Легендарный итальянский альпинист Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) рассказывает о том, чему научила его жизнь
От редакции: Рейнхольд Месснер (Reinhold Messner) - один из самых известных альпинистов мира, первый, кто взошел на все 14 восьмитысячников. Повлиял на ряд ключевых тенденций мирового альпинизма в 70-90-х г.г.
Фигура противоречивая.
Участвовал во многих скандальных судебных разбирательсствах, связанных с моментами его альпинистской карьеры. Успешно монетизировал свою биографию. Автор многих автобиографических книг.
Отечественым восходителям многое открылось в личности героя после выхода его книги "Хрустальный горизонт" (на русском языке в 1990 г).
Я до сих пор приверженец традиционного альпинизма. Для меня альпинизм обязательно должен содержать три элемента: сложность, опасность и самое главное риск. Конечно, риск не означает что альпинист не должен пользоваться посторонней помощью; это прежде всего риск высоты, риск прохождения ключевых участков в предвершинной зоне. Таким примером может служить восхождение Стива Хауса и Винса Андерсона на восьмитысячник Нангапарбат: они были там одни, один на один с горой. Если бы они совершили хотя-бы одну ошибку, у них не было бы вообще никаких шансов на спасение. Я думаю что немногие альпинисты в мире понимают почему риск является наиболее важным элементом альпинизма.
Альпинизм развивается с каждым новым поколением восходителей, каждое поколение альпинистов пытается изменить те понятия, которые во времена их отцов и дедов считались невозможными; они пытаются пройти все что до этого было непройдено, конечно, когда в альпинизме используются все новые, доступные на рынке технологии, это позволяет людям расширить свои возможности в горах.
Нет ничего невозможного. Сейчас мы должны понять, что те проблемы, которые считались невозможными на протяжении миллионов лет, сейчас могут быть преодолены.
Я хотел бы отменить все соревнования по альпинизму на открытом воздухе. Соревнования это не главное в альпинизме. Главное что бы человек научился вести себя правильно в дикой природе
Самая красивая гора в мире не обязательно самая высокая, также как и не обязательно самая сложная. Это личная оценка каждого альпиниста. Для меня например есть такая вершина в Непале, но пока что я не раскрою Вам ее имя.
Мой отец был учителем и скалолазом он жил в промежутке между двумя мировыми войнами. Он научил меня, как следует вести себя в горах. Это простые, но важные уроки уважения и выживания. Наша семья была большой - девять детей. Всемы выросли среди гор, и вполне логично что нас манили вершины.
Без ошибок меня бы не было Я почерпнул свой огромный опыт именно с ошибок. Иногда это был мой напарник, иногда плохое снаряжение, иногда отсутствие знаний или плохая психологическая подготовка, что является одной из важнейших вещей в подготовке альпиниста.
Если Вам всегда сопутствует удача, Вы так никогда и не узнаете почему достигли цели ; но когда Вы переживаете неудачу, то сразу же становится ясно какой ход был неверным, тогда Вы можете подкорректировать этот шаг и на нем научится чему-то новому.
Я стал знаменит в своем альпинизме не потому что я сильнее или умнее других, нет, я был успешным в своих целях, потому что у меня была большая сила воли, которая мне помогала переживать неудачи, снова и снова вставать и продолжать свой путь.
Каждое новое поколение альпинистов выбирает новые задачи, и те, кто решается испытать свои силы на них - это и есть лучшие альпинисты современности. История альпинизма это перечень ключевых восхождений в тот или иной момент времени. Так было в 1786 году, когда впервые был покорен Монблан; в 1865 году был впервые покорен Маттерхорн; в 1938 году Северная стена Эйгера , в 2005 году пройдена диретиссима Рупальской стены Нангапарбат.
Но невозможно сравнивать современные восхождения с восхождениями 1930 - 1970-х годов. Каждое восхождение выдающееся для своего отрезка времени, нет абсолютно уникальных восхождений, которые можно было-бы отразить на всей временной шкале истории альпинизма.
Нет таких понятий как "самое выдающееся восхождение всех времен" или "Величайший альпинист всех времен" - это бред!
Сегодня тяжело назвать кто самый сильный альпинист потому что сейчас образовалось очень много различных видов и техник лазания. В скалолазании это Крис Шарма и Адам Ондра. В классическом альпинизма в течении 15-и лет был лидером Александр Хубер. В сложностном восхождении Стив Хаус безусловно выдающаяся творческая натура.
Когда люди говорят мне что считают меня "величайшим" альпинистом, это говорит мне о том, что они не имеют совершенно никакого понятия в истории альпинизма. Да, был небольшой период времени с 1975 по начало 1980-х годов, когда я с Питером Хабелером внес свой вклад в историю альпинизма. Тогда мы открыли в альпинизме новый горизонт и в течении нескольких лет были единственными кто двигался в перед в развитии, поскольку тогда больше не было никого, кто бы имел достаточный опыт, что бы подняться на вершину "не смотря ни на что".
Но довольно быстро польские и словенские альпинисты превзошли все наши ожидания.
От редакции: 35 лет назад (8 мая 1978 года) на вершину Эвереста взошел один из величайших альпинистов, итальянец Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) и его компаньон - немецкий альпинист Питер Хабелер.
Это восхождение открыло новую строку не только в покорении Эвереста а в истории альпинизма - ведь восхождение на высочайшую вершину мира было совершено без использования кислородных баллонов, что до этого момента считалось невозможным.
Я был большим поклонником Томаса Хумара (Tomaz Humar - взошел 28 октября 2007 года соло по новому маршруту на Аннапурну Восточную. Погиб на Лантанг Лирунг (Langtan Lirung, Непал) в 2009 году). Он был, конечно, лучшим высотным альпинистом в 1990-х годах. Он был очень рисковым человеком. Я до сих пор не могу понять что с ним случилось на Лантанг Лирунге... Позже я узнал что он хотел уйти в политику, и я предполагаю что горы тогда занимали не все его мысли, он не был на 100% сконцентрирован на них.
Я знаю Дэвида Ламу очень хорошо, и о нем я не могу сказать ничего дурного
Политика это противоположность альпинизму. На вершине горы вы предоставлены самому себе, вы ощущаете этот мир анархии и у вас есть шанс испытать на себе то чувство, которое возможно было у первобытных людей сто тысяч лет назад, когда не существовало никакого социального устройства мира.
Самый сильный лидер команды решает за всех кому, когда и куда идти, что делать и как делать. Альпинисты это изобретатели своих целей, более того они сами и должны найти пути достижения этих целей. Больше никого нет рядом. Никто не контролирует вашу экспедицию. Мы зачастую делаем очень опасные вещи, и никто со стороны не скажет правильно ли мы поступаем или нет. На горе нет моральных оценок, есть только инстинкты человеческого поведения: в конце концов мы сами себе судьи.
Политика это искусство компромиссов, но если вы выберете такую тактику в горах, вы далеко не зайдете
Ответственность за свои действия познается в горах, а не в обществе. Здесь, в социуме мы сваливаем большинство своих обязанностей на других, у нас всегда есть "страховой случай" В горах же ваше поведение напрямую связано с ответственностью за принимаемые решения.
Успех в альпинизме связан с верным выбором напарника. Ваш напарник должен быть готов также как и вы совершить восхождение. Вам даже не обязательно для этого нужен товарищ, хотя это конечно же предпочтительней. Даже не нужно искать напарника с одинаковым с вашим уровнем лазания. Но очень важно найти человека который видит цель также как и вы. Если взять в напарники того, то не готов идти по маршруту, кто возможно скептически относится к реализации задачи, риск в такой экспедиции значительно увеличивается, поскольку вся ответственность будет лежать на ваших плечах. Но ответственность не может быть разбалансирована. Ответственность должна быть разделена поровну между вами и вашим напарником.
Может быть мне повезло , но у меня было много прекрасных напарников. При их выборе я полагался на свои инстинкты. Я должен был найти разных напарников для разных своих целей: поднимаюсь ли я по скале или в высокогорье.
Загробную жизнь нам не дано понять, у нас нет никаких инструментов для ее исследования. Мы не можем ни понять ни увидеть своими глазами ни ощутить каким либо чувством. Все наши возможности предназначены для изучения материального мира. Но что выходит за его пределы, выходит также за пределы возможности человека. Я даже не думаю об этом.
Умереть это самое простое что можно сделать. Я сам был несколько раз очень близок к смерти, и в те моменты у меня не возникало мыслей о важности загробной жизни. Вы будете делать все возможное что бы выжить, цепляться за каждую "соломинку", и в конце, когда вы выйдете живым с сложной ситуации вы скажете "Как же хорошо жить, как хорошо что этот ужас закончился".
Самые умные статьи когда-либо написанные альпинистами это статья "Искусственные точки опоры на альпийских маршрутах" авторства Пола Прейса (австрийского альпиниста 1886-1913). Пол Прейс был одним из первых альпинистов, кто развивал и продвигал технику ИТО. Одним из его постулатов был тот, что альпинист никогда не должен вбивать крюки в скалу.
Когда я писал свою книгу “Murder of the Impossible” в 1971 году мне пришло одно письмо от пожилой, 91 летней женщины, которая говорила что она когда то была подругой Пола Прейса. Она даже прислала мне его личный пробойник. Да, все таки Пол пользовался пробойником! Но это было исключительно в аварийных ситуациях! Она мне сказала что я должен передать этот пробойник следующему поколению альпинистов, тому из них, кто думает точно также как Пол и я. С тех времен этот пробойник хранится у меня дома, напоминая мне о том, что должен буду сделать сним.
Этот пробойник стал одним из стимулов для строительства горного музея Месснера, созданного из пяти различных помещений, связанных с различными аспектами гор, альпинизмом и его культурой. Я считаю этот музей своей второй жизнью, и когда летом 2014 года он откроет свои двери, я начну новую жизнь. Я очень хочу найти способ рассказать людям историю гор.
Вы смотрели фильм "Вертикальный предел"? Я считаю его настоящим кошмаром...
Наши инстинкты, также как и мы сами, постепенно угасают , и угасают тем быстрее, чем меньше мы проводим времени на природе: перенося все ее тягости: ливни, холод, рыхлые скальные породы.
Альпинизм это уникальная возможность для нас окунутся в мир дикой природы, почувствовать, то , что чувствовали наши предки тысячи лет назад, всецело довериться своим инстинктам.
Когда мне было 20 лет, я не верил, что так проживу свою жизнь, я не думал что стану профессиональным альпинистом. Но я им стал, я был высокогорным альпинистом, искателем приключений. Став политиком, я в течении всего лишь пяти лет почувствовал скуку...
То, что я пропагандирую среди молодых альпинистов это: найдите свои цели, найдите в себе силу воли для преодоления трудностей, найдите подходящего этим целям и трудностям напарника и вам гарантирован успех