Юго-Западный контрфорс восьмитысячника Дхаулагири (Dhaulagiri, 8167 м), седьмого по высоте восьмитысячник мира, долгое время оставался непокоренным..
Впервые этот восьмитысячник был покорен 13 мая 1960 года сборной Европейской командой на базе швейцарской экспедиции. Для транспортировки экспедиции и грузов использовался лёгкий самолет (впервые при штурме восьмитысячника так плотно применялась техника). Экспедицией руководил один из участников неудачной попытки 1958 года — Макс Айзелин — автор идеи восхождения по Северо-восточному гребню.
13 мая Курт Димбергер, Динер, Шелберт, Форер и шерпы Наванг с Ньимой благополучно достигли вершины из штурмового лагеря 7800 м. Впоследствии этот маршрут стал классическим.
Спустя 15 лет, в 1975 году, впервые к Юго-Западному контрфорсу, пришли альпинисты. Это была японская команда под руководством Такаши Амемийя (Takashi Amemiya). Их целью было первопрохождения ранее неприступной стены.
Японцы увидели, что эта стена гораздо более сложна и опасна чем стандартный маршрут восхождения, который даже и в наши дни остаётся одним из сложнейших среди классических маршрутов восхождения на восьмитысячники.
Однако экспедиция была завершена страшной трагедией.
В ночь с 25 на 26 марта большая лавина прокатилась по первому высотному лагерю экспедиции.
11 альпинистов сумели выжить, а 2 японца и 3 шерпы погибли в этой трагедии.
В 1978 году свои силы попробовала французская команда, однако они смогли дойти только лишь до отметки 7200 метров.
Следующая попытка была организована польской экспедицией в 1986 году, они поднимаются выше 7500 метров, однако также не доходят до вершины.
И только лишь 6 октября 1988 года тройкой альпинистов: Казбек Валиев (Казахстан), Юрий Моисеев (Казахстан) и Золтан Демиян (Чехословакия / Словакия) был впервые пройден этот маршрут. Экспедицией руководил словак Жири Новак (Jiri Novak).
Восхождение по маршруту длилось 14 дней в чистом альпийском стиле: без помощи шерп, без заранее провешенных перил и установленных высотных лагерей.
Базовый лагерь команда установила на отметке 3700 метров.
С отметки 5000 метров до 6000 метров на маршруте присутствует множество скальных башен.
С 6000 до 6800 метров снежный участок с уклоном в 65 градусов.
Далее еще один участок с скальными башнями.
Ключевой участок маршрута: 400 метровый вертикальный отрезок с категорией трудности V+.
После чего, выход на вершину уже не представляет особых трудностей.
Этот маршрут был признан на Конференции Международного Соза Альпинистских Ассоциаций (UIAA) лучшим альпинистским достижением 1988 года.
Всего же по Западной стене Дхаулагири, за всю ее историю было проложено 4 маршрута:
- Чешский маршрут 1984 года по левой части стены с выходом на перемычку (7600 м) С-З гребня и далее совпадает с завершением японского маршрута 1982 года по Северной стене.
- Чешский маршрут 1985 года по правой части стены. Линия не завершена, достигнута высота 7250 м, то есть пройден скальный бастион – самая сложная часть стены.
- Маршрут по Юго-Западному ребру. Пройден тройкой – Казбек Валиев, Юрий Моисеев и Золтан Демиян осенью 1988 года в альпийском стиле после трех неудачных попыток других экспедиций.
- Маршрут Казахской экспедиции 1991 года между чешскими маршрутами.
Далее из статьи Ф. Свешникова в газете Советский спорт за 03.01.1989
Седьмая ночь на Дхаулагири
Седьмая ночевка на склонах гималайского восьмитысячника Дхаулагири была тревожной. Темнота застала их на высоте 7500 м, на скальной стенке. Их было трое - Казбек Валиев и Юрий Моисеев из Казахстана, Золтан Демьян из Чехословакии. При свете фонариков они вбили в стену несколько крючьев, укутались в полотнище палатки. Саму палатку растянуть было негде. В общем, привычное дело: «ночлег полусидя» на узкой полочке, на виду у Гималаев.
Фото из статьи Ф. Свешникова в газете Советский спорт за 03.01.1989
Вы, конечно, помните, что заслуженный мастер спорта Казбек Валиев были среди 11 советских покорителей Эвереста в мае 1982 года. Спустя 6 лет председатель Федерации альпинизма Казахстана К. Валиев стал единственным пока советским альпинистом, покорившим два восьмитысячника в Гималаях - Эверест и Дхаулагири. Его товарищ - Юрий Моисеев из Алма-Аты - стал двенадцатым советским спортсменом, покорившим восьмитысячную высоту.
Рассказывает Казбек Валиев:
- Восхождение нашей тройки на Дхау состоялось в рамках небольшой экспедиции альпинистов из ЧССР, поднимавшихся на Аннапурну и Дхаулагири. Скажу сразу, мы сходили бы и на Аннапурну, просто времени не хватило. Экспедиция проводилась в альпийском стиле, который принципиально отличается от традиционной «осадной» тактики восхождения на восьмитысячники. Примером классического стиля была наша первая гималайская экспедиция. Тогда сам объект восхождения - Эверест потребовал длительной осады, организации промежуточных лагерей, ступенчатой акклиматизации, громоздкой команды, многочисленных «грузовых выходов» на заброски, большого каравана шерпов, многих хлопот с кислородом.
Альпийский стиль совсем иной. Восхождение совершается небольшой автономной группой в жестком темпе, безо всяких забросок, без промежуточных лагерей, без шерпов и без кислорода. К вершине идет обычно маленькая, мобильная группа из 2-3 человек.
При таком стиле резко возрастает нагрузка на каждого. Конечно, риск тоже увеличивается, ждать помощи неоткуда. Однако никакого авантюризма не было. Нашим оружием были отличная физическая, техническая и высотная подготовка, хорошее современное снаряжение, полное взаимопонимание и взаимовыручка в тройке. Каждый честно взял на себя треть общих усилий. Конечно же, нашим большим преимуществом был темп
. При альпийском стиле время восхождений по самым сложным маршрутам измеряют не месяцами, а часами. Медики считают, что это очень важно, так как на гималайских высотах организм спортсмена утрачивает возможность восстанавливать силы даже при длительном отдыхе. Человек работает как бы на самосожжении.
После возвращения с Дхаулагири спортивный комментатор радиостанции «Юность» Б. Боровский спросил, использовали ли мы кислород. Нет, не использовали. И даже вообще не брали с собой на гору кислородное снаряжение. Все трое - Юрий Моисеев, Золтан Демьян и я - взошли на Дхаулагири (8222 м) без кислорода.
Маршрут этот - технически сложный. Мы поднимались и вершине по юго-западному гребню новым, нехоженым путем. На высоте от 6800 до 7000 метров нам попалась протяженная скальная стенка, немного напоминающая южную стену пика Коммунизма. Это было ключевое место маршрута - крутая ледово-скальная стена. Мы уверенно одолели ее.
Журналисты иногда спрашивают: что может нас остановить в высоких горах? Отвечаю: технических сложностей для нас практически нет. Пожалуй, единственное - непогода (за исключением всяких ЧП). На склонах горы был очень сильный ветер, у Золтана даже возникла мысль: а не спуститься ли нам и переждать? Однако мы с Юрой его убедили, что надо продолжать подъем. У нас большой опыт работы при сильном ветре.
Последний бросок к вершине длился 8 часов. На штурм вышли в 11 утра, цели достигли в 7 часов вечера - почти затемно. Высота - 8222 метра. Вершина. В закатных лучах солнца отлично видны восьмитысячники: совсем рядом Аннапурна, а чуть дальше Чогори. На вершине мы оставили вымпел Казахского альпклуба и герб Казахской ССР. Записки писать не стали: на такой высоте при сильном ветре достаточно нескольких секунд, чтобы обморозить руки. Практически это было чисто зимнее восхождение.
В палатке под вершиной были в 10.30 вечера. За нами на Дхаулагири поднималась группа японских альпинистов, но они не смогли достичь цели из-за сильного ветра.
Несколько слов о моих спутниках. Юрий Моисеев из Алма-Аты - инструктор альпинизма, ему 34 года, тренер команды СКА, мастер спорта. По рейтингу 1988 года Юрий Моисеев стал лучшим альпинистом страны. Это разносторонний мастер, выносливый, волевой спортсмен.
Хорошо сработались мы с нашим другом Золтаном Демьяном, Человек он общительный, говорит на семи языках, а его восхождение с нами отмечено еще одним, высшим лингвистическим достижением. После горы он стал не только свободно говорить, но и думать по-русски. Золтан Демьян сегодня - один из сильнейших высотников Чехословакии. Он покорил восьмитысячники Лхотзе-шар и Эверест без кислорода, одолел технически очень сложные маршруты в Альпах, на скальных стенах в фиордах Норвегии.
Была у нашей двойки с Ю. Моисеевым и еще одна сверхзадача. После восхождение мы с ним прошли большой кольцевой маршрут вокруг этого горного массива.
Это был разведочный поход в связи с предстоящей в 1991 году экспедицией альпинистов Казахстана на Дхаулагири. Нам удалось разведать наиболее удобные пути подходов. Мы нашли технически интересный и сложный путь к вершине. Предполагаем пройти его в альпийском стиле, решить таким образом новую, сложную задачу в высотном альпинизме гималайского типа. Иначе не стоит браться за дело.
Можно добавить, что по статистике высотных восхождений в Гималаях в альпийском стиле, которое ведет английское агентство Рейтер, наше восхождение на Дхаулагири заняло четвертое место. Это, конечно, весьма престижно. Впрочем, мы знаем и то, что неизвестно агентству, - Казахстан уже сегодня может выставить несколько сильных команд высотников, которым по плечу решать самые сложные задачи в Гималаях. Что же касается нашей тройки, то мы попали в первую сотню восходителей на этот гималайский гигант.
Точнее. Золтан был 96-м, Юрий - 97-м, а я 98-м альпинистом, поднявшимся на Дхаулагири.
Небольшой комментарий к рассказу Казбека Валиева. Наши альпинисты-высотники в Гималаях наконец-то начинают «брать свое». То, что давно им было потенциально доступно. Успех на Дхаулагири особенно впечатляет тем, что, впервые пройдя гималайский маршрут в альпийском стиле, Ю. Моисеев и К. Валиев справились с делом великолепно.