В каменных тисках Крымской пещеры

Когда опускается потолок, пещера ставит на колени, потом - приходится ползти. Но пещера награждает за тяжкий труд. Сталактиты - скульптуры пещер, создающиеся веками, по-настоящему удивляют, радуют глаз и душу. И "шкуродёры" - узкие ходы пещер, рвущие одежду, тут как тут.
Каска бьется о потолок, подбородок упирается в пол. Фонарь то и дело гаснет. Кто-то боится этого, кто-то получает удовольствие от того, что всё-таки пролез. И, - если бы можно было "соломку подстелить"! Так ведь нет, - острые камни впиваются в бок, в живот, колени.
А тут еще и вода. Это уже для мощных профессионалов-спелеологов. В такой пещере необходим гидрокостюм. Кто протискивался через "шкуродёры", тот знает, что такое застрять. То есть, каким-то образом оказаться в той части узкого лаза, где движение прекращается.
И - ни туда, ни сюда. Вот уж, где работает поговорка "уставиться глазами в пол". Ну, или в стену. Это как "повезет". Начинаешь чувствовать ребра - как же они выпирают некстати! А вот и очередной камешек впился в грудь. Вода капает. Каменная плита начинает движение вниз, грозя раздавить. В такие минуты приходит мысль: "всё, конец". Но, как правило, в такие ответственные моменты она долго не задерживается и решение находится быстро, хотя никогда не бывает простым.


 В пещере Желтая река. Крым
В пещере Желтая река. Крым


…За водопадом пещера становится ниже. Приходится то ползти, то идти согнувшись, петляя между глыбами. Местами подземная река пропадает под ними, потом снова появляется. Её мелодичное журчание оживляет мрачное подземное царство. Многочисленные прозрачные трубочки тонких длинных сталактитов с капелькой воды на конце переливаются в лучах света всеми цветами радуги. "Рюкзак порвался" - мрачно сообщает мой напарник Вадим после очередного протискивания между острыми глыбами. Да, продвигаться здесь нужно осторожно.

Можно порвать не только рюкзак, но и гидрокостюм, а это значит, что сразу придется выходить на поверхность. В пещере далеко не жарко, но мы уже вспотели. Пот застилает глаза, а идти ещё далеко. Изредка на сухих местах попадаются квадратные кусочки белой бумаги с цифрами. Это номера съёмочных точек, сохранившихся после топографической съёмки. По ним узнаем, сколько осталось идти. Двести метров до развилки кажутся нескончаемыми. Так всегда бывает в низких и узких пещерах, где каждый метр дается с трудом. Но вот и узкий трещинный вход в левой стене. Можно, наконец, перевести дух и немного отдохнуть. Мы стараемся поудобнее расположиться на небольшой каменной отмели. Но как ни устраивайся, здесь можно лежать только на боку, до половины погрузившись в воду.

- Интересно, сумеешь ли ты пролезть дальше? - обращается ко мне Вадим.

Вопрос этот мучает и меня. Ведь щель, в которую мне предстоит пролезть, считается непроходимой, а до нас сюда приходило немало спелеологов. Но пролезть надо. Галька на дне вытекающего из щели ручейка, да и ветер оттуда сильный дует. Всё это говорит о том, что за узкой щелью между глыбами должна быть грандиозная полость.
Недаром спелеологи из Симферополя, делавшие здесь топографическую съемку, считают, что эта пещера может стать одной из крупнейших в Крыму! Нетерпение узнать, что же там, настолько велико, что мы по очереди начинаем боком протискиваться в высокий, но узкий ход.

Десять минут акробатических упражнений в гидрокостюме – и мы в небольшом расширении. В этом месте, чтобы попробовать протиснуться дальше, мне необходимо снять гидрокостюм и всю лишнюю одежду. Пещера выглядит довольно грозно. Подмытый водой нависший потолок, качающиеся от малейшего прикосновения глыбы.

Гидрокостюм
Гидрокостюм


По телу невольно пробегает дрожь: как рухнет вдруг все это тебе на голову!.. Внимательно ещё раз проверяю контакты налобного фонаря, меняю батарейку - и в путь. Сначала можно ползти на животе, но скоро ход обрывается вниз полуметровым уступом и уходит под глыбу.

Изогнувшись почти под прямым углом, втискиваюсь в маленькое отверстие, едва превышающее ширину моих плеч. Несколько сантиметров – отдых, еще несколько сантиметров – еще отдых. Сзади слышится шумное дыхание остановившегося перед обрывом Вадима. Дальше ему не пролезть. Но вот ход сузился еще больше и стал ниже.

Делаю резкий выдох и рывок. Грудь сдавливает влажным холодным камнем. Слышно как в каменной трубе гулко отдается стук моего сердца. Голову повернуть невозможно, и я вижу перед собой только маленький кусочек освященной фонарем стены.

Вдруг на спину медленно опускается что-то тяжелое. Во рту почему-то становится горько. Обвал! Стараясь не делать резких движений, я пытаюсь высвободиться из каменных тисков.
- Вадим! Ты можешь посмотреть, что у меня на спине? – кричу я.
Слышится какая-то возня, сопение и, наконец, голос Вадима:
- Видно плохо, но кажется, глыба с потолка осела тебе на спину. Правда, не очень большая. Попробуй отползти назад.

В пещере Желтая река
В пещере Желтая река


Но назад отползти не удается, комбинезон собирается складками и начинает душить. Придется, видно, протискиваться вперед или звать на помощь Вадима и оставшихся на поверхности спелеологов. Хотя, что он может сделать в таком узком лазе, где и я-то, самый худой и «узкопролазный» изо всех, с трудом пролез. Положение не из приятных, но надо что-то предпринимать, и я решаюсь.

Сначала делаю глубокий вдох, а затем с силой выдыхаю все до конца, грудная клетка сжимается, и я резким толчком проталкиваю тело вперед. Трещит, разрываясь, комбинезон, но трудное место пройдено. Камень, что был на спине, где-то уже в ногах. Впереди маленькая камера, еще одно усилие - и я в ней. И тут только приходит страх. Камень, придавивший меня, опустился еще ниже и загородил проход полностью. Пути назад нет. Кричу об этом Вадиму. В ответ слышу его тревожный голос:

- Не паникуй, подумай, как следует, может быть можно убрать камень или расширить ход?

В крымской пещере Желтая река
В крымской пещере Желтая река


Оглядываюсь. Потолок хода – это отслоившаяся сверху громадная плита, которая при падении самыми своими краешками легла на две глыбы. Стоит их чуть-чуть сдвинуть в сторону – и вся плита рухнет вниз. Мелькает глупая мысль о нелепой смерти, но внутренний голос требует взять себя в руки. «Нет безвыходных положений – есть отчаявшиеся люди», - вспоминается вычитанная где-то фраза. И каким бы сложным не было мое положение, а узнать, что дальше - очень хочется. Поэтому, стряхнув оцепенение, продолжаю осмотр. Справа вверху между глыбами виднеется щель, протиснувшись через неё попадаю в еще одну камеру. Дальше ход перекрывает мощный завал из камней. Напрасно я пытался найти хоть маленькую щелку, куда можно пролезть.

В крымской пещере Желтая река
В крымской пещере Желтая река


А тяга воздуха чувствуется очень сильно. Просунув руку с фонарем в пространство между камнями, я вскрикиваю от неожиданности. За завалом просматривается колоссальный ход метра полтора высотой и около пяти метров шириной. Луч света от фонаря теряется в нем, так и не достигнув конца. Вадим, то ли услышав вскрик, то ли обеспокоенный долгим молчанием, зовет меня. Я сообщаю ему, что продолжение пещеры найдено, но пролезть туда невозможно. Теперь необходимо найти способ вернуться из каменной ловушки в главный ход.

И тут начинается самое ужасное. Наполовину втиснувшись в узкий ход, я стараюсь кончиками пальцев приподнять плиту и сдвинуть чуть в сторону в боковую горизонтальную трещину. От сильного нервного и физического напряжения быстро устаю. Жарко и ужасно хочется пить. Комбинезон прилип к телу, извиваясь как змея, я с большим трудом почти вывинчиваюсь из него оставшись в одних трусах.

Вот как светло
Вот как светло


Наконец, после долгих усилий, мне удается немного приподнять и закрепить плиту на нескольких крупных камнях, которые я заранее подтащил поближе. Теперь нужно пролезть так, чтобы не задеть эти камни плечами. Миллиметр за миллиметром начинаю продвигаться, полностью выдохнув воздух и сжав грудную клетку до предела. Когда плита остаётся позади, все тело как-то обмякло и перестало слушаться.

С трудом дополз до Вадима и только тогда вздохнул с облегчением. Вадим что-то говорил мне, тряс за плечи, но я его почти не слышал и не понимал, что он от меня хочет. На поверхность мы вышли поздно ночью. Измученный, весь в глине, я с каким-то особым незнакомым ранее чувством вдыхал аромат ночного леса. Приветливо мерцали яркие крымские звезды и очень хотелось жить!

В пещере Желтая река
В пещере Желтая река


Находка в пещере
Находка в пещере




Теги: спелеология, Крымская пещера, пещера Желтая река, спелеологи в Крыму, пещеры Крыма,
Автор: http://planetguide.ru/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ