Джонатан Гриффит - горный фотограф: "Фотоаппарат более важен для меня чем моя альпинистская обвязка"

Джонатан Гриффит (Jonathan Griffith). Массив Монблан. июль 2013г
Джонатан Гриффит (Jonathan Griffith). Массив Монблан. июль 2013г


"Мой фотоаппарат более важен для меня чем моя обвязка" - сказал Джон Гриффит (Jonathan Griffith) - знаменитый альпинист который сочетает в своей жизни удивительные восхождения на Монблане и потрясающие фотоработы из мира альпинизма.


Более подробней с альпинистскими фотоработами Джонатана можно ознакомитьсяь в фотогалерее: Джон Гриффит (Jon Griffith): мои лучшие 20 фотографий!


Также, напомним, что Джонатан был участником нашумевшей экспедиции под руководством Симоне Моро на Эверест в 2013 году, когда 27 апреля 2013 года, при восхождении к высотному лагерю Camp3 Симоне Моро (Simone Moro), Ули Штек (Ueli Steck) и Джонатан Гриффит (Jonathan Griffith) подверглись нападению со стороны высотных шерп.

О этом событии Джонатан совсем недавно рассказал в своей эмоциональной статье: Эверест глазами Джонатана Гриффита: "Да, я хочу вернуться на Эверест, но я не чувствую себя в безопасности на Южном склоне"

В этой статье мы представляем интервью с Джонатаном Гриффитом, прежде все как с горным фотографом:


Джонатан, расскажите немного о себе

Я родился в Бельгии, но при этом я англичанин. Уже девять лет, как я живу в Шамони.
После окончания колледжа в Англии, я хотел взять годичный отпуск и провести весь год в Шамони, где я до этого был два или три раза. Тогда я хотел работать фрилансером. И вот... прошло девять лет а я все еще здесь. Это действительно прекрасное место для жизни, иногда конечно, бывают случаи, когда мне немного скучно, но в целом Шамони это прекрасное место для жизни.

Will Sim чуть ниже вершины Cerro Standhart в Патагонии. Фото Jonathan Griffith
Will Sim чуть ниже вершины Cerro Standhart в Патагонии. Фото Jonathan Griffith


Как Вы стали горным фотографом?

Я жил в Лондоне. Вся моя семья и друзья, которые были рядом со мной не знали что такое горы и понятия не имели чем я занимаюсь. Поэтому у меня возникло желание поделиться с ними частичкой своих эмоций и показать чем я живу.
С помощью моих фотографий они гораздо лучше меня поняли и смогли наконец-то увидеть то, что я никак не мог описать им словами. Вот так для меня все и началось, я не был профессиональным фотографом. Для меня 50% наслаждения в горах это момент съемки.
Однажды я вышел в горы без своего фотоаппарата и когда я прошел соло пик Aiguille Blanche de Peuterey (4112 м) в массиве Монблан я был полностью вымотан. С тех пор фотоаппарат для меня значит больше чем даже альпинистская обвязка! Фотография это не архисложная задача в горах. Единственное что - вам нужно быть специалистом еще в какой-то другой области, ведь работа фотографом не приносит много денег и клиентов у меня мало.

С каким оборудованием Вы работаете в горах?

У меня есть Canon 5D Mark III и Olympus E-M5, который я использую время от времени. Примерно в 85% моей фотожизни, или даже больше, я использую Canon, даже тогда, когда снимаю что-то незначительное и на ходу...

Ваши первые фото, когда Вы приехали в Шамони были такими же как горные фотографии?

Да, ведь там кругом всегда были горы. На самом деле, я начинал свои восхождения на большие стены в малолюдных местах, я не начинал сразу с самых больших вершин Альп, я поднимался в Швейцарии на четырехтысячники по обычным маршрутам.
Для меня это было больше приключение чем альпинизм. А затем я начал прогрессировать в своей технике и мастерстве. Я все чаще поднимался в горы и моя камера была рядом со мной.

Не слишком ли трудно заниматься альпинизмом и при этом фотографировать?

Для меня обычным делом является 500 фотографий с маршрута. Для меня фотография в больших горах это важный момент. Когда я поднимаюсь в горы я смотрю перед собой куда я иду и в это время в моей голове уже прокручивается сюжет следующей фотографии. Я не поднимаюсь на вершину и в какой то момент замечаю что нужно сделать красивый кадр... для меня все по другому. Всякий раз, даже когда я уже отснял 100 или 200 фотографий, я все равно наперед знаю где на маршруте я сделаю следующий кадр. Любой фотограф, снимающий большую серию кадров потом долго выбирает какие фото ему публиковать; когда я снимаю в горах я знаю это заранее. Иногда за день до выхода, или даже за неделю, а бывает что и за месяц, в своей голове я прокручиваю те сюжеты будущих фото, которые я хотел бы опубликовать с предстоящего горного выхода.
Единственный минус при всем этом - это то что постоянно нужно доставать и прятать фотоаппарат!

маршрут Spur Innominata на южной стороне Монблана. Фото Jonathan Griffith
маршрут Spur Innominata на южной стороне Монблана. Фото Jonathan Griffith


Как происходит ваша съемка в движении по маршруту?

Если я вижу подходящее место с которого хочу снять фото, я мчусь к нему и в течении 30 секунд разворачиваю фотоаппарат и делаю подходящий кадр. Лучшие горные фотографы это те, кто приезжает домой после восхождения с пол тысячью снятых фотографий и с напарником, который даже не замечает что группа тратила время на фотографирование пейзажей. Так что мне приходиться быть шустрым и фотографировать как можно чаще. В очень редких случаях я прошу своего напарника сделать небольшую остановку, только потому что мне нужно добиться исключительного качества снимка. Но при этом еще никогда не было при восхождении с напарником, что бы я останавливал его даже на 5 минут из-за фотографии, все решают первые 20 секунд - если я смотрю в фотоаппарат дольше, мой напарник знает, что получившийся кадр стоит потраченного времени на остановку. Во всяком случае еще никогда мои остановки на фотографирование не вызывали проблемы при восхождении.

Canon 5D не маленькая камера, удобно ли ее носить с сбой в горах?

Да, этот фотоаппарат огромный и это на самом деле немного раздражает. Когда я выхожу на легкую и быструю прогулку в горах, этот фотоаппарат занимает у меня пол рюкзака как по объему так и по весу. Но после многих лет моей дружбы с Canon я привык к его весу. Тем более что фотоаппарат не становился проблемой в моей скорости восхождения, я не тормозил свою группу.

В чем Вы носите фотоаппарат?

В большинстве случаев внутри рюкзака. Но когда я иду по совершенно легкому участку то могу прицепить его к своей альпинистской обвязке. У меня нет специальной системы крепления фотоаппарата. Чехлу для него уже почти 20 лет... когда то давным давно я купил его в Таиланде, но он по прежнему лучше чем эти новые современные защитные чехлы которые сейчас везде продаются.

Используете ли Вы более компактные камеры?

Да, я уже упоминал E-M5, это пожалуй единственная фотокамера которую я использовал в своих фотовыходах как некоторую замену Canon. Я попробовал фотографировать на две или три другие различные компактные карманные фотокамеры, но результат получившихся снимком меня откровенно разочаровал. Так что я снова вернулся к 5D. Конечно с ее 2 кг веса она довольно тяжелая для долгого ношения и E-M5 является единственным выходом, когда нужна альтернатива 5D в небольших горных выходах.

Джон Гриффит (Jon Griffith): Прогулки под полной луной в Серро Торре (Cerro Torre) в Патагонии. Фото Jonathan Griffith
Джон Гриффит (Jon Griffith): Прогулки под полной луной в Серро Торре (Cerro Torre) в Патагонии. Фото Jonathan Griffith


Есть ли разница в освещении горы светом восходящего или заходящего солнца?

Я считаю, что нет большой разницы. Всегда есть определенное время для съемки наилучшей картины. Если Вы нашли хороший вид на Северной стороне горы - то там никогда не будет солнечного света, на Южной стороне уже с 10 утра все заливается ярким светом.

Какой совет вы бы дали тем кто хочет сделать красивую горную фотографию?

Первое, что Вы должны сделать это досконально заранее просчитать маршрут восхождения, понять что вы хотите пройти - ребро, или отвесную стену или перевал... Если Вы вникните в маршрут, Вы поймете в кокой ключевой точке лучше всего делать снимки. Вы должны подойти к ней в нужное время, когда лучше всего освещен пейзаж.

Это конечно случается не часто, причем большинство моих лучших фотографий сделаны случайно.
Альпинист - фотограф должен сблизиться с горой, при этом восхождение лучше всего совершать соло, и в оценке своих фоторабот Вы должны быть предельно объективными. Когда Вы поднимаетесь в одной связке с напарником, Ваше внимание уделено в большей степени товарищу по веревке, а фотография и альпинизм все же разные вещи.

Если Вы способны совершать соловосхождения, то это лучший вариант для фотографирования гор и других поднимающихся альпинистов, когда Вы наблюдаете каждый их шаг в естественных движениях, где нет места постановочным кадрам.
Когда альпинисты останавливаются для фото они чувствуют себя немного фотомоделями и часто принимают позы, которые я зачастую высмеиваю, эти постановочные фото для меня не отображают альпинизм, для меня важно иметь на фото элемент отрешенности и увлеченности.

В своих работах Вы пользуетесь серийной съемкой?

Очень редко, в основном в тех случаях когда для моего клиента очень важно получить определенный кадр. Иногда, когда мы поднимаемся группой и я иду первым номеров в связке я могу обернуться и сделать серию кадров нашей связки, ради того, что бы получить фотографии в естественных для альпиниста движениях, тем более что для этого мне не нужно останавливаться и ловить подходящие условия для съемки. Конечно, это не всегда удобно сделать, особенно когда маршрут очень сложен. А я любли подниматься на крутые стены, но такие фотографии трудно продавать, например фотоработы на стене Гран Жорасс не будут пользоваться такой популярностью как например пейзаж с вершины Монблана, поскольку большинство людей не понимают что такое восхождение по стене и что там происходит.
А то что хотят видеть и покупать мои клиенты лучше всего снимать в соло восхождениях, поскольку те группы, в восхождениях которых я хочу принимать участия не пойдут по такому простому маршруту.

Джон Гриффит (Jon Griffith): ребро Midi на закате. Фото Jonathan Griffith
Джон Гриффит (Jon Griffith): ребро Midi на закате. Фото Jonathan Griffith


Вы работаете в основном в Альпах?

Да, только в Альпах. Шамони также идеально подходит для фотоработы. Здесь я очень хорошо знаю все фотогеничные места, я знаю куда идти. При этом, когда группа например поднимается на Пик-дю-Миди, причем в этот маршрут входит и восхождение по одной из стен Гран Жорасса; то в таких случаях фоторабота просто сводит меня с ума.

Гордитесь ли вы своими фотоработами?

Да, немногими, но с каждым годом мои взгляды меняются. Я пытаюсь фотографировать все более экстремальные вещи.
Каждый год, когда я поднимаюсь на все более трудные маршруты, я выбираю из этих фото те, которыми я горжусь. Так, прошлой зимой я сделал отличную картинку в Manitua Jorasses Grandes. Это было четвертое восхождение на Manitua в зимний период, и это было супер-шоу, восхождение было супер экстремальным... Я думаю что как минимум на 10 лет это был мой лучший фотовыход.
Самые красивые фотографии получаются не в студии, конечно у меня есть много таких студийных фотографий, но те, которыми я горжусь сделаны в естественных условиях...


Есть ли необходимость ездить по всему миру в поисках красивых фотографий гор?

Я бы хотел поехать к горным вершинам мира. Но моя работа не позволяет мне отлучаться надолго, а заказных фоторабот не достаточно что бы оплатить мне к примеру поездку в Непал на три недели с группой альпинистов, это дорогое удовольствие.

Есть ли фотографы, которые повлияли на вас?

Их немного. Я начал заниматься фотографией как самоучка. Я бы сказал что такая фотография это практически "интимный момент жизни", как восхождения в Альпах, когда мы должны сделать свои личные проекты, воплотить свои мечты в реальность. Для меня фотография это точно такая вещь. Я хочу научиться и уметь фотографировать еще лучше, это нормальные амбиции, но у меня нет среди фотографов учителей, я делаю все по своему.

Какие выходы в горы Вы обычно фотографируете?

Только альпинизм и ледолазание. Я люблю зимний сезон. Я практически не снимаю скалолазание или горнолыжный спуск. В течении двух или трех лет я занимался фотоработами горнолыжныжного спорта для своих клиентов, но там я был не конкурентен, в этой области есть множество прекрасных талантливых фотографов; и для того что бы доказать свое мастерство мне нужно было делать высокохудожественные снимки, но я не склонен к этому. Да даже в горной фотографии есть огромная конкуренция.

Вы думаете мы не видели горных фотографий?

Вы не видели их все. Вы могли видеть много альпийских фоторабот, и по сравнению с там же горнолыжным спортом, альпинизм сильно отличается в фотоработах. В альпинизме, в отличие от того-же лыжного спорта, перед Вами проходит целая история, которая может длиться неделю: ад холодных бивуаков, лавины, камнепады, переменчивая погода, тяжелые отвесные стены и снежные карнизы... и т.д. Для фотографа здесь масса потенциала.

Существуют ли личные соперничества между горными фотографами?

Чисто альпийских горных фотографов очень мало. Более того, лично я не знаю никого другого в Шамони кто бы делал то же самое что и я. Есть два или три других горных фотографа которых я знаю, но они снимают в другом стиле, не так как я, но снимают великолепно, у них красивые фотоработы.

Вы хотели бы снимать другие горные районы Альп?

Несовсем. Временами у меня возникало желание сходить в другой регион Альп, но мне трудно трудно покинуть Шамони. (смеется) . Так что я прекрасно знаю этот регион и я люблю эти гранитные скалы. Это мой дом.

Альпинизм за пределами Альп для вас с родни эксперименту?

В конце недели я отправляюсь в Пакистан в долину Charakusa, где я был в прошлом году. Там меня ждут Северная стена К6 и пик Link Сар, на который я также пытался подняться. Там есть семитысячники на которые еще никто никогда не поднимался. Я с командой альпинистов из "The North Face" хотим попробовать этот проект. У меня в руках есть один снимок невероятного пика, его отвесная гранитная стена должно быть имеет высоту 200 или 250 метров, я даже представить не могу как мы на нее поднимемся. Это будет удивительное время.

Полнолуние над долиной Charakusa, Пакистан. Фото Jonathan Griffith
Полнолуние над долиной Charakusa, Пакистан. Фото Jonathan Griffith


по материалам http://yannick.michelat.free.fr/

Теги: горная фотография, фотография в горах, альпинист фотограф.
Автор: Редакция 4sport.ua
Просмотров: 4436
Опубликовано 2013-07-18 в альпинизм

comments powered by Disqus