Пакистан, долина Чаракуза (Charakusa Valley) в рассказе Джонатана Гриффита +ФОТО

Эверест остался в планах, но возвращаясь из Непала, я нетерпением ждал, когда смогу оставить все что случилось позади и совершить удивительное путешествие в Пакистан.
Еще в прошлом году я совершил первые свои восхождения в Пакистане, и с тех пор я был одержим этим регионом, я чувствовал в себе необходимость и силы и психологическую готовность к поездке.

Смотрите также фотогалерею: Лучшие горные фотографии Джонатана Гриффита >>>>

Вид из Базового лагеря долины Чаракуза (Charakusa) на гиганты K6 и Капура (Kapura) в полнолуние

В этом году моим напарником был британский альпинист Энди Хаусман (Andy Houseman), человек с репутацией сильнейшего альпиниста и неунываемого компаньона.

Нашей основной целью было восхождение на ранее непокоренный пик Линк Сар (Link Sar) высотой 7041 метр в долине Чаракуза, долине, в которой за десятилетия альпинистских восхождений казалось что уже все было пройдено, однако было удивительным, что этот пик оминули искатели приключений.

Хотя, до тех пор, пока Вы не всмотритесь внимательно вы не увидите на нем ни одной безопасной линии восхождения.
Конечно, ранее было совершено несколько попыток восхождения на эту вершину, но они все были неудачными; эта вершина настоящий монстр, на которой самые сложные участки маршрута подстерегают альпинистов на самых последних веревках перед вершиной.

Этот факт является основным для принятия решения восходить в легком альпийском стиле, и это именно то что мне нужно сейчас в моей альпинистской практике.

Возвращаясь назад, хочется отметить, что наше прибытие в Пакистан не было радужным...Мы прибыли в Исламабад всего лишь через месяц после ужасного расстрела альпинистов у Базового лагеря Нангапарбат, к тому же Энди вынужден был пройти тяжелую процедуру получения визы.... мы уже были готовы к отмене всей нашей экспедиции.... Но все же нашли в себе силы сесть в самолет и прилететь в Пакистан, я думаю что нами тогда двигало лишь чувство незабываемого приключения.
Мы сели на самолет из Исламабада в Скарду, где уже начиналась наша полноценная экспедиция.

Скарду оказался симпатичным местом, чувствовалось что совсем недавно здесь бурлил бизнес, однако, судя по всему события на Нангапарбат оказали на этот город крайне негативные последствия.

В течении двух дней нашего пребывания в Скарду мы не видели ни одного иностранного альпиниста, мы чувствовали себя немного жутковато, но в то же время понимали, что сейчас мы были в большей безопасности чем год назад.
Это регион, который живет от доходов с туризма и альпинизма очень сильно пострадал экономически от событий на Нангапарбат.
Тем не менее Скарду, кажется, навсегда сохранил в себе "Пакистанский стиль жизни" - грязный, пыльный и с резкими, неприятными запахами.

Что бы скоротать время мы решили пройтись вдоль течения реки Инд, основной водной артерии этого горного региона. Как оказалось, даже подойти к реке было испытанием...но самое худшее ждало нас впереди: приятная прогулка вдоль реки была омрачена кучами мусора, медицинскими шприцами и фармакологическими отходами да еще буквально в нескольких метрах от них в воде резвились дети.
Глядя на это иногда становилось очень трудно понять, где же проходит линия "цивилизованности" отделяющая западный мир от подобных регионов Азии, но вскоре становиться понятно, что такой образ жизни нормален для здешнего местного обитателя.

Скарду, разбросанные медицинские отходы у реки Инд. Рядом играются маленькие дети

по дороге вдоль реки Инд

Подготовка продуктов питания в нашу экспедицию

Из Скарду добираться на джипах к деревне Хуше, нашей следующей остановке было интересно: горы становились с каждым пройденным километром все выше и ближе, а жители Хуше были рады нас видеть.
И я был крайне рад встретиться с моим прошлогодним другом - местным поваром, которого мы наняли в свою экспедицию.
Я был счастлив что снова смог вернуться в Пакистан

В этом году нашими соседями по Базовому лагерю были канадские альпинисты Рафаэль Славински (Raphael Slawinski), Ян Вельстед (Ian Welsted), американец Джесси Хей (Jesse Huey), которые совершали историческое восхождение на семитысячник K6 West.

Они прибыли в Базовый лагерь как раз перед трагедией на Нангапарбат. Однако, когда, 23 июля произошел теракт в Базовом лагере Нанга Парбат и было перекрыто для движения Каракорумское шоссе, участники экспедиции вынуждены были вернуться в Исламабад, где Jesse Huey принял решение отказаться от своего участия в экспедиции и вернулся в США.

Если бы мы приехали вместе с ними, то думаю что и мы приняли бы подобное решение - вернуться домой. Но прилетев в Исламабад месяц спустя мы лишь могли наблюдать необычайной отсутствие иностранных альпинистов в Скарду...
Когда мы пришли в свой Базовый лагерь, мы уже знали что Рафаэль Славински и Ян Вельстед остались у подножия K6 West.

В этом летнем сезоне погода оказалась необычайно хорошей, мы прилетели как раз в середине 14-и дневного периода затишья бурь, что дало нам надежду о успешном восхождении. Это было прекрасным началом сезона

Поднимаясь по долине в Базовый лагерь, я был как ребенок в магазине игрушек... безустанно тыкал пальцами в потрясающие вершины гор и делился тем самым с Энди своими впечатлениями в моей новой "детской площадке". Мне казалось что эти вершины мой второй дом... я был счастлив что вернулся.

Энди - пародия на фильм "Гладиатор"... на полях деревни Хуше

Мостострой в долине Чаракуза

Сюда, пожалуйста ...

По дороге в Базовый лагерь по долине Чаракуза открываются потрясающие виды на гиганты гор

Я многому научился на Эвересте, в том числе и акклиматизации в больших проектах. Сейчас я не выдавливаю из себя все силы в первые дни, я не валюсь от изнеможения.
Я стараюсь дать телу акклиматизироваться медленно, иначе невозможно восстановить силы на таких больших высотах.
Также важно оставаться сосредоточенным постоянно на главной цели проекта. К сожалению, этот настрой и сосредоточенность обрывают
смертельные ловушки в виде подтаявших трещин во льду или большие каменные обвалы время от времени проходящих на склонах окружающих нас гигантах.

Энди оглядывает нашу новую "игровую площадку"

Вид на Сулу Пик (Sulu Peak), который будил нас по ночам громким шумом камнепадов

Вскоре мы были готовы к нашему первому выходу в горы, в течении 5 дней; упаковав необходимое снаряжение, мы выбрали нашу ближайшую цель - пик Дрифика (Drifika peak). Этот шеститысячник, высотой 6455 метров безусловно мог быть вполне классифицирован как полноценная цель экспедиции а не акклиматизационная вершина.

Долгий день подхода к леднику на отметке 5000 метров, сильный дождь во второй половине дня, заставил нас сильно понервничать; и только к 2 часам ночи нас покинула тревога.

Более подробней о восхождении команды на пик Дрифика (Drifika peak) читайте на нашем сайте в отчете Энди Хаусмана (Andy Houseman) >>>>

В 4 часа утра мы вышли на штурмовое восхождение, было прекрасное солнечное утро, хотя солнце было необычайно интенсивным для такого раннего времени. Превознемогая легкое головокружение и боль, мы начали пробивать тропу через ледник, усеянным огромными трещинами и снежными мостами над бурлящими потоками воды

на пути к пику Дрифика (Drifika peak)

Так прошел еще один день. На ночь мы развернули палатки на леднике и надеялись что в завтрашнем восхождении будет гораздо меньше снега, в противном случае нам бы пришлось отказаться от этой цели как акклиматизационной вершины.

Под звездным небом мы вышли на снежную тропу на леднике, с осторожностью подходя к основанию пика Дрифика, вскоре взошло солнце, но к тому времени мы уже знали что удача не должна нас покинуть.
Впереди нас ждало прохождение массивного гребня хребта, где нам предстояло разбить следующий бивуак.
К 8 утра мы были на отметке 5500 метров, но неся на себе рюкзаки весом в 17 килограмм, ощущая спиной жар солнечных лучей я понял, что акклиматизация будет очень трудной. Но тем не менее, этот выход был прекрасным, мы не торопились, наслаждаясь потрясающим видом на горный массив Каракорума. Жизнь прекрасна.

ночевка под пиком Дрифика

наш ранний старт к пику Дрифика

Потрясающий восход солнца в Каракоруме

На высоком хребте пика Дрифика

Энди Хаусман на фоне пика Капура

Энди Хаусман на скальном участке пика Дрифика

Вид на вершины K7, Link Sar, K6, и Kapura - основные вершины долины Чаракуза

Хребет вывел нас к самой впечатляющей в моей жизни горной ночевке на отметке 5800 метров, хотя мы ее даже немного прошли, но вскоре вернулись в низ, решив что не можем себе позволить упустить такую возможность
Вечером мы наслаждались закатом солнца над долиной Чаракуза, смотря как прячутся в ночи стены гигантов Каракорума: Машербрум, К2, Броуд Пик. Я конечно же не мог удержаться, сделав несколько красивых кадров:

последствия акклиматизации дают о себе знать

пятизвездочный бивуак на склоне горы Дрифика

мой эмоциональный ответ...

проверка растяжек палатки перед сном

На следующее утро мы вышли из своих палаток, совершив восхождение и спустившись обратно. Это было легко, вершина была очень близко. Единственно что затруднило восхождение - прохождение черного льда у самой вершины, заставившее нас повозиться с ним.
К счастью вскоре все закончилось и я был рад что взял с собой свой фотоаппарат 5D.
В погоне за хорошим кадром, моя голова напомнила мне о разряженном воздухе на высоте 6000 метров, и о том, что я все еще не был акклиматизирован... Мне всегда в горах нравиться двигаться быстро, фотографируя не задерживая восхождение... Но наше восхождение продолжается, и теперь нам предстояло спуститься в низ, и здесь основной проблемой было то, что яркое солнце будет всю дорогу светить нам в глаза.

(От ред: Из отчета Энди: Планируя свое восхождение, мы рассчитывали на солопрохождение вверх и вниз, поэтому взяли с собой лишь одну веревку и четыре ледобура, что бы пройти наиболее сложные участки маршрута.
Но на следующее утро мы обнаружили, что ранее казавшимся легкий склон горы, был покрыт несколькими сантиметрами толщиной снежной крошкой а предвершинная зона была покрыта твердым черным льдом.
Теперь, двигаясь парой, мы проходили с большим трудом все сложности на маршруте. Но лишь с четырьмя ледобурами мы не могли пройти далеко. В конце концов, взойдя к отметке 6100 метров мы вынуждены были прервать свое восхождение и вернуться в низ.
Как для акклиматизационной вершины, такие усилия были излишни....

ленивое утро

восхождение на пик Дрифика

На северном хребте пика Дрифика. Вид на Masherbrum, K2, Broad Peak

На северном хребте пика Дрифика. Вид на Masherbrum, K2, Broad Peak, Chogolisa

перед вершиной пика Дрифика

То что мы не взошли на вершину меня не сильно расстроило, ведь все же мы выбрали этот пик в качестве акклиматизационной вершины, и мы прошли акклиматизаицю. То что мы не поднялись на последнюю сотню метров не играет никакой роли в нашей программе. Тем более что лучшим решением было именно сохранить силы для нашей главной цели

Еще один потрясающий закат

Снова Базовый лагерь, и спустя пять дней восхождения мы наслаждались горячим душем и правильным питанием.
Сейчас долину накрыла непогода, но мы и так должны были отдохнуть после восхождения. Это были самые тяжелые дни экспедиции.
Мы жили от прогноза к прогнозу.... тратя 23 часа и 55 минут в сутки лишь на ожидание короткого известия от метеорологов... это бездействие сводит с ума. И что бы окончательно не залежаться мы каждый день занимались физкультурой: растяжки, отжимания, быстрая пробежка по хребту над нашим Базовым лагерем перед завтраком, это все поддерживало наше тело в форме и мы били готовы как только прекратиться непогода выйти на восхождение

в ожидании погоды в Базовом лагере

За это время я почувствовал в себе прилив сил, да и Энди удалось оправиться после расстройства желудка. Мы оба заболели после прихода в Базовый лагерь, но это и не удивительно, ведь Пакистан - родина диареи, но нам помог сильный курс антибиотиков, и уже на пике Дрифика мы чувствовали себя гораздо лучше.
Мы терпеливо ждали хорошей погоды, коротая время за просмотром видео или рассказами о Европейской кухне и Альпах

В Базовом лагере с нашим поваром

Непокоренная Северная стена пика К6

Наше следующее окно погода прояснилась. По какой-то неимоверной причине она казалось бы поняла, что это то что нам нужно именно сейчас для восхождения на Link Sar.
Конечно мы не были полностью акклиматизированы для такого восхождения, но погодное окно было слишком хорошим, что бы потратить его впустую.
Мы приняли решение и начали упаковывать вещи. Прогноз погоды показывал нам 5 дней безоблачного неба, и я лег спать с легким сердцем.

Сбор снаряжения перед восхождением на Link Sar.

Наш план заключался в том, что бы совершить первое восхождение на семитысячник Link Sar, по его технически трудному, долгому и неизвестному для нас маршруту. Нам казалось что наилучшим вариантом для непокоренного пика будет именно такое восхождение а не поиск наиболее легкого и быстрого пути.
Зачастую при первопокорении альпинисты выбирают осадную Гималайскую тактику, но я хотел найти линию, по которой мы могли бы подняться в легком альпийском стиле.

Наша линия была выбрана на Северной стене горы, с прохождением 1 километра по хребту на высоте 7000 метров со спуском к перевалу и наконец с выходом на одну из самых потрясающих в моей жизни вершин. 4 дня восхождения. Маршрут был сложным, каждый день будет для нас невыносимо тяжелым, даже в условиях легкого альпийского стиля.
Именно о таком маршруте я и мечтал все время.

Мы начали штурмовое восхождение. В прошлом году эта долина была очень враждебной в окружении крутых гранитных стен с огромными нависающими сераками...Тогда я думал что это выглядит довольно плохо, нов этом году, столкнувшись с ними лицом к лицу я понял что это ужасно.
Мы были в хорошей форме, солнце ярко светило в небе и я чувствовал себя довольно уверенно продвигаясь вперед.

На полпути по леднику мы разбили бивуак, и на следующее утро продолжили восхождение, к сожалению, подход к стене занял очень много времени: приходилось обходить страшные снежные мосты, на которые иногда с верху сыпались куски рушащихся сераков, разрушая и без того хрупкое сооружение над пропастью.

К тому времени как мы приблизились к маршруту было уже довольно поздно, гораздо позднее, чем мы рассчитывали... К тому же у Энди снова разболелся живот и мы вынуждены были вернуться на пару дней назад. Этот поход вымотал наши силы

подход к Link Sar

На полпути по леднику мы разбили бивуак

переход по снежному мосту

Через несколько дней Энди почувствовал себя хорошо, значительно лучше чем раньше. И на следующее утро мы запланировали еще один выход, пройдя через ледник и дойдя до основания маршрута
К сожалению, теперь погодное окно было коротким и не таким стабильным, вынуждая нас подниматься за день максимально высоко по стене, не тратя время на наслаждение пейзажем.

Добравшись до основания стены я почувствовал облегчение. Часть трудной работы была выполнена. Сейчас мы мы чувствовали в себе силы и желание взойти на вершину этого пика.
В прошлом году на этих вершинах было много снега, поэтому прохождение было затрудненно и скорость была медленной. В этом году состояние скал было полной противоположностью.
Также как и на пике Дрифика, здесь скальная порода была одета в черный лед.

Тяжелые рюкзаки, большая высота и жар солнца начали быстро давать о себе знать... мы были словно сонные, как будто кто-то накормил нас валиумом. При этом мы искали место для бивуака на стене, которая казалось была совершенно вертикальной. И только лишь на закате нам удалось отыскать подходящее место.
Это был долгий день. Мы прошли 1800 метров набора высоты от Базового лагеря. Я был полностью вымотан, и наш бивуак был очень тесным. Немного поужинав и выпив глоток воды я заснул глядя на звезды и вершину К7.

восхождение на Link Sar

открытый бивуак на пике Link Sar

На следующее утро мы вставали очень медленно... несмотря на то что я спал ночью хорошо, восхождение в предыдущий день давало о себе знать, мои мышцы казалось горели огнем.
Энди так и не смог оправить от расстройства желудка. И это было очень плохо, ведь на такой большой высоте, если Вы не восстанавливаетесь в течении ночи, Вы слишком быстро устаете на следующее утро при восхождении. Я видел что Энди выкладывается на полную силу, заставляя себя идти дальше, но я догадывался что произойдет дальше.
Я старался избавить Энди от роли ведущего в связке, хотя и считаю восхождение на вершину командной работой. Но при этом каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны и успех восхождения зависит о умения лидера правильно воспользоваться именно сильными сторонами альпиниста, а не взваливать на его плечи любую работу.
Поэтому я взял на себя роль ведущего, это восхождение должно было стать моим личным "Эверестом".. и теперь я видел что оно ускользает от меня....
Я долго искал возможные пути решения возникшей ситуации, но не видел ни одного. Для Энди восхождение выше становилось все хуже и хуже. Теперь я должен был побороть в себе эгоиста, поняв что на этом все восхождение было кончено.

утро в открытом бивуаке на пике Link Sar

Энди поднимается выше бивуака

Сейчас мы находились ровно в той-же точке что и в прошлом году. И я чувствовал что мне необходимо подняться чуть выше, что-бы посмотреть на ту часть Северной стены пика, которую я никогда еще не видел.

Энди нашел в себе силы чтобы позволить мне подняться. Взойдя соло чуть дальше по маршруту я увидел насколько было здесь красиво. Скальный участок был сложным, но вершина была настолько близка, что я сразу же решил вернуться к ней на следующий год.

В этом году наша экспедиция закончилась неудачей, но в следующем году я обязательно попытаюсь до конца пройти этот невероятно красивый маршрут на потрясающую вершину

Боулдеринг в Базовом лагере

по материалам http://www.alpineexposures.com/

Теги: Джонатан Гриффит, Jonathan Griffith, Энди Хаусман, Andy Houseman, восхождение в долине Чаракуса, Charakusa valley, восхождение в Пакистане, долина Чаракуза, восхождение на Линк Сар, Link Sar