Одна из самых успешных кинопремьер минувшего года – «Эверест». А между тем в Барнауле были люди, сумевшие покорить эту коварную вершину и оставшиеся там навсегда.
Вторая попытка
Желание подняться на Эверест не оставляет тех, кто любит горы. Первую попытку покорения высочайшей вершины мира алтайцы предприняли в 50-х годах прошлого века. В составе совместной советско-китайской экспедиции были барнаульские спортсмены – борцы, железнодорожники Варис Рахимов и Виктор Сибиряков.
Восхождение было запланировано на 1959 год. На подходах к Эвересту разбили базовый лагерь, даже сделали заброску снаряжения, но в Тибете разразилась гражданская война, которая помешала осуществить задуманное. Альпинисты были отозваны из группы, про покорение высочайших вершин пришлось забыть на 38 лет.
Вторая попытка покорения Эвереста пришлась на 1997 год. Инициативу по организации гималайской экспедиции взяли на себя казахи. Барнаульский тренер Николай Алексеевич Шевченко, возглавлявший СКА-18 (спортивный клуб армии), решил присоединиться. Николай Шевченко перед отъездом признавался: «Не думал, что доживу до этого дня – отправлюсь на Эверест!»
Итак, альпинисты принимают решение о восхождении на Эверест. К этому времени безусловным лидером алтайского альпинизма стал Иван Плотников. Альпинизмом он начал заниматься в 1982 году, когда приехал по распределению в Барнаул после окончания Читинского политехнического института. Работал в АНИТИМе, выезжал в альплагеря, участвовал в сборах. В 1985 году его призвали служить в армию, где судьба свела Плотникова с Николаем Шевченко – Иван попал в команду альпинистов Сибирского военного округа.
Он сразу был замечен как сильный, перспективный спортсмен.
В 1987 году в составе алтайской команды впервые участвовал в чемпионате России – команда заняла третье место в классе ледовых восхождений. После этого Иван в составе сборной команды страны и Алтайского края побывал на многих чемпионатах России, Вооруженных сил, сначала как участник, затем – как руководитель. Все восхождения, которые совершил Иван Плотников, были трудными, но успешными.
В 1997 году альпинисты Алтая реально подошли к идее покорения высочайшей вершины мира. Каждый в совершенстве владел техникой высотных восхождений, все были в хорошей физической форме. Глава администрации Алтайского края подписал Постановление «О проведении экспедиции «Алтай - Гималаи. Эверест-97», посвященной 60-летию образования Алтайского края».
Повести альпинистов на вершину должен был Иван Плотников, к тому моменту ему исполнилось 36.
Он уже был мастером спорта международного класса, покорившим три гималайских восьмитысячника. По итогам спортивного года признан лучшим спортсменом Федерации альпинизма России.
Последний подъем
Готовили экспедицию долго, серьезно. Вначале планировали выехать в Гималаи девять мастеров спорта – весь цвет алтайского альпинизма. Они могли совершить восхождение на Эверест в автономном режиме: в группе профессиональные спасатели, врач, разработана тактика восхождения, продуманы все варианты.
Но средства на это далекое путешествие нашлись только для четверых. Да и то, по горькой иронии, как отметил один из корреспондентов местной прессы, в один конец. Группой взаимодействия должна была стать команда альпинистов из Алма-Аты, покорявшая Эверест одновременно с барнаульскими ребятами. Планировалось также взаимодействие с командами Грузии, Северной Осетии. Но похоже на то, что сработал принцип высотных восхождений – «каждый за себя».
В составе команды Иван Плотников, Николай Шевченко, Александр Торощин и Владимир Тумялис. Барнаульские альпинисты предприняли восхождение на Эверест самостоятельно, без поддержки и помощи, которая необходима в таких сложных походах. Все экспедиционные грузы – снаряжение, палатки, месячный запас продуктов – несли на себе. Идти пришлось без кислородных аппаратов, в довольно быстром темпе. Не оставалось времени на акклиматизацию. Злую шутку сыграла природа.
Весна в Гималаях в том году выдалась настолько теплая, что растаяли даже многовековые снега на высочайшей вершине Земли.
Ситуация в высокогорной зоне изменилась: вместо снега и льда, к которым восходители были готовы, обнажились скалы. На высоте пять тысяч метров из-за резкого ухудшения самочувствия вынужден был прервать восхождение Владимир Тумялис.
На пути к вершине на высоте 8600 метров, в районе так называемого серого скального пояса (до вершины оставалось каких-то 200 метров по вертикали), Александр Торощин повернул назад и начал спускаться. Крепкий спортсмен и сильный человек, Александр принял решение идти вниз самостоятельно. На скалах он погиб.
Остались в горах
Иван Плотников и Николай Шевченко не знали о случившемся, иначе бы прервали восхождение. На вершину взошли вдвоем 7 мая 1997 года. В 18.30 они вышли на связь, сообщили об успешном восхождении и вскоре начали спуск, надеясь по пути встретить Александра Торощина. Как известно, спуск с вершины порой труднее подъема.
Их настигла непогода. Мороз и ураганный ветер заставили альпинистов остановиться, чтобы переждать. Восхождению отданы все силы, осталось одно желание – хоть немного отдохнуть. В зоне смерти на восьмитысячной высоте это заканчивается трагически…
В тот же день радиостанция «Маяк» принесла на Алтай известие о гибели альпинистов.
При поддержке краевого управления по физической культуре и спорту установлен памятник в сквере возле спорткомлекса «Обь». Ежегодно 7 мая здесь встречаются друзья.
В горах Алтая есть вершина памяти погибших на Эвересте.
Обычные люди воспринимают альпинизм как бессмысленный риск для жизни. Но альпинисты – не самоубийцы, ни у кого нет желания красиво умереть на вершине. Пусть даже это будет вершина мечты, к которой стремился много лет. Но с Эверестом получилось так. Они совершили восхождение на высочайшую вершину мира и отдали за это самую высокую цену – собственную жизнь.