Какое скальное восхождение самое сложное в скалолазании? В Каталонии? Во Франции? в США? Нет! в Омане!
Сегодня этот своеобразный "мировой рекорд" расположен в Оманской пещере Меджлис аль Джинн (Majlis al Jinn), примерно в сотне километров к юго-востоку от столицы Омана - города Маскат.
А его имя - "Into the Light" (13 веревок, категории сложности 8b+ / 5.14a).
Отметим, что перечень самых сложных мультипитчевых маршрутов мира на сегодняшний день Вы можете посмотреть в нашей статье >>>
Эта линия протянута по сводам одной из крупнейших карстовых пещер мира - бездне Меджлис аль Джинн. Размеры этой карстовой полости просто поражают воображение. Меджлис аль Джинн по сути это однокамерная пещера с размерами основания 310 метров на 225 метров, с куполообразным потолком 120 метров в высоту и тремя входами в крыше. Полностью свободно висящий свод пещеры имеет толщину около 40 метров. Самая глубокая отметка пещеры -178 метров. А объем карстовой камеры составляет 4000000 кубических метров, площадь 58 000 квадратных метров.
Сквозь эти три входных отверстия карстовая камера освещается солнечными лучами, обеспечивая приемлимую природную видимость внутри пещеры. Соответственно температура внутри пещеры поддерживается на постоянных +18 градусов Цельсия, даже когда температура снаружи повышается до +40 градусов.
Впервые я узнал о этой потрясающей пещере и проекте "Into the Light" на одной из экстремальных выставок от самого Криса Шармы летом прошлого года; тогда я немного пообщался с Крисом на тему использования съемных анкеров на скальных навесах и потолках; он мне ответил что для этого он встречается с Штефаном Гловацем в пустыне и попробует пройти действительно сложнейший мультипитч.
В то время у меня кроме этой случайно обраненной Крисом фразы, более не было никакой информации, но тем не менее я был заинтригован.
Ведь Штефан, даже в свои 50 лет остается одним из величайших исследователей нашего вертикального мира и настоящей легендой скалолазания: в 80-х годах, прежде чем уйти к естественным скалам, Штефан долгое время был чемпионом спортивного скалолазания, и играл на мировой сцене ведущую роль, задавая невиданный ранее темп на стендах. На скалах его победами стали маршруты в Гренландии, Канаде и на горе Рорайма. Свое первое скальное восхождение по 27-и веревочному маршруту на Северную стену Mullaron (5.13a А2 М4) в Патагонии было номинантом на премию "Золотой Ледоруб" в 2006 году.
Так вот я тогда и подумал, что раз уж такой великий человек объединился с не менее известным скалолазом, Крисом Шарма, то этот их совместный проект - действительно что то потрясающее.
Совсем недавно, в свет вышли четыре части видео со скалолазного проекта "Into the Light" , в которых можно немного разглядеть чем же все таки занимались Крис и Штэфан в Омане.
Но это видео все же не раскрыло всей темы и у меня перед клаймерами остались некоторые нерешенные вопросы: например, как же все таки они умудрились проложить 13 веревок по своду пещеры всего лишь за две недели работы? Если Вы когда либо пытались пробить маршрут в нависаниях, Вы поймете какая это мучительная работа...
Был ли с ними в поездке массажист? А может быть они наняли бригаду местных жителей, которые как шерпы на Эвересте, проложили веревки по маршруту? Или все же эта линия не настолько тяжела как о ней говорят Крис и Штефан?
Поэтому мне ничего не оставалось другого как связаться со Штэфаном и попросить его ответить на некоторые вопросы - Джефф Джексон, журнал Rock and Ice
Как у Вас возникла идея маршрута в пещере Меджлис аль Джинн?
Мой друг сказал мне что я обязательно должен увидеть это чудо природы. И когда я увидел ее, я понял что своды этой пещеры вполне проходимы для скалолазания. Я поднимался в своей жизни на многие стены , но никогда ранее не в пещере.
Для меня это был уникальный опыт - сперва опустить себя в темные недра пещеры, а затем попытаться вытянуть себя к свету.
Пещера Меджлис аль Джинн - это потрясающий опыт в скалолазании. Тип и характер скальных образований на линии уникальны. А восхождение из недр Земли к лучу света это самая потрясающая вещь, которую я когда либо проходил. Может быть люди будут называть это мировым рекордом или достижением, но для нас это не было целью.
Когда же наша идея обрела формы, я понял, что те линии, которые я принял за вполне проходимыми оказались очень сложными, очень длинными и очень крутыми
Маршрут "Into the Light" в Оманской пещере Меджлис аль Джинн (Majlis al Jinn
А как вообще Вам выдали разрешение на такой проект?
Это было довольно тяжело и нервно. Сам процесс согласования реализации проекта со всеми разрешающими организациями занял у нас около девяти месяцев. Султанат Омана очень ревностно относится к посещениям иностранцев пещер и недр своей страны, они хотят защитить свои недра и оставить их в природном состоянии.
Поэтому мы должны были находится в рамках очень строгих требований, предъявляемым нам в отношении охраны окружающей среды, которую мы конечно же соблюдали беспрекословно.
Да и в своей повседневной и скалолазной жизни и я и Крис относимся к природе с уважением, поэтому соблюдение требований Омана для нас не составило большого труда.
Также, мы должны были объяснить и доказать как мы планируем обеспечить безопасность всех участников экспедиции.
Мы также должны были предварительно описать подробно весь наш маршрут и как мы его затем приведем в порядок...
Это были долгие процедуры, но в конце концов они этого стоили
Опишите процесс пробития линии на 13-и веревках с средним уклоном в 45° в пещере. Вам с Крисом кто либо помогал со стороны?
Конечно, с нами была большая команда помощников: операторы, фотографы, гиды и т.д.. Но на маршруе мы работали с Крисом вдвоем. После своих многочисленных экспедиций в Южной Америке, Баффиновой Земле, Европе, Канаде, я уже знал как и что мы должны были делать. Но при этом мы недооценили время, которое уйдет у нас на эту работу. Это было очень тяжело... пробить маршрут и пройти его редпоинтом.
Наша стратегия заключалась в том, что бы уже при пробивке максимально запомнить ключевые участки и при прохождении тратить на поиск их решения как можно меньше времени.
Это была адская работа!
Опишите само лазание. Карманы, ребра, туфы, какие на них зацепы, хорошо ли вам лезлось?
Этот маршрут был для меня чем то очень странным. Каждый шаг проходил по очень крутой и нависающей стене, но в середине маршрута оказался участок траверса, который можно было пройти даже в наших треккинговых кроссовках. Мы назвали этот участок приключенческим восхождением. В целом скальник очень приятен. Немного конечно нам пришлось почистить его, но зато мы смогли хорошо подниматься по его зацепам.
Особенности восхождения: многочисленные острые рваные края скалы и мелкие карманы в пассивах. Поэтому в целом, у нас были все элементы настоящего скального восхождения, было все что душе угодно. Это потрясающая линия
Какой тип породы преобладал? И могли бы Вы сравнить эту линию с восхождениями на другие скалы где либо в мире?
Скалы - это известняк и очень хорошего качества. Я имею ввиду "хорошего" , потому что я видел известняки и получше, но тем не менее, жаловаться на него в пещере не приходилось.
Сравнить с чем либо со скал? нет, я не могу это сделать.
Восхождение со дна пещеры к свету это нечто нереальное... не из этого мира...
Ты с Крисом прошел все веревки редпоинтом?
Крис, безусловно смог пройти все веревки редпоинтом. Но мне все же пришлось несколько их низ обойти, поскольку до этого я сильно обжег веревкой руки при падении.
Что было ключевым участком и какие сложности на других веревках?
Самый трудный шаг, ключ маршрута был категории 5.14а (8b+). А в целом, сложность веревок варьировалась от 5.13a (7с+) до 5.14а (8b+)
Сколько дней Вы провели на изучении / пробитии / прохождении линии?
Мы работали над этим проектом в течении 14 дней. Каждый день у нас был очень ранний подъем, и каждый день мы были на маршруте. Без выходных, мы не могли позволить себе выходной день, потому что наш график был очень плотным
Как Вы травмировались? Это повлияло на Ваш темп восхождения? Сейчас Вы в порядке?
Когда я висел на жумаре, расчищая линию, я сорвался; инстинктивно я схватился за веревку, и от трения о нейлон обжог себе обе ладони. Через пару секунд я отдернул руки, в возгласе "Что же я за идиот!" но было поздно... Тогда я почувствовал жуткую боль и увидел ожоги ладоней. У нас в команде был врач, но такие травмы в любом случае требуют времени для заживления... На это время я выбыл из игры... Тогда мы решали стоит ли продолжать проект или отменить....
Тогда я перемотал ладони клейкой лентой, стиснул зубы и продолжил работу, и мы закончили проект.
Я не хотел что бы из-за моей ошибки кто либо страдал... а энергия Криса меня постоянно мотивировала. Я знал что сам не справлюсь с ключевыми участками линии, но вместе с моим партнером, Крисом это можно было сделать.
Эти прохождения потребовали от нас большой коллективной работы и усилий...
Сейчас уже мои ладони восстановились, не полностью... еще потребуется некоторое время, но все же бывали травмы и похуже
Как Вы вообще взялись за это проект с Крисом?
Я часто встречал Криса на разнообразных выставках и мероприятиях. У нас двоих было много общего в скалолазании, мы разделяем одну и ту же философию лазания. Некоторое время мы обсуждали этот возможный проект. И когда я нашел подходящую пещеру я сразу позвонил Крису и он был только за!
Так все и началось.
Маршрут "Into the Light" в Оманской пещере Меджлис аль Джинн (Majlis al Jinn
И немного слов о проекте от Криса Шармы
Я понятия не имел, что это будет за проект, и всю дорогу был под впечатлением от предстоящего проекта в труднодоступном месте в компании со Штефаном. Для меня это была прекрасная возможность провести время с одним из кумиров моего детства.
Самое сложное в скалолазании сделать то, что до тебя еще никто никогда не делал. Только лишь когда вам удастся этот проект, все будут знать что это вполне возможно.
Мы хотели пройти свою линию в чистом скалолазании, используя лишь веревку для страховки, опираясь на естественные структуры пещеры.
Маршрут очень красив, каждое его движение. Конечно, ключевые сложности 8b+ далеко не так сложны на традиционных скалах, но у нас была цель не создания супер-сложного маршрута а восхождение по своду этой удивительной пещеры
Лично для меня это был уникальный опыт, очень амбициозная цель. Я считаю что нам в общем очень повезло с прохождением
Восхождение в паре было потрясающим времяпрепровождением
Маршрут "Into the Light" в Оманской пещере Меджлис аль Джинн (Majlis al Jinn
Еще раз напомним ,что ВИДЕО с восхождения Криса и Штэфана в пещере Меджлис аль Джинн (Majlis al Jinn) Вы можете посмотреть здесь >>>
----------------------------------------------
От ред:
- Крис Шарма - один из двух скалолазов в мире кто смог пройти сложности 9b+
- Штефан Гловац - в 80-х годах, прежде чем уйти к естественным скалам, Штефан долгое время был чемпионом спортивного скалолазания, и играл на мировой сцене ведущую роль, задавая невиданный ранее темп на стендах. Несомненно, Штефан и сейчас настоящая легенда скалолазания, величайший исследователь нашего вертикального мира.
Как обещают в компании Redbull TV, в скоре появится более расширенная версия видеоролика, в котором можно будет узнать немного больше подробностей...