиннадцати утра, потом сделать перерыв на обед и послеобеденный сон, часов до четырёх вечера, после чего продолжить движение до заката.

Имейте контрольные сроки для семьи.

2. Дисциплина и самоконтроль физического состояния

Вставайте рано, собирайтесь быстро. В горах часто погода портится после полудня. Не переутомляйтесь днём. Качественно отдыхайте ночью: это означает крепкий сон необходимой продолжительности. Выспаться можно хорошо только если вам не холодно ночью. После физической нагрузки человеку необходимо спать на 1-2 часа дольше, чем в городском режиме. Если утомлён и не выспался, концентрировать внимания на окружающем мире очень тяжело и вероятность, например, подвернуть ногу — выше.

Контролируйте своё самочувствие, принимайте меры раньше, чем наступит кризис: не перегревайтесь на солнце, предупреждайте обезвоживание (пейте регулярно по чуть-чуть, даже если не хочется), не переохлаждайтесь, заклеивайте пластырем потёртости до появления водянок и т.п. Если на маршруте будет жарко, а километраж большой- возьмите с собой минералы, например, регидрон или спортивные гели. Магний с витамином B6, если мышцы склонны к судорогам.

3. Физическая и психологическая подготовка

Тренированный организм даёт огромное преимущество, которое выражается в большем запасе прочности. Будучи в лучшей физической форме вы меньше устаёте, быстрее восстанавливаетесь и лучше контролируете ситуацию вокруг себя.

Как правило, в одиночных путешествиях легко концентрироваться на себе и окружающей природе. Изменения самочувствия или погоды замечать легче, чем если бы вы были в группе, не игнорируйте это.

Одиночные путешествия вдалеке от инфраструктуры либо в условиях, которые делают близкую цивилизацию далёкой требуют мобилизации организма. Чтобы стресс был минимален, необходим опыт. Опыт лучше получать в групповых походах возрастающей сложности. Чем больше опыт — тем меньше влияние стрессовых факторов (как с температурой комфорта спальника).

4. Снаряжение

Одиночка несёт всё «групповое» снаряжение на себе, вес бивачного снаряжения и кухни не делится на несколько человек. Считайте граммы, но не используйте хлипкое снаряжение. Сейчас нет проблемы купить хорошее снаряжение для любых целей. Лёгкое бивачное для леса, для гор выше уровня леса, для лета и зимы — разное.

Ориентирование

Считаю GPS, отображающий карту, обязательным, меня не раз он выручал. В лесу GPS экономит массу времени и сил на ориентирование, а выше уровня леса — в условиях тумана и отсутствия ориентиров (густой туман на морене, туман на снегу или ветер со снегом с низкой видимостью). GPS должен быть отдельным устройством, которое не боится купания в воде, со сменными батареями. Бумажная карта и компас тоже нужны. Компас — про запас, а на карте намного удобнее просматривать/планировать дневной маршрут.

Чтобы от компасм и карты был толк, необходимо уметь пользоваться. Держите GPS постоянно включённым для записи трека. Может пригодиться (спасти жизнь) для возвращения при ухудшении погодных условий. Ставьте точки ориентиров, давайте им краткое описание. Имейте нужное количество сменных батарей. Летом комплекта хватает на 2 ходовых дня (Garmin 60CSx), зимой — зависит от температуры, 4-10 часов, держите его в тёплом кармане.

Карты, маршрут, точки ориентиров, треки, запасные треки — всё это готовится дома и загружается в устройство до выезда. Google Earth в помощь.

Связь

Телефон GSM, спутниковый телефон, сменные батареи к ним. Договоритесь с кем нибудь о регулярной (раз в день) пересылке прогноза погоды: приготовьте ссылки на надёжные сайты, договоритесь о компактном формате записи.

Иногда полезно иметь мощную рацию (5-7 Вт). Знайте частоты, на которых работает милиция-полиция/пограничники/пожарные/спасатели/любители/альплагеря в этом районе. Связь с ними при помощи такой рации будет незаконной, если она не зарегистрирована. Возможно, за незаконное использование радиочастоты требующей лицензии придётся отвечать, но это лучше, чем умереть.

Имейте запасной аккумулятор для мобильного, упакованный герметично. Сотовая связь есть не везде, но в Украинских Карпатах, как правило, на горах, хребтах и возвышенностях — работает. Турая не работает в тени больших северных стен.

Еда

Еда в недельном автономном походе — это треть веса рюазака. Уделите ей внимание. К моменту решения попробовать путешествовать в одиночестве вы должны знать что к чему.

5. Социальная безопасность

Отличная статья о безопасности в велопоходе на Велопитере. Там есть всё: http://velopiter.spb.ru/trips/safety.htm.

6. Ответсвенность

Установите контрольные сроки связи с родными, оставьте им план маршрута и аварийных выходов, сроки прохождения ориентиров, оставьте телефоны местной спасслужбы и опытных друзей, которые помогут сориентироваться, если что.

Подумайте, что будет с вашими близкими, если случится не поправимое. Застрахуйте жизнь, что ли…

Теги: туризм, путешествия, солопутешествия, одиночный туризм,
Автор: Евгений Образцов, http://activelife.dp.ua/
Опубліковано в спортивний туризм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ