Лейла Албогачиева - первая россиянка, дважды покорившая Эверест

 Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА
Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА


Лейла Албогачиева стала первой женщиной из Ингушетии, взошедшей на Эверест. В тех, местах, где родилась альпинистка ее профессия, мягко говоря, не считается обычной для представительниц слабого пола. Ей угрожали, ее уговаривали, но она всякий раз уходила к вершинам. Вернувшись с самой высокой точки планеты, Лейла нашла время и ответила на вопросы журналистов.

Подробней о рекордах и трагедиях на Эвересте сезона 2013 года читайте в нашей статье: Сезон восхождения на Эверест 2013 года закончен. На вершину Эвереста поднялись более 600 человек!

О МЕЧТЕ


- Как все началось?

- Я родом из маленького села Али-Юрт. Еще когда была ребенком, смотрела на вершины и думала: неужели я там никогда не окажусь, неужели мне просто остается смотреть на них? Мне было года четыре, и я даже не знала, что такое альпинизм, а желание им заниматься, получается, уже было.
Потом все вышло случайно: познакомилась с замечательными людьми, альпинистами, мастерами спорта. Один из них стал моим тренером, посоветовал развивать альпинизм в Ингушетии, я этим и занимаюсь.

‑ С чего началось ваше увлечение альпинизмом?

‑ Впервые я попала в горы в 1998-м году. Я присоединилась к Карачаевской экспедиции, которая поднимала лошадей на Эльбрус, и мне просто захотелось пойти с ними. Там познакомилась с замечательными людьми. Это были альпинисты, мастера спорта. Один из них стал моим тренером, посоветовал развивать альпинизм в Ингушетии, я этим и занимаюсь. Но вообще, еще когда я была маленькая, смотрела на вершины и думала, неужели я там никогда не окажусь, неужели мне просто остается смотреть на них. Мне было года четыре, и я даже не знала, что такое альпинизм, а желание им заниматься уже было, получается.

- А чем еще?

- Преподаю русский язык и литературу в школе в своем селе. Я окончила Чечено-Ингушский государственный университет, а образования, связанного с альпинизмом, у меня нет. Сейчас хочется это исправить: окончить школу скалолазания. Меня в Индию зовут учиться, у них альпинизм - профессия.

Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА
Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА


О МОТИВАЦИИ


- Женщина в одиночку идет по самому сложному маршруту. Зачем?

- Чтобы могли сказать, что Эверест - наш! И с Тибета, и из Непала - теперь я поднялась на вершину и с севера, и с юга. Для чего? Многие не понимают этого: скалы, вечная мерзлота - и постоянно рядом смерть. Но я не могу отказаться от зрелища, которое открывается, когда поднимаешься на вершину.

‑ В этот раз вы поднялись на Эверест по сложному маршруту?

‑ Да, с Непала. Мне говорили, что лучше подниматься с Севера. Я спросила: «Зачем? Я сделаю так, чтобы могли сказать, что Эверест наш и с Тибета, и с Непала (с Севера и с Юга)». И я пошла с Юга. Я хотела сделать и второе восхождение с интервалом в два дня, но некоторые люди мне этого не дали. Сказали, давайте быстрее спускайте эту ненормальную ингушку, пока она опять не побежала туда.

‑ Кто?
‑ Ну, к сожалению, не всем нравится моя увлеченность. Не всех устраивает, что я добиваюсь успеха. Меня очень расстроило, что я не смогла совершить второе восхождение.

- Расскажите, что вы на ней делаете?

- Сначала молюсь, потом, как в этот раз, фотографировалась с флагами: у меня было пять портретов, но три из них ветер вырвал из рук. В итоге получились фотографии с портретом Владимира Путина, Юнус-Бека Евкурова и эмблемой Олимпийских игр в Сочи. Я этим людям и этим Играм посвятила свое восхождение.

- И сколько времени провели на высоте 8848 метров?

- 35 минут.

‑ Как проходил маршрут?

‑ Мы вышли 14-го с расчетом на хорошую погоду. Потом мне отсоветовали выходить, сказали, что ветер будет до ста метров в секунду. Лучше говорят идти 17-го. Я подумала, что ветер я смогу выдержать, ждать уже не хотелось, и мы вышли 14-го. 18-го числа в 8 утра я стояла на вершине.
Я там же познакомилась с Денисом Урубко и Алексеем Болотовым. Они ко мне приходили. Мы решили выйти обратно вместе. Я им сказала: «Ребята на высоте будет сильный ветер», ‑ но они хотели проложить новый маршрут и вышли.
Я им предложила сделать команду, они сказали: «Давай мы сначала сходим, спустимся и обсудим».
С горы Алексей уже не вернулся.

‑ Последний рывок тяжелый был?

‑ Ушла почти вся ночь. Мы пропустили вперед себя большую группу других альпинистов, чтобы не столкнуться с ними на вершине, и после полуночи выдвинулись. Ветер был ужасный.
Я готовила пять портретов, с которыми хотела сфотографироваться, но три из них ветер просто вырвал у меня из рук. Остались только Владимир Путин и Юнус-бек Евкуров, которым я посвятила это восхождение. На вершине долго быть нельзя. Погода изменилась, начался спуск. Когда до лагеря оставалось совсем чуть-чуть, мне в голову попал камень.
Я сначала вообще ничего не поняла. Успела только крикнуть: «Боже, что это!?». Смотрю, у меня вся шапка и маска в крови. Дошла до лагеря, который был на 8300 м. и на этой высоте без кислорода заснула. Утром просыпаюсь, думаю, неужели меня настолько сильно ударило по голове, что я проспала здесь все это время. После удара вообще не помнила, как дошла до лагеря.

Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА
Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА


О ШЕРПАХ


- Шерпы сейчас ведут себя очень нагло. На моих глазах кто-то из французов с ними подрался.
Они могут не слушать тех, кого ведут. Когда я шла, они не подняли наверх достаточного количества питания, предлагали мне есть дошираки, а я не могу их есть. Лапша быстрого приготовления - не высотное питание, пришлось пять дней обходиться почти без еды.

О ПОГИБШИХ


- Я на одной из пресс-конференций сказала, что с гор нужно убирать мусор и прочее. Тогда не стала уточнять, что такое «прочее», но вам скажу - трупы. Мне говорили, что одна японка умирала там три дня.
Я бы не смогла пройти мимо, я бы отдала свой кислород. Но там люди не останавливались. Гибнут шерпы - один упал в щель. При мне погиб китаец - его просто завернули в палатку и оставили. Вещи погибших забирают проводники.


О КИСЛОРОДНОМ ГОЛОДАНИИ


- Когда не хватает кислорода, человек этого не чувствует. Появляется сонливость, садишься спать и не просыпаешься. У меня был такой случай. Когда до лагеря оставалось совсем чуть-чуть - в голову попал камень. Я сначала вообще ничего не поняла. Успела только крикнуть: «Боже, что это?!» Смотрю, у меня вся шапка и маска в крови. Дошла до лагеря, который был на высоте 8300 м, и на этой высоте без кислорода заснула.

- Проспали ночь без кислорода и остались живы?

- А мне иногда кажется, что мне без него лучше. Брала с собой шесть баллонов и два обратно принесла. А многие и с кислородом не доходят. Я шла и видела, как молодые крепкие парни сидели и плакали от бессилия, от того, что они не могут больше идти.

Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА
Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА


О СНАХ


- В горах часто вещие сны снятся. На Эвересте был сон: я стою в концлагере, и нас отправляют в газовую камеру. Вдруг заходит Гитлер и говорит мне: «Тебе не время, тебе надо сотрудничать с нами». В этот день погиб первый шерп. На высоте 7 тысяч его нашли, а через два дня умер шерп в другой группе. Мне почему-то снились Брежнев и Гагарин. Брежнев меня водит по Кремлю, все рассказывает.

- Верите в приметы?

– Я никогда не говорю, что покорю гору. Считаю, что горы меня принимают, а я их люблю в ответ. Покорить их невозможно: они стояли и будут стоять. А еще разговариваю с ними, когда приезжаю, говорю: «Здравствуй, друг Эверест, тебе привет от Эльбруса!»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО


Лейла Султановна АЛБОГАЧИЕВА.
Место рождения: Республика Ингушетия, село Али-Юрт.
Первое восхождение совершила в 1998 году в возрасте 30 лет на гору Эльбрус.
За свою карьеру Албогачиева дважды поднялась на Эверест (2012, 2013 гг.), побывала на Аконкагуа и Килиманджаро в Южной Америке и Африке. 12 раз поднималась на Эльбрус.

Выпускница Чечено-Ингушского государственного университета им. Л. Н. Толстого.
Работает учительницей русского языка и литературы в гимназии села Али-Юрт.

по материалам http://www.sovsport.ru/ и http://www.kp.ru/

Теги: Эверест, рекорды Эвереста, Everest
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ