Спелеолог Олег Претятко – о событиях в Монастырь-Чокраке: При более внимательном отношении к вопросам безопасности этой трагедии не случилось бы!

23 января на заседании Ассоциации спелеологов Севастополя состоялся разбор чрезвычайного происшествия в пещере Монастырь-Чокрак с участием одного из выживших там.

Напомним, что 19 января 2013 года, вечером, на плато Караби (Крым) произошла страшная трагедия: группа спелеологов, спускаясь в пещеру "Монастырь Чокрак" была травмирована упавшим на них автомобилем, оставленным у входа в пещеру >>>>>> .

Разбор проводили ведущие спелеологи Севастополя в присутствии широкой спелеологической общественности. О некоторых итогах разбора читайте в интервью с активным участником разбора: Олегом Перетятко.

Олег Перетятко
Олег Перетятко
Олег – спелеолог ещё старой школы.
Именно он когда-то привёл меня в спелеологию.
Именно он десять лет назад спас мне жизнь на первопрохождении.
В общем, это человек, которому я безоговорочно доверю свою жизнь под землёй.

Впрочем, поскольку большинство читателей с Олегом Перетятко пока под землю не ходили, представим его нашей аудитории.

Олег, как давно ты занимаешься спелеологией? В каких спелеологических организациях состоишь? В открытии и исследовании какого количества пещер принимал участие?

Занимаюсь спелеологией с 1986 года, успешно окончив спелеошколу спелеоклуба БССС. В настоящее время являюсь членом УСА (Украинской спелеологической ассоциации), а также представителем спелеоклуба БССС в Ассоциации спелеологов Севастополя, принимаю активное участие в проектах УСА "Кизил-Коба" и МИПКрым (Маркировка и инвентаризация пещер Крыма). По поводу числа открытых и исследованных пещер, честно говоря, точную цифру сказать затрудняюсь; наверно, около сотни.

Доводилось ли тебе бывать на Караби и в шахте Монастырь-Чокрак в частности?

Бывать на Караби приходилось, в шахте Монастыр-Чокрак в том числе. Ещё в советское время, когда только открыли в ней новую часть.

Пещера Монастырь-Чокрак
Пещера Монастырь-Чокрак
Насколько сложной тебе показалась эта пещера? Как ты оцениваешь её значение для спелеологии? Какие видишь перспективы в её дальнейшем исследовании?

Пещера достаточно сложная, особенно её входной колодец. Но в то же время очень красивая – лично на меня большое впечатление произвела как старая, так и новая её часть. Значение этой пещеры для спелеологии считаю достаточно большим – как в эстетическом отношении, так и в спортивном. Имеются также большие перспективы для её дальнейшего исследования. Новая часть пещеры была открыта благодаря геофизическим методам разведки (радиопросвечиванию). При этом удалось вскрыть пока что новую ветку, идущую в сторону соседней шахты Кастере.
Но есть также и другая, пока ещё не вскрытая ветка, идущая в противоположную сторону. Недавно она была успешно отслежена методом биолокации на значительное расстояние. В непосредственной близости от обнаруженной пустотной аномалии находится целый ряд пещер и пока не вскрытых ещё поноров.

Каким образом ты попал на дно Монастырь-Чокрака? Каким способом навешивали, как спускались, как страховались? Насколько труден был спуск и подъём психологически и физически?

Спускался на дно по двухверёвочной технике с самостраховкой. Навешивали за деревья возле входа без промежуточных точек опоры. Спуск проходил достаточно быстро, одна лишь была заминка почти у самого дна – вследствие несовершенства применяемых в то время устройств для спуска по верёвке запутался немного – основная и страховочная верёвки перекрутились между собой. На подъёме было несколько веселее – какое-то время поднимался практически стоя на месте, пока верёвка натягивалась под нагрузкой. А затем подлетел вверх как на резинке. Далее – никаких особых трудностей.

Какой температурой и влажностью встретила тебя эта пещера? Было ли в ней чувство уюта – или нечто противоположное? Долго ли ты пробыл внизу? Возникло ли желание спуститься туда ещё раз?

Что касается температуры и влажности – всё, в принципе, было, как и во всех пещерах Крыма. Тогда на поверхности погода была нормальная; никакого дискомфорта не испытывал, хотя был в х/б комбинезоне. Внизу пробыл примерно 5 часов, чувствовал себя хорошо, было желание вернуться туда ещё и поискать продолжения – благо перспективных мест там хватает.

Пещера Монастырь-Чокрак
Пещера Монастырь-Чокрак
Где ты находился 19 января 2013 года? Когда и откуда узнал о ЧП в Монастырь-Чокраке?

19 января находился на Красной пещере, исследовал спелеообъекты в Кизилкобинском урочище и о трагедии ещё не знал. На следующий день после обеда позвонил Хорхе Мигель Корнысь (известный симферопольский спелеолог) и сообщил эту неприятную новость, без особых подробностей. Точнее узнал из общения спелеологов в интернете и с сайта КСС, но наиболее полную картину получил только в среду, на заседании спелеоклуба, когда выступил один из очевидцев трагедии. Только тогда всё стало на свои места и можно было уже сделать определённые выводы

Кто именно из очевидцев был на заседании? Что он рассказал? Какие выводы из этого сделал ты?

Из очевидцев был Кирилл из Севастополя.
Выяснилось, что начинающих действительно спускали по классике с верхней страховкой. Всё было организовано достаточно грамотно. Девушка из Москвы стояла на страховке, прикреплённая к трём точкам опоры, страховка осуществлялась через "восьмёрку". Затем Алексей начал переделывать
трассу под SRT для подъёма. И в этот довольно неудачный момент (в колодце находилось 5 человек, из них двое на дне и трое на навеске) произошла трагедия. Летящую вниз машину находящиеся на дне заметили сразу – шум она производила конкретный и среагировали молниеносно – спрятались в укрытие (небольшую нишу на дне колодца).

Это позволило избежать как непосредственно падения машины на голову, так и травмирования разлетевшимися во все стороны осколками. Падение машины и пострадавших произошло не одновременно (машина упала первой), девушке из Севастополя вообще очень крупно повезло – приземлилась на кучу снаряжения, вылетевшую из машины (там были в основном вещи и верёвка). Находящиеся на дне спелеологи вылезли из укрытия и приступили к оказанию первой помощи – укрыли пострадавшую тёплыми вещами и медленно, буквально по сантиметру, пытались оттащить её подальше от машины. Алексею к сожалению уже нечем было помочь – он лежал без каски и без признаков жизни, оставалось только лишь прикрыть.

Всё оставшееся до прибытия спасателей время ребята держались молодцом. Так же держался и сам очевидец трагедии, рассказавший всё это нам. А в конце занятия он спросил, когда будет тренировка. Меня это, честно говоря, поразило. Другой бы наверняка наложил после такой истории в штаны и никогда не вспоминал больше о пещерах. Надеюсь, что Кирилл станет хорошим спелеологом после окончания спелеошколы.

Все собравшиеся почтили память Алексея минутой молчания и собрали средства для помощи семье погибшего и пострадавшей девушке из Севастополя. Вечная память нашему коллеге!
На основе полученной информации удалось сделать более подробный анализ, а также следующие выводы о факторах, вызвавших и усугубивших данную трагедию, в порядке убывания по значению. На будущее необходимо их учитывать для предупреждения подобного рода случаев.


  1. Основная причина – неудачная парковка транспортного
    средства и действия одного из участников, вызвавшие неконтролируемое его
    движение. К сожалению никто больше не видел, как это произошло.
  2. Нахождение в момент трагедии нескольких человек в пределах одного колодца.
  3. Использование участниками выхода x/б комбезов, что привело к переохлаждению, чему способствовала талая вода, капающая сверху.
  4. Отсутствие у участника, находящегося наверху, средств связи под рукой, что несколько задержало начало спасработ


Понимаю так, что за выводами должны последовать рекомендации…

Исходя из приведённых здесь выводов, можно сделать следующие рекомендации, позволяющие избежать подобного рода происшествий.

  1. Внимательнее относиться к парковке автомобилей – ставить их подальше от входа в пещеру (желательно вообще в соседнюю воронку), поддерживать в исправном состоянии, подкладывать дополнительно камни под колёса, не давать никому ключи.
  2. В особо опасных колодцах с широким входом, особенно при камнепадной опасности, по возможности избегать большого количества людей на навеске, к какой бы технике хождения это ни относилось. Вместо машины вполне могла оказаться крупная глыба, кусок льда, натёчной коры, бревно и даже крупное животное.
  3. Иметь достаточно тёплой одежды и современные комбинезоны из синтетических тканей, исключающих переохлаждение при длительном пребывании под землёй.
  4. По возможности, избегать посещения опасных пещер в неблагоприятную погоду – это усложняет как прохождение пещеры, так и возможные спасработы.
  5. Иметь всегда на поверхности дежурного со средствами связи, а ещё лучше – группу поддержки со спасфондом (резервный комплект для навески и необходимое снаряжение).


Как ты считаешь: кто должен был обеспечить группу радиосвязью и "правильными" комбезами, проследить за безопасной парковкой автомобиля и за рассредоточением личного состава в колодце?

Разумеется, это обязанность руководителя. Но стоит также учесть, что в группе были начинающие и на всех комбезов не найдёшь.

Где, по-твоему, оптимальное место руководителя при при спуске группы в такой глубокий колодец, как в Монастырь-Чокраке или, например, в чатырдагской Бездонке?

Перед началом спуска – наверху, он должен проследить за организацией навески и самим процессом. Затем внизу, чтобы организовать безопасное перемещение участников по пещере и их подъём. Наверху в это время должен находиться опытный участник.

То есть навесил, назначил ответственного наверху, спустился вниз – и принимай товарищей?

Ну, в общем, да.

Как ты думаешь: зачем и почему руководителю группы в Монастырь-Чокраке понадобилось ещё до окончания спуска группы подниматься на 60 метров выше?

Если верить информации Кирилла, руководитель собирался организовать отдельную навеску SRT и в целях экономии времени начал делать это, не дожидаясь окончания спуска группы. Верхнюю страховку доверил опытной участнице. (от ред: здесь и далее - выделенный цветом текст является личной версией событий Олега Перетятко)

Правильно ли я понял, что к моменту падения машины в колодце одновременно существовали две навески, одна из которых – SRT?

Навеска ВВТ существовала однозначно и по ней спускалась Светлана, навеска SRT находилась, скорее всего, в процессе организации..

"В процессе организации" = "верёвка уже была закреплена наверху, но монтаж промежуточных точек опоры ещё продолжался." Так?

Видимо, так.

...И один автомобиль при падении по широкому колодцу одновременно разрушил две независимые навески?

Получается, что да. Он бился о стенки колодца и зацепил карем, разорвав верёвку и повредив точки опоры. Страховочная верёвка оказалась прижатой упавшим автомобилем и натянута. Потому Светлана и оказалась на дне, ведь почти до дна уже дошла, так что приземлилась на растяжке. Поймала ли динамический рывок Наташа, стоявшая на верхней страховке, не знаю.
Кирилл, естественно, не всё видел, так как находился внизу.
Самое страшное – автомобиль шёл точно по линии трассы.

Вернёмся к Кириллу. Он и его товарищ в момент срыва автомобиля во входной колодец находились непосредственно на дне колодца – или же где-то в боковых ходах?

В момент срыва – на дне. Как только услышали звук падающего предмета, тут же укрылись в ближайшей нише, что их и спасло. А могло реально травмировать разлетевшимися осколками.

Правильно ли было для них находиться именно там, а не в боковых ходах?

В данном случае это не повлияло на исход ЧП – реакция оказалась молниеносной, и всё для этих ребят обошлось. Но по правилам ТБ в момент движения участников по навеске всё же лучше держаться подальше от дна колодца – во избежание травмирования падающими камнями.

Сколько Кириллу и его товарищам на дне пришлось ожидать спасателей?

Сигнал в КСС поступил в 16-50, после того как один из уцелевших участников добрался пешком от пещеры до метеостанции и сообщил о ЧП – а это около часа времени.

Добавь ещё время от ЧП до выхода этого участника: он же пытался докричаться до дна – но так и не докричался.

Понятно.
Первый спасатель спустился на дно в 21.02.
То есть, на деле получается время ожидания более 5 часов.

Смотри: сначала оставшийся наверху, кричит вниз. Ему отвечает только Наташа, которая на 10-метровой глубине.
Он и она какое-то время кричат вниз вместе. Снизу если что и слышат – то неразборчиво. Потом Наташа начинает подъём. Это всё – 20 минут примерно.
16.50 – 1.20 = 15.30.
21.02 – 15.30 = 5 часов 32 минуты.
Выходит, если бы у верхнего была рация, а на Метео – радиодежурство, то о беде узнали бы на час-полтора раньше?


Конечно. Я это как раз в своих выводах и отметил. Или рация, или сотовая связь, если она там работает. А тут, по всей видимости, у верхнего и мобилы в руках не было, то есть была либо в машине либо вообще непонятно где.

Т. е. со стороны верхнего налицо нарушение ТБ?

Естественно. Хорошо, дошёл до метеостанции.
А ведь он мог и не дойти – например, из-за плохой погоды и тумана.

Понимаю так, что GPS-а у него тоже при себе не было?

Видимо, не было.

У Кирилла и его друга на дне было что-то для долгого пребывания в пещере? Шоколад, чай, сидушка, тёплые вещи, например?

Тёплые вещи были в изобилии разбросаны по дну, так как вылетели из машины. Оставшийся наверху участник скинул кое-что ещё из вещей вниз. Перекус оказался в транспортнике, привязанном к погибшему. Наверняка что-то было и в машине, но к ней не рискнули подходить вообще.

Почему не рискнули? Запах вытекшего горючего? Или неустойчивое положение?

И то, и другое. И потом, попробуй покопайся в груде искорёженного металла без инструментов… Светлану старались оттащить от машины как можно дальше – буквально по сантиметру.

А её состояние позволяло транспортировку без носилок?

Нет, каждое движение причиняло сильную боль, поэтому сильно далеко оттащить не получилось.

Олег, ты в спелеологии без малого тридцать лет; ты застал смену поколений и спелеологов, и техники... К добру ли перемены? Возросла ли культура посещения пещер? Тщательней ли теперь соблюдают технику безопасности?

Скажу сразу честно и откровенно – даже несмотря на то, что техника передвижения в пещерах постоянно совершенствуется, появляются новые виды снаряжения и т. д., я далеко не всегда в восторге от этих перемен. Раньше к вопросам техники безопасности относились гораздо серьёзнее.
Сама культура посещения пещер, возможно и возросла – например, отказались, наконец, от применения карбидных ламп в пользу светодиодного света, пришли к выводу о необходимости забирать с собой из пещеры мусор и отходы жизнедеятельности, проводится разъяснительная работа о бережном отношении к пещерным красотам, к спелеофауне.

Но что касается техники безопасности, то порой в погоне за спортивными достижениями и скоростью передвижения под землёй забывают о главном – безопасности, тупо копируя техники, применяемые за рубежом, без учёта конкретных обстоятельств и уровня подготовки участников.

Этим грешит как молодёжь, воспринимающая любые замечания в штыки, так и спелеологи старшего поколения.
Но, к сожалению, пещеры ошибок не прощают. Сразу вспоминается недавний случай падения участницы с каскада в Красной пещере – а ведь этого могло и не быть, если бы была организована страховка, обязательная в данном случае.
При исследовании глубочайшей пещеры мира Вороньей тоже не обходилось без аварий, но там люди просто чудом остались живы. И вот, мы имеем первое достаточно серьёзное и резонансное ЧП. Разумеется, в практике спасателей это достаточно неординарный случай, но при более внимательном отношении к вопросам безопасности этой трагедии не случилось бы.

Кто и что, по-твоему, может сделать, чтобы трагедия не повторилась?

В первую очередь каждый из нас должен постараться внимательнее относиться к вопросам безопасности и прислушиваться к мнению опытных спелеологов, при малейшем подозрении на неблагоприятное развитие ситуации принимать дополнительные меры, не стесняться даже порой перестраховаться.
Осторожность – не трусость, говорили раньше как спелеологи, так туристы и альпинисты. Не стоит забывать, что правила ТБ, выработанные с учётом многолетнего опыта в экстремальных видах спорта, написаны кровью пострадавших и погибших.
Мы, конечно же, не в состоянии всё предусмотреть и предугадать – риск по-любому есть, но в наших силах свести его к минимуму и не попадать в аварии по собственной глупости или неосторожности.

Напомним, что официальную позицию КСС озвучил начальник Контрольно-спасательной службы В. А. Мельников в видеоинтервью 4sport.ua >>>>>.

Подробности аварии и спасработ в Монастырь-Чокраке - смотрите в фотоотчете КСС >>>>>

Теги: спелеология, Олег Претятко, Монастырь-Чокрак, разбор трагедии в Монастырь-Чокрак
Автор: Дмитрий Киселев, 4sport.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ