Эверест не завален трупами альпинистов

Эверест. Северная стена
Эверест. Северная стена


Когда родился принц Сиддхартха, пророчеством было предсказано, что он откажется от всего своего огромного наследства и станет великим учителем.
Испугавшись что пророчество сбудется, его отец, раджа одного из индийских княжеств, окружил своего сына заботой и комфортом.
Одним из повелений раджы были очистки городских улиц от больных и немощных людей, вид и разговоры с которыми, могли вынудить Сиддхартха уйти от судьбы наследника княжества.

Но тем не менее, принц был обеспокоен проблемами простолюдинов.
Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.
Тогда он осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий.

Это подвигло его на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Сегодня мы знаем этого великого человека под именем Будда.

В основе его учения было понятия непостоянства, то, что мы должны прожить свою жизнь, так продуктивно, насколько это возможно и не боятся смерти.

Буддисты обычно трезво смотрят в лицо смерти. Многие из них также спокойно относятся и к трупам. Они делают различие между телом человека, временным пристанищем и его душой - бессмертной сущности, которой уготована вечная настоящая жизнь.

Возможно, потому что мы, иностранцы, ведем гораздо более приземленный образ жизни, находится рядом с мертвыми телами нам очень не комфортно. Как правило они производят на нас либо брезгливое либо омерзительное впечатление. Мы не в состоянии провести различие между земным телом и вечной жизнью.
Многие из нас боятся мертвых тел, но как ни странно, если труп становится все более сложнее идентифицировать, то и стирается возникший к нему ужас.
Мы приходим в ужас, когда видим как работает с недавно умершими людьми патологоанатом, но при этом вполне спокойно можем наблюдать за работой археолога, откопавшего скелет человека из далекого прошлого.

 Мемориал Джорджа Мэллори и Сэнди Ирвина в базовом лагере на северной стороне Эвереста
Мемориал Джорджа Мэллори и Сэнди Ирвина в базовом лагере на северной стороне Эвереста


Одна из вещей, которая потрясает и удивляет людей, которым я рассказываю о своем восхождении на Эверест заключается в том, что они думают, что к вершине я поднимаюсь перешагивая через огромное число трупов.
Но почему же эти тела не спустили вниз и не похоронили по канонам буддийской религии? спрашивают они меня.

Но прежде чем ответить на этот вопрос, я собираюсь развенчать популярный медиа - миф о том, что Эверест буквально завален телами погибших альпинистов.
Развенчание этого мифа очень важно, поскольку именно на нем держится доказательство того, что восхождение на Эверест по своей сути не этично. Вы не поверите, но многие люди даже держат злобу на альпинистов, которые поднимаются на Эверест, считая что они начисто лишены совести, что они не остановятся ни перед чем ради достижения вершины Эвереста, и что альпинисты готовы идти к вершине даже по трупам своих товарищей.

Возвращаясь к теме мифа - с уверенностью можно сказать, что Эверест завален телами погибших альпинистов ровно настолько, насколько Антарктида завалена телами погибших первопроходцев эпохи Шеклтона.

Да, верно что на Эвересте за все время восхождений погибли более 200 человек, и что тела подавляющего большинства из них все еще находятся на горе.
Но с другой стороны - Эверест это огромнейшая территория, а большинство тел погибших спрятано в глубинах Северной стены, стены Кангшунг и ледника Кхумбу. Эти "погребения" настолько недоступны, как если бы тела были бы погребены в нескольких сотнях метров под землей. И уж тем более, о них ни один альпинист не спотыкнется и не переступит при восхождении на вершину.

Пожалуй лучшим примером этого является Сэнди Ирвин, который погиб в связке с Джорджем Мэллори на Северо-Восточном гребне Эвереста в 1924 году.
Некоторые люди полагают, что если альпинисты смогут найти тело Ирвина, то при нем будет и фотокамера, которая может раскрыть столетний секрет Эвереста: были ли на его вершине Ирвин и Мэллори в 1924 году.

Подробней о поисках тела Ирвина и его фотокамеры читайте в нашей статье: ПОИСКИ "СВЯТОГО ГРААЛЯ" НА ЭВЕРЕСТЕ. НОВЫЕ ДАННЫЕ О ПОИСКАХ ТЕЛА ЭНДРЮ ИРВИНА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПОКОРЕНИЯ ЭВЕРЕСТА В 1924 ГОДУ

Однако, в течении вот уже без малого как 100 лет, альпинисты ищут тело Ирвина на Северном склоне... Для этого используется как визуальный метод, так аэрофотоснимки и спутниковые снимки. Но все поиски оказываются тщетными, и по всей видимости тело Ирвина так никогда и не будет найдено.

На нашем городском кладбище гораздо больше трупов, и лежат они гораздо плотнее.... Конечно ни все скрыты от глаз, но при этом каждое надгробие отмечает эти тела, но есть и такие места, где надгробия нет.... а это значит, что когда я иду с могиде своих родственников, я невольно переступаю или даже наступаю на могилы давно покоящихся других людей.

Северная стена Эвереста. Третий высотный лагерь. Где-то в этом районе лежит тело Сэнди Ирвина
Северная стена Эвереста. Третий высотный лагерь. Где-то в этом районе лежит тело Сэнди Ирвина


Итак, давайте перестанем реагировать на бульварные заголовки. Эверест не завален трупами!
За минувшие 100 лет менее 300 человек погибли в этом горном массиве. На Земле есть сотни других мест, в которых были гораздо большие жертвы.
Но что же так шокирует людей когда мы говорим о трупах именно на Эвересте? Пожалуй тот факт что эти тела так и остаются на склоне горы и не вывозятся в долины, где они могли бы быть похороненным в земле.
Так почему так происходит?

Простым ответом на этот вопрос может служить тот факт, что в большинстве случаев провести такую операцию просто напросто невозможно.
Вертолеты не могут работать на большой высоте из-за разряженной атмосферы, а со стороны Тибета их полеты в высокогорье вообще запрещены Китайским правительством!

Даже если человек умер на руках своих товарищей, спуск вниз тела с большой высоты займет всех альпинистов и шерп экспедиции, а в предвершинной зоне даже слаженная работа всей команды может не помочь в спуске.
Большинство альпинистов, ступая выше "зоны смерти" осознают эту тонкую грань между жизнью и смертью. И своей первоочередной задачей они считают свою безопасность а не достижение вершины во что бы то ни стало.
К тому же, специальная операция по вывозу тела погибшего с горы в долину будет стоить не один десяток тысяч долларов семье погибшего, да еще и будет ставить в опасность жизни принимающих в этой операции участие других альпинистов.
Страховка альпинистов, как правило, покрывает работу по поиску и спасению, но эти страховки не работают если проводить операцию по вывозу тела погибшего.

Тела же тех альпинистов, которые погибли, сорвавшись с маршрута, вообще зачастую, недостижимы для спаскоманды, и в таких суровых условиях, эти тела очень быстро замерзают в лед.

Когда поисковая группа обнаружила тело Джорджа Мэллори ниже северо-восточной части хребта в 1999 году, что бы спустить тело на нижние участки, потребовались усилия пяти сильных альпинистов, которые в течении часа не могли спустить тело по крутой части склона покрытому гравием и крупными камнями; и еще не менее 45 минут, чтобы соорудить могилу и надгробие для тела Мэллори.

Во многих случаях родственники и друзья погибшего, осознавая всю сложность подобной ситуации, приходят к решению о том, что нужно оставить тело на склоне горы и не пытаться его достать.
Есть история о том, что в 1993 году была предпринята попытка вывезти тело погибшего на К2 американского альпиниста Артура Гилки (Arthur Gilkey) и похоронить его на родине.
Артур погиб в 1953 году во время попытки первого восхождения на восьмитысячник К2.
На протяжении многих лет эта трагедия оставалась самой ужасной в американском альпинизме и даже стала обладать мифическими чертами
Тело Арта Гилки было найдено на склоне горы лишь в 1993 году, а в последствии у подножия К2 был поставлен мемориал, который в настоящее время стал местом почитания всех погибших альпинистов на восьмитысячнике К2.

Но когда в 1993 году руководитель той экспедиции, Чарльз Хьюстон узнал этих планах, он резко заявил, что предпочел бы не трогать тело погибшего и оставить его у подножия горы.

Подробней о этой трагедии читайте в статье: УМЕР РОБЕРТ КРЕЙГ, АЛЬПИНИСТ И ПИСАТЕЛЬ, БЫВШИЙ СВИДЕТЕЛЕМ СТРАШНЫХ АЛЬПИНИСТСКИХ ТРАГЕДИЙ

Тела же тех альпинистов, которые погибли от истощения, находящиеся рядом с маршрутом восхождения, зачастую находятся на границе поля зрения, или через некоторое время, оказываются на склонах Юго-Западной стены или на Кангшунг со стороны Тибета.
Подобное случилось и с Дэвидом Шарпом, британским альпинистом, который умер на северо-восточном гребне в 2006 году. Его тело было убрано с маршрута восхождения по просьбе его родных.
Подобное случилось и с индийским альпинистом Цэваном Палджором, который умер в 1996 году, но его тело оставалось у всех на виду в нише на северо-восточной части хребта в течение почти 20 лет: но теперь его там нет... судя по всему его убрали с маршрута.

Тем не менее каждый год люди погибают на Эвересте, и в большинстве случаев их тела остаются на горе. Если же Вы предпримете попытку восхождения на вершину и подниметесь на нее, наверняка по пути Вы заметите несколько тел погибших.

Я также проходил рядом с телами погибших, но я не зацикливался на них. Я понимал, что эти несколько тел, лишь малая доля тех погибших, которые остались здесь навсегда за минувшие десятилетия.
Я видел, что некоторые тела лежали на маршруте, они погибли от истощения, и я мог понять, как они погибли, я знал как они страдали и понимал, что не мог позволить себе оставить своих родных и близких с подобным горем.




Обратите пожалуйста внимание на эту фотографию. На ней изображен вид на участок маршрута Эвереста от третьей ступени. Фото сделано с высоты 8600 метров. При ее детальном изучении можно увидеть четыре трупа на склоне Эвереста.
Два тела, лежащие близко к маршруту вероятней всего погибли от истощения. Одно тело находится в 50 метрах ниже, частично покрытое снегом и еще одно свисает с края скального участка. Эти тела были отнесены альпинистами подальше от тропы, что было по своей сути эквивалентом захоронения.

Два тела лежат дальше вниз по склону, вполне вероятно что они погибли от падения, и вынос этих тел подальше от маршрута означал бы проведение огромной по своим масштабам операции.

Вообще, на этом участке, у третьей ступени находится большое количество тел погибших, это связано с тем, что отсюда, вершина Эвереста кажется на расстоянии вытянутой руки, и этот обманчивый факт заставляет альпинистов двигаться к вершине не смотря на свое состояние, когда правильным решением было бы повернуть вниз.

Еще раз напомню, что это фото сделано на отметке 8600 метров и лишь около 100 человек в год проходят этот участок, и те, у кого нашлись силы дойти до такой высоты, уже с трудом находят еще сил, что бы бороться за собственное выживание.
Только лишь на этой фотографии я обнаружил тела еще двух погибших альпинистов, ведь на деле, своими глазами я видел на этой ступени лишь двоих...
Но как ни парадоксально это звучит, эти два тела и помогли мне выжить в восхождении

С тех пор я удалил это фото с своего блога, что бы предотвратить неуместные высказывания и разговоры.
Я оставил здесь только версию фото с низким разрешением, что бы было весьма затруднительно различить тела погибших.

Некоторые люди, которые слышат о телах, лежащих на Эвересте, говорят что гора должна быть закрыта для восхождений, в память о тех, кто остался там навсегда.
Я же не совсем понимаю такой подход, но думаю, что такое мнение возникает, когда люди совершенно не знают что такое альпинизм, что такое восхождения на вершины гор.
Альпинисты, которые идут на Эверест понимают и знают о рисках, они сами решили принять этот риск, потому что альпинизм и победы обогащают их жизнь.

Конечно не все считают, что подобный риск стоит награды, но и это выбор каждого альпиниста. Альпинизм и горы - это не то место, где разумно вмешиваться в выбор других.
Я не знаю ни одного альпиниста, который хотел бы что бы гору закрыли для восхождения в память о погибших, о тех, кто рискнул и их риск был выше чем они могли преодолеть.

Возможно было бы легче, если бы люди воспринимали восхождение на Эверест как метафору для жизни. И если Вы хотите прожить жизнь - Вы должны признать, что время от времени Вы будете видеть трупы, поскольку мертвые это часть реальной жизни.
Возможно этот взгляд поможет более трезво оценить ситуацию с Эверестом и понять что означают трупы на склоне горы.
Каждая смерть это трагедия для близких и родных погибшего, но смерть это неизменная часть нашего существования. Смерть сопровождает всех нас на протяжении всей жизни. И когда кто либо умирает, мы можем научиться быть более милосердным и стать лучшим человеком.

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке

Теги: Эверест, Everest, трупы на Эвересте, тела погибших на Эвересте, погибшие на Эвересте, смерть на Эвересте, альпинизм
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.markhorrell.com
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ