Восхождение на Шхару по маршруту Хергиани украинской команды

Еще один рассказ участницы альпинистского сбора Киевской ФАиС Украины в горах Грузии, Ревчук Оксаны.

Читайте также статью: Сванский триптих: "Тетнульд, Ушба и Шхара"

- И где этот крюк с желтой петлей?

- Я уже тоже его не вижу.

  Показалось, порода полосатая.



Шхара в переводе со сванского – полосатая.

Мы попытались приблизится к ней и она открыла нам свои полосы.
Началось все 17 августа – сели в машину и поехали под гору. Ушгули, нарзаны, подход, солнце, погода радует. Морена с бесчисленными камнями заметно утомила, но мы все-таки заставили себя подняться на «зеленку», чтобы отдохнуть в тепле и уюте. Спрятали то, что не пригодится на маршруте и пока не выключили свет, присматривались к скалам правее водопада. Ничего особенного, скалы, как скалы, но приходилось отвлекаться на другую сторону – оттуда постоянно что-то падало.

По светлому вышли под маршрут. Удивил водопад – вечером он был широким потоком воды, грязи, камней, а утром стал вполне обыкновенным водопадом, просто вода падала со стены. Быстренько по прямой прошли ледник и мы у стены. Первый участок порадовал нас приятным лазанием по наклонной плите с вариантами небольших зацепок. Но так продолжалось недолго. Потом пошли кулуары, гораздо больше живья, чем хотелось. Встречались и интересные подлазы. Шхара манила нас солнечной погодой и 11 веревок первого бастиона, несмотря на тяжелые рюкзаки, пролетели относительно быстро.

Начало маршрута. 1-я веревка
Начало маршрута. 1-я веревка


Последний участок первого скального бастиона
Последний участок первого скального бастиона


После двух мы уже были на ночевках. Красивое и уютное место. Камень на краю пропасти порадовал нас наличием мобильной связи в наших телефонах. На маршруте таких мест больше не было, но кое-где появлялся роуминг.
Обед, ужин. Присматриваемся к дальнейшему пути и нашему желобу, который придется перебегать, в надежде вычислить «расписание движения поездов», проходящих по этим рельсам. Все сухо, тепло и комфортно.

Первые ночевки. Камень со связью.
Первые ночевки. Камень со связью.


Капитан в раздумьях
Капитан в раздумьях


Второй день работы на маршруте снова начался у нас не очень рано. Основным аргументом было освещение – в темноте тяжело ориентироваться, но светать начинало еще во время наших сборов.
В горах все обманчиво. Вечером думали, что до второго скального бастиона рукой подать, а добрались мы до него больше, чем через 2 часа. Основным препятствием был желоб – бобслейная трасса, диаметром 2-3 метра, по которой стекал приличный водопад и сверху порционно приходили куски льда со снегом.

Позади желоб
Позади желоб


Первая веревка на втором скальном бастионе.
Первая веревка на втором скальном бастионе.


Полосатая Шхара
Полосатая Шхара


Шестая и седьмая веревки второго дня
Шестая и седьмая веревки второго дня


Полка под одну палатку (начало 8-й веревки второго бастиона)
Полка под одну палатку (начало 8-й веревки второго бастиона)


На втором бастионе Шхара начала показывать нам свои не только белые полосы. Лазание оказалось по плотнее. Вроде бы и ничего военного, но нигде не расслабишься. На седьмой веревке Аня даже рюкзак сняла, потом за ним возвращалась.
С утра было пасмурно, временами срывался то дождь, то дождик. После обеда на небе началось интенсивное движение, которое собиралось за Айламой. К шести часам серое небо было над нами и начало выливаться дождем со звуковым сопровождением. Вначале при вспышках и разрядах ежились – как-никак все металлисты и на гребень выходим. Но когда вода начала сочиться уже по самым нижним слоям нашей многослойной одежды, то не всем разрядам молнии можно уделять столько внимания, как в тепле и уюте, которое в нашем случае продолжалось недолго.

Все последующие дни погода нас не радовала. Иногда открывались ясные окна, в которые удавалось куда-то проскочить, но чаще мы были то ежиками в тумане, то белыми одуванчиками на ветру.

Вечереет, мы мокрые насквозь, до обещанных ночевок на снегу сегодня уже точно не доберемся, поэтому капитан принимает волевое решение окапываться на гребне. Под одну палатку вроде что-то вырисовывается. Под вторую тоже нашли пятачок, правда на 50-70 см короче, чем надо. Так мы в нашей семейной жизни еще не ночевали. Углы палатки закреплены закладками, через дуги пропустили петлю, поэтому тент немного приподнялся, что еще больше прибавило парусности, свисающий край и угроза сползания намекали на то, что надо спать во всей амуниции и все вещи должны быть в рюкзаках. Залезть в спальники побоялись, ночью просыпались от порывов ветра, держали палатку, на грозу уже почти не обращали внимания, молились, чтобы крышу дома не разорвало.

Прямо на гребне. Здесь прошли вторая и третья ночь
Прямо на гребне. Здесь прошли вторая и третья ночь

Сползающая с гребня палатка
Сползающая с гребня палатка


Утром практически ничего не изменилось, поэтому мыслей двигаться дальше не возникало. Третий день на горе – день отсидки, высота, примерно, 3900 м. После обеда у погоды появились позитивные тенденции и в момент затишья мы смогли выбраться с рюкзаками из палатки и подтянуть ее на прежнее место, дабы за вторую ночь окончательно не съехать в пропасть. Следующая ночь была спокойнее, мы позволили себе разуться и забраться в спальники, да и вещи были уже не такими мокрыми. Можно сказать выспались.

Четвертый день: на смену скальному гребню пришел снег, лед и немного скал. В основном лед, иногда кошки приходилось вбивать очень внимательно, но качество льда желало лучшего, поэтому станции старались делать на камнях. Перед началом ледового кулуара среди камней находим места для ночевок, залитые льдом. По нашим альтиметрам – около 4300 м. Останавливаемся, долго рубим площадки. Днем было облачно, а к вечеру начинает проясняться, но становится холодно – хорошее дополнение к ледовому фундаменту.

Вырубленные во льду площадки
Вырубленные во льду площадки


День пятый: ледовый кулуар, придерживаемся правой его стороны. Лед все такой же – требует внимания, но полностью довериться ему не можешь. В верхней части угол профиля постепенно уменьшается, и на выходе из кулуара идем одновременно. По сравнению с тем, что было пару дней назад на погоду грех жаловаться, но ветер становится все сильнее и теплее не становится – высота, однако. 4800 м.

Первый участок ледового кулуара
Первый участок ледового кулуара


Теперь дома строим на снегу. Выкапываем на склоне две площадки, дороги и все что необходимо для временного проживания. А проживали мы на этих семи ветрах три ночи. Три дня и три ночи нас сдувало, засыпало «пенопластом» и заметало снегом. По связи с пограничниками запрашиваем прогноз погоды. В ответ: «Завтра в Ушгули хорошая погода, потом ухудшение».

Три ночи на 4800
Три ночи на 4800


В ночь на 23-е настраивались, что следующий день будет днем штурма, потом два дня спуска, еще день на переезд и сборы, а 27 августа у нас билеты на самолет -). Но погода снова внесла свои коррективы. Всю ночь просыпались от сильного ветра, на палатку что-то постоянно сыпало, утром видимости не было. Далеко после восьми начали появляться просветы и наш капитан Аня снова поднимает команду. Это больше походило на разведку боем, так как удаляться от палаток по такой погоде не очень хотелось. Мы были больше похожи на высотников в Гималаях – надеты все теплые вещи, очки больше для защиты от ветра, чем от солнца. Если мое тело в двух пуховках хоть как то поддерживало температуру, то ноги совсем занемели, рукам тоже было не очень весело. В результате провесили все 120 метров из имеющихся у нас двух веревок (третью оставили внизу перед ледовым кулуаром) и вернулись к палаткам. Топили странный снег в виде горошин пенопласта, отогревались и думали о том, что дня на переезд и сборы у нас теперь нет.

Ночью нашу палатку сильным снегопадом засыпало, наклоняло и оттесняло от первоначальной ледово-снежной стенки. Приходилось просыпаться, «выходить в открытый космос», отбрасывать лопатой снег, дабы не поломало стойки, а нам самим хватило кислорода для очередного вдоха. Утром ветер и не думал утихать, тучи ходили кругами, вернее прослойками на разных высотах. Настроение ниже нуля, потому что все было против наших активных действий. Как сказал Саша, по такому переметному снегу ни вверх, ни вниз двигаться вообще нельзя.

Но наш капитан не терял надежды. Vivat, капитан! В ответ на его порыв погода подарила нам окно. Всю предвершинную скальную часть мы прошли в хорошей видимости, даже зафиксировали красоты по сторонам. Но как только выбрались «на крышу» наползли плотные тучи и движение по снежному, карнизному гребню Шхары происходило с видимостью не больше 10 метров. Чтобы найти дорогу домой начали оставлять маячки – прикапывали рэйнковеры, красные мешки, чехлы. Вооружились компасами в поисках вершины и отметки обратного пути. Самые красивые фотографии на Шхаре – это вершина и ее снежные карнизы. У нас всего этого не было. В густом тумане мы не всегда вовремя понимали что и где.

на пути к вершинному гребню
на пути к вершинному гребню


Вышли с ночевок 4800 м к вершине
Вышли с ночевок 4800 м к вершине


Красоты по сторонам
Красоты по сторонам


Чудом нашли тур. Сняли записку Днепропетровска. Фото с флагами – «День Незалежности». Шоколадка. В 15.00 сеанс связи. «Ушгули! Шхара на связи. Мы на вершине. У нас все ок. Начинаем спуск». И тут неожиданно, совсем не с грузинским акцентом: «На какой-такой вершине, уточните!»

флаги и ленточки на вершине
флаги и ленточки на вершине

команда без капитана
команда без капитана


У палаток были около шести вечера. Ура – наша все так же стоит, немного помахали лопатой и можно заходить. Не утихает, снег легкий, но спрессованный ветром. Ночью все так же переворачиваешься, пытаясь согреть бока.
25-го августа начинаем спуск. Немного ошиблись, забрали правее и ушли в соседний кулуар. Траверс. Исправились. Дюльфера. Дошли до нашей заброски. С третьей веревкой дело пошло веселее. 4 дюльфера на втором скальном бастионе и мы на том месте, где по дороге «вверх» заметили мусор прежних восходителей и возможность найти места для ночевок. 3800 м. Снова строительные работы. Но теперь камни и гораздо теплее. Первый раз на Шхаре над нами было такое яркое звездное небо! Ужинаем на крыльце, считаем звезды! Красивым получился восьмой вечер на горе.
Планировали проснуться пораньше. В шесть утра так и сделали, приготовили последний запас каши, подобрали крошки к чаю (из еды у нас остались только пакетики чая), но через час опять забрались в палатки, чтобы пересидеть очередной грозовой фронт (ночью тоже гремело). Запаса времени больше нет. Завтра улетает наш самолет. Надо работать.
Дюльфера, дюльфера. Подошли к желобу. В том месте, где мы его переходили – свежий лавинный вынос. Обходим ниже. Чтобы не возвращаться по скалам решили найти проход через бергшрунд. Получилось! – сэкономили время. Заходим на место первой ночевки к магическому камню с мобильной связью, договариваемся за машину. После небольшого перерыва снова вниз. На первом бастионе не только дюльфера, часто подходим. Финальный дюльфер - мы на снегу под началом маршрута!

Сюрпризы еще не закончились. Неделя дождей немного изменила этот снежник и теперь сквозь него проходила приличная трещина, преграждая нам обратный путь. Поиск обходных путей остался безрезультатным и мы принимаем решение прыгать. Первый пошел, потом по веревке передавали рюкзаки, второй, третий, четвертый – повезло, что выдержал край, мы все приземлялись на одно и то же место. «Вертикальный предел»!

Саня побежал на «зеленку» за оставленными вещами, среди которых был «Сникерс». Успел за короткое время рассказать про маршрут больше, чем смогли воспринять внимательные литовцы, которые только что подошли и на следующий день собирались идти по нашим следам. Хотелось пообщаться, но, к сожалению, не получилось – стемнело, а возле мостика нас уже ждала машина.
В темноте расстояние увеличивается. Мы долго брели по барханам из камней, останавливались, чтобы поменять батарейки в фонарях и сориентироваться. С трудом нашли тропу и к одиннадцати подошли к машинам. Нас встречали, как дорогих гостей, героев! Наше обещанье спуститься к восьми заставило столько людей ждать нас на три часа больше! Шашлыки, лепешки, салат, нарзан, вино, чача! Большое спасибо всем! Такое не забывается!

К пяти утра 27 августа доехали до нашего жилища в Местии. Четыре часа утреннего сна. Сборы. Очень быстрый переезд в Кутаиси. В девять вечера вылетаем в Киев.

Теги: Шхара по маршруту Хергиани, восхождение на Шрару, Шхара
Автор: www.fais.kiev.ua/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ