Николай Мырза: «Ощутить свист ветра, и мощь человеческого тела в слиянии с велосипедом» ("Спорт Донбасса")

Николай Мырза: «Ощутить свист ветра, и мощь человеческого тела в слиянии с велосипедом» ("Спорт Донбасса")


Помните кота Леопольда, как он в одной из серий мультфильма ехал на велосипеде и задорно напевал: «Кручу, кручу, кручу, педали кручу. Вперед, вперед, вперед я словно птица лечу...». Но не только этот милый мультяшный герой любит своего «двухколесного друга», но и тысячи мальчишек и девчонок с удовольствием крутят педали и несутся навстречу ветру. Кто-то делает это ради забавы, а кто-то серьезно тренируется изо дня в день ради спортивной славы и Олимпийских медалей. В Донецкой области таких ребят ведет к цели человек, который занимается велоспортом уже более 30 лет. Мастер спорта СССР, Заслуженный тренер Украины, Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины. Тренером работает с 1980 года. Начал трудовую деятельность в ФСО «Колос». Работал тренером в специализированной ДЮСШ по велоспорту, в училище Олимпийского резерва им. С.Н. Бубки, является тренером ШВСМ и спортивного клуба «ИСД». Знакомьтесь, старший тренер Донецкой области по велоспорту Николай Мирчанович МЫРЗА:

- Я родился в Донецке, но потом родители переехали в другой город. В 1980 году, будучи действующим спортсменом, я вернулся в Донецк. В правой руке у меня был велосипед, а в левой руке сумка. Велосипед был не спецзаказ, а сумка не ADIDAS. То есть свою жизнь в городе я начал практически с нуля. Тогда я был еще действующим спортсменом, но уже начал работать, и мы вместе с моим тренером Виктором Анатольевичем Горбуновым набрали в секцию первых ребят. Нам дали 3-х комнатную квартиру, мы поставили на дверь замок и начали работать. Первое время не было даже стульев, дети переодевались и складывали вещи на подоконниках. Позже заказали лавки, купили верстак и велосипеды.

Вспоминается одна из первых тренировок. Построили мы ребят, они стоят такие маленькие и одетые непонятно во что, кто-то в шортах, кто-то в смешных шароварах. Посмотрел я на них и подумал «неужели из этих недотёп что-то получится», эта мысль даже немного испугала. Вот с этого и началась моя тренерская деятельность.

- Как давно Вы являетесь старшим тренером области, какое самое высокое достижение в тренерской работе?

- Старшим тренером работаю лет десять-одиннадцать, точно не считал. В 2005 году мой воспитанник Владимир Рыбин стал чемпионом мира. В том же году Дмитрий Грабовский выиграл мировое первенство и чемпионат Европы. Среди моих ребят также есть серебряные и бронзовые призеры чемпионатов мира и Европы.

- Велоспорт Донецкой области занимает лидирующие позиции среди всех видов спорта. Как удалось достичь таких результатов?

- В Донбассе всегда были хорошие традиции в велоспорте. Были люди, которые выступали за сборную Союза. Однако на Олимпиаде-80 в Москве не было представителей области. Как раз в это время «Колос» начал мощно развивать велосипедный спорт в области. Создавались центры олимпийской подготовки, в том числе и центр «Титан». Велась очень активная работа и на момент развала Советского Союза уже были воспитаны члены сборной страны, призеры чемпионатов мира и Европы.
Потом страна развалилась, а Украина не была готова к этому. Центры тоже развалились, и мы остались при своих спортивных интересах. Все побежали торговать на базары и меня звали, так как у меня был диплом кооперативного техникума. Встал перед выбором – спорт или торговля. Я подумал и выбрал спорт. Все удивлялись, а я отвечал, что люблю спорт. Вот так и работаю по сей день.

Второе рождение областной велоспорт пережил в конце 90-х. Первым участником Олимпийских игр в 2000 году стал Саша Дикий из Енакиево, где его тренировал Александр Иванович Бережной. На тот момент Саша учился в УОРе, а я там работал, поэтому также приложил немало усилий для достижения этой цели. Тогда я наметил для себя, что к каждой Олимпиаде будем увеличивать количество участников от области в два раза. У нас это получилось. На Олимпиаде 2004 года было два участника Владимир Рыбин и Юрий Кревцов. На Игры 2008 года отправились уже четыре спортсмена Володя Рыбин, Максим Полищук, Денис Костюк и Виталий Попков. К сожалению, никто из них не смог завоевать медаль. В Лондон, наверное, не стоит готовить 8 спортсменов, нужно гнаться не за количеством, а сосредоточиться на качестве. Так получается, что в моей трудовой деятельности есть все возможные достижения, моим воспитанникам покорялись Европа и мир, но, самой важной, Олимпийской медали пока нет.

- В чем причина, может материально-технические условия плохие?

- Олимпиада – это отдельное, ни с чем не сравнимое, соревнование. Может нам не хватает опыта, может фортуны. Чтобы стать Олимпийским чемпионом, необходимо, чтобы в один день, и час, и минуту слетелись сотни «стрел» в одну мишень, и тогда рождается чемпион. Что касается условий, то их создают насколько это возможно. Особенно чувствуется помощь спортклуба «ИСД». Много делают УОР, ШВСМ и облспортуправление. Велоспорт уважают и поддерживают на всех уровнях. Самая большая проблема – отсутствие велотрека. Сейчас наша основная тренировочная база в Крыму. В Донецке планируют построить трек, но когда это случится неизвестно. Большую роль играет уровень финансирования. Например, в Англии существует государственная программа по развитию велоспорта. Там на подготовку сборной потратили столько, сколько в нашей стране тратится на все виды спорта вместе взятые.

- Кого из своих воспитанников считаете реальными претендентами на поездку в Лондон?

- Из трековой программы убрали несколько олимпийских видов и оставили только два: командная гонка, в которой участвуют 4 спортсмена и омниум, где один гонщик. Омниум – это совершенно новый вид, проводится буквально 2-3 года, в него входит пять трековых дисциплин. В командной гонке пока очень трудно рассчитывать на олимпийские медали. Имея в стране массу спортсменов с приличным индивидуальным ходом, пока не можем создать сплоченную команду, способную показать высокий результат.
Если говорить только о спортсменах нашей области, то для себя я наметил несколько человек, которые в состоянии побороться за олимпийские медали. Я очень рассчитывал на Виталия Попкова. К сожалению, он травмировался в этом году. Сейчас его восстанавливаем, надеюсь, что к Олимпиаде успеем. Вернулся в Донецк Дмитрий Грабовский. Он пять лет выступал за иностранные клубы, а теперь будет выступать за свой родной город. Думаю, за два года он наберет хорошую форму. Большие надежды тренерский штаб возлагает на Максима Полищука. Все три спортсмена выступают в трековой программе.

Теперь о шоссейниках. На шоссе завоевать медали будет очень сложно. А вот стать участниками Олимпиады реально могут Денис Костюк, он уже участвовал в Олимпийских играх, и Александр Шейдик. Вот этих ребят будем основательно готовить. Сделаем все возможное, чтобы не только отобраться в Лондон, но и завоевать там медали. «Я вижу цель, она всего дороже, а суждено ли до нее дойти, не знаешь ты и я не знаю тоже...».

- Какие виды велоспорта культивируются в области?

- На треке существуют спринт и темп. Мы занимаемся темпом, так как для спринта необходимо специальное спортсооружение. В темп входят: индивидуальная гонка преследования на 4 км у мужчин и на 3 км у юниоров, командная гонка на 4 км, групповая гонка, парная гонка и гонка Омниум. Что касается шоссе, то там олимпийскими дисциплинами является индивидуальная гонка, раздельный старт на время и групповая гонка. Также в шоссе есть и другие виды: критериум – это гонки по городу с промежуточными финишами, парная и командная гонки, есть многодневная гонка. Есть еще маунтенбайк. Это отдельный вид программы, которым я никогда не занимался. Однако желание попробовать есть. Для этого вида требуется специальный велосипед. Точно знаю, что в Донецке есть профессиональная команда по маунтенбайку.

Единственные в Украине соревнования по шоссе по регламенту UCI проходят в Донецке. Проводится гонка только второй год, а за рубежом, во Франции и в Бельгии, есть гонки со столетней историей. Сроки не сопоставимые, но, тем не менее, мы с ними соперничаем, а иногда и побеждаем. Проведение этих соревнований инициировал спортивный клуб «ИСД». Вообще, в последние пять лет велосипедный спорт активно развивается, в основном, благодаря корпорации «ИСД». Они даже разработали и пытаются воплотить в жизнь социальный проект «Велокраїна». Хочется от души поблагодарить их за труд и время, вложенные в развитие такого прекрасного вида, как велоспорт, за которым, я уверен, большое будущее.

- В чём изюминка велоспорта?

- У ребенка, который серьезно занимается велоспортом, развивается координация движений, увеличивает скорость мышления. Есть ещё множество факторов, способствующих развитию полноценной личности, как с физической стороны, так и с психологической. Кроме ощутимой пользы, велоспорт - это ещё и интересно, разнообразно. Какой другой вид спорта позволит спортсмену проехаться по лесным тропинкам или со свистом в ушах по загородной трассе, по улицам любимого города. За годы своей деятельности я воспитал сотни, тысячи ребят. Были среди них и мастера спорта, и чемпионы мира, а были и те, кто приходил просто оздоровиться, получить удовольствие. И до сих пор эти дети, теперь уже многие из них являются состоявшимися людьми, иногда всё же меняют комфортный автомобиль на полюбившийся в детстве велосипед. К тому же на велосипеде ездили Лев Толстой и дедушка Ленин. К сожалению, в нашей стране нет велодорожек. А вот в Европе в каждом городе, независимо от его размеров, есть велодорожки. Во Франции, Италии, Австралии велоспорт является одним из самых массовых и любимых видов спорта. Люди, хоть однажды видевшие велогонки по телевизору, обязательно захотят посмотреть на эту феерию вживую. Ощутить свист ветра, и мощь человеческого тела в слиянии с велосипедом. Лучше всего про прелесть велоспорта скажет такое стихотворение:
Они листают километры
Они летят быстрее птиц,
Они упрямо спорят с ветром
Мельканье ног, сверканье спиц.
То впереди, а то вдогонку
Скользят по чёрному шоссе...
И наблюдают велогонку
Ромашки крупные в росе.


Алена КУКУШКИНА, "Спорт Донбасса".

Теги: Велоспорт
Автор: http://sportclub-isd.com
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ