Геннадий Копейка: «Если ты веришь — ты выживешь в любой ситуации»




На этой неделе в украинский кинопрокат вышла картина «Эверест», сюжет которой основывается на реальном восхождении, закончившемся трагедией.

В этом фильме все по законам Голливуда: драма события в целом и каждого персонажа в отдельности, приключения, динамические сцены и потрясающие виды «главного героя» — горы Эверест (она же Джомолунгма). Цель участников экспедиции — покорение вершины. Но победителем станет лишь тот, кто сможет спуститься вниз.
Фильм не мог не привлечь внимания профессиональных альпинистов. Пока такие впечатлительные зрители, как автор этих строк, ищут в сумочке платок или салфетку, спортсмены легко замечают «недочеты». Поэтому на обсуждение блокбастера корреспондент «Времени» и заглянула в Харьковский клуб альпинизма.

Одна трагедия — два мнения

Прежде всего, надо сказать, что история, положенная в основу фильма, произошла весной 1996 года. Тогда на Южном склоне Джомолунгмы замерзли насмерть сразу 5 человек, включая руководителей двух коммерческих экспедиций Скотта Фишера и Роба Холла. Они и еще четыре гида имели огромный опыт, а 6 из 16 клиентов уже поднимались в горы на отметку 8 километров. Однако стечение обстоятельств и резкое ухудшение погоды привели к трагедии. Участники слишком долго оставались между верхним лагерем и вершиной. С наступлением темноты и бури члены групп были рассредоточены на склоне.

Вовремя до лагеря добрался только инструктор экспедиции «Горное безумие» Анатолий Букреев (легендарная для альпинистов личность: взошел на 11 из 14 восьмитысячников, погиб при восхождении на 12-й). Он в одиночку пошел искать в буране людей и благодаря своему опыту и физической выносливости в два захода вывел троих. Надо сказать, что за их спасение Букреев получил премию Альпийского клуба им. Дэвида Соулса (вручается альпинистам, спасшим людей с риском для собственной жизни), а также публичную благодарностью Палаты представителей Конгресса США.

Тем не менее, появилось другое мнение. Американский журналист Джон Кракауэр, приглашенный в экспедицию гидами «Консультантов по приключениям» для написания рекламной статьи, издал книгу, в которой обвинил в трагедии инструкторов команды «Горное безумие». Позже по этому сюжету сняли фильм «В разреженном воздухе: Смерть на Эвересте». Букреев был потрясен, просил описать и его версию, но тщетно. Чуть позже в соавторстве с писателем Вестоном Де Уолтом альпинист опубликовал книгу «Восхождение», в которой отмел обвинения в свой адрес.

Подробней читайте в статье: БЕЗУМИЕ НА ЭВЕРЕСТЕ. ДНЕВНИК САМОЙ МАСШТАБНОЙ ТРАГЕДИИ НА ЭВЕРЕСТЕ ПРОИЗОШЕДШЕЙ 11 МАЯ 1996 ГОДА

«Эверест», как считают харьковские альпинисты, очень близок к реальным событиям. Однако с той оговоркой, что Букреев все-таки изображен «немножко некорректно».

— Я хорошо знал Анатолия по совместным тренировкам и сборной команде СССР. Мы с ним вместе ходили в 1991-м на Эверест, — вспоминает президент Федерации альпинизма и скалолазания Харьковской области Геннадий Копейка. — Букреев — сильнейший альпинист. Ему в фильме ставят в упрек то, что он отказывался нести на южную вершину кислород. Он всегда ходил без кислорода, но ему это позволяло делать отменное здоровье и физическая подготовка. Я тоже ходил на восьмитысячники без баллонов, как и многие другие наши спортсмены. В Союзе считалось неспортивно использовать кислород на высоте. Да и не было риска умереть, если он закончится… Анатолий был скромным парнем, готовым в любую минуту прийти на помощь, но, конечно, со своими спортивными амбициями.

Геннадий Копейка
Геннадий Копейка


Актеры не передали самое главное

Говорить о причинах трагедии можно долго. В фильме мы видим вереницу событий, которые изначально дают понять: добром дело не кончится. Перильные веревки на ступень Хиллари почему-то не были провешены. Это якобы должны были сделать местные проводники-шерпы. Часть людей оказались физически не подготовленными для такого восхождения, и графики движения были нарушены. И, конечно, разыгравшийся буран не оставил шансов.

— Во время нашего восхождения в 1991-м была аналогичная погода. Одним удалось достигнуть вершины, другие, и я в их числе, повернули обратно, — говорит Геннадий Васильевич.

Всех персонажей играют известные актеры. Кстати, некоторые имеют внешнее сходство с прототипами.

— Правда, Букреев не играл на аккордеоне, как это показано в фильме, хотя с удовольствием пел и играл на гитаре, — отмечает Геннадий Копейка. — Да и вечеринок с танцами в лагере не бывает. Да и такой ровной площадки на леднике Кхумбу нет.

Ну а самое главное — актеры не смогли сыграть основную проблему высотных восхождений — отсутствие кислорода! На самом деле все гораздо сложнее, чем в фильме. Даже на высоте базового лагеря (5100 м), а тем более в высотных лагерях постоянно чувствуется нехватка кислорода. Любое движение сопровождается учащенным дыханием, а при подъеме на высоту выше восьми тысяч метров на каждый шаг приходится делать несколько вдохов и выдохов. Бешеный ветер и ураган в финальных кадрах фильма — это более естественное состояние Эвереста, чем тепличные условия, в которых была снята большая часть фильма.

Отмечу, что величественные Гималаи снимали в итальянских Альпах, в Исландии и в самом Непале. Конечно, осуществить съемки на такой огромной высоте было бы невозможно.

Тем не менее, харьковские альпинисты признают, что от экрана глаз не могли оторвать. Актеры вполне правдиво передают психологическую атмосферу и эмоциональное состояние людей, попавших в столь экстремальную ситуацию.
Меня, как человека несведущего, интересовало: действительно ли можно переночевать на склоне в снегу? Ведь температура там минус 30–40 градусов, а в бурю — еще ниже!

— Я знаю многих альпинистов, которые пережили «холодные ночевки» на высотах выше 8000 м, да и сам был в такой ситуации. Человеческие ресурсы неисчерпаемы — если ты двигаешься, если ты знаешь, если ты веришь — ты выживешь в любой ситуации. Этому и учит альпинизм! — говорит Геннадий Копейка.

Горы — это такой адреналин…

Авторы фильма пытаются ответить на вопрос, почему же каждый из участников экспедиции идет к вершине. Понятно, что гиды зарабатывают этим деньги, кому-то не дают остановиться спортивные амбиции, кто-то захотел испытать судьбу, уплатив кругленькую сумму.

Бэк, один из персонажей, который, кстати, чудесным образом «воскресает», говорит: «Когда я дома, надо мной черная туча, я нахожусь в депрессии, а здесь я заново рождаюсь. Это как лекарство».

Другой герой пытается воплотить мечту уже в третий раз. Деньги на поездку для обычного уборщика в школе собрали дети. «Я не могу их подвести. Четвертого раза не будет. Они мне дали флаг, я обязан его установить».

— Трудно передать, объяснить: почему? Потому что, когда побываешь в горах, хочется возвращаться туда вновь и вновь, — передает свои личные ощущения Геннадий Копейка. — Конечно, это адреналин и красота гор. В обычной жизни — суета, какие-то проблемы. Там же перед тобой конкретная цель — вершина, все другое отходит далеко на второй план. Ты борешься, преодолеваешь. Признаться, даже наступает разочарование, когда достигаешь вершины. Все, больше нет цели. И ты ищешь другую. У меня были периоды, когда я пять лет не был в горах. И вот опять идешь и попадаешь в эту атмосферу, чувствуешь себя как будто и не покидал это все.

В общем, «Эверест» — хорошее яркое кино, наполненное смыслом и потрясающими спец­эффектами. И правильное. Здесь нет негативных героев, хотя изначальный намек на конкуренцию присутствует. Но «последнее слово всегда остается за горой», — говорит один из персонажей.

Харьковчане признают, что в жизни все может выглядеть не так романтично. Порой альпинисты не останавливаются, чтобы помочь обессиленному человеку, встреченному на маршруте. На склоне человеческая жизнь стоит меньше, чем сумма, заплаченная за подъем на вершину. Каждый думает о себе…

Теги: Геннадий Копейка, Эверест
Автор: http://timeua.info/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ