Успех и трагедия на горе Табоче в Непале

14 ноября примерно в 13:30 дня по местному времени, Джастин Гриффин (Justin Griffin), американский альпинист, сорвался и разбился на смерть при падении на 100 метров во время спуска с вершины горы Табоче (Taboche, известной также под именем Тавоче / Tawoche), высотой 6541 метров, что расположена в долине Кхумбу, Непал.

В экспедиции на гору Табоче участвовали Джастин Гриффин (Justin Griffin) и Skiy DeTray (Ский де Трей), они смогли пройти новый маршрут по контрфорсу на Северной стене.

маршрут по контрфорсу на Северной стене горы Табоче (Taboche, известную также под именем Тавоче / Tawoche), высотой 6541 метров, что расположена в  долине Кхумбу, Непал.
маршрут по контрфорсу на Северной стене горы Табоче (Taboche, известную также под именем Тавоче / Tawoche), высотой 6541 метров, что расположена в долине Кхумбу, Непал.

Далее из отчета Ския:

18 октября мы отправились из США в Непал с двумя различными целями: Первая наша цель была связана с благотворительным фондом Алекса Лоу и посильной помощью в восстановлении долины Кхумбу, а конкретно альпинистскую школу Khumbu Climbing Center в деревне Пхортце (Phortse), которая готовит из непальцев специалистов по спасоперациям в горах; вторая наша цель - трудное восхождение Табоче.

Покойный Джастин Гриффин (Justin Griffin) на участке сложности М6 на Табоче

Деревня Пхортце раскинулась среди пышных, покрытых зеленью деревьев ан высоте около 4000 метров над уровнем моря , на пути, ведущем к Эвересту. По всей деревне слышится перезвон колокольцев яков, а непальский пейзаж украшен молитвенными флагами.
Эта деревня - отличный повод для нас, акклиматизироваться перед второй нашей целью.

Проведя две недели с Джастином в Пхортце, помогая строить будущую школу альпинизма, к 5 ноября мы перешли к еще более отдаленной деревне Тхугла (Thugla). Два дня спустя, мы с Джастином были уже в базовом лагере у подножия 1524 метровой северной стены горы Табоче.
Наш план был в восхождении на непокоренный ранее северный контрфорс. На северной и восточной стенах Табоче ранее уже были созданы одни из самых технически сложных маршрутов в Непале, основной ключ которых представляют ледовые и микстовые отвесные участки.
По сложностям мне эта гора напомнила восхождение на Хантер (Mount Hunter) в центральной части Аляскинского горного хребта, но гораздо большая высота Табоче, делает именно эту вершину наиболее сложной.

Впервые вершина Табоче была покорена в 1974 году.
В 1989 году американскими альпинистами Джеффом Лоу (Jeff Lowe) и Джоном Роскелли (John Roskelley) была пройдена трудная Северо-Восточная стена (VII 5.11 M6) в чистом альпийском стиле, все еще новаторским в Гималаях.
Также из восхождений на вершину этой горы стоит отметить экспедицию британцев Мика Фаулера (Mick Fowler) и Пата Литтледжона (Pat Littlejohn) в 1995 году по маршруту Северо-Восточного гребня (ED, 43 веревки)
В 2005 году швейцарец Ули Штек (Ueli Steck) прошел еще один маршрут на Юго-Юго-Восточной стене (M5 60 градусов, 1500 м).
В 2009 году японская команда "Giri-Giri Boys" прошла диретиссиму Северной стены (AI5 R, 1500 м)
И в 2010 году американцы Ренан Озтюрк (Renan Ozturk) и Кори Ричардс (Corey Richard's) прошли маршрут по центру Южного контрфорса (5.10 M4/M5, 1200 м).

Однако, за минувшие 40 лет с момента открытия этой горы, мы мы были сильно удивлены, узнав, что никто из альпинистов не пытался пройти Северный контрфорс.

Skiy DeTray (Ский де Трей) в восхождении на Табоче

Джастин Гриффин (Justin Griffin) в восхождении на Табоче

8 ноября мы наконец то подошли к основанию стены. Мы обрадовались, увидев ее в отличном состоянии, где скала была твердой и камни скованы льдом и снегом.
На следующий день, в солнечную, ясную погоду и легким ветром, мы поднялись к отметке в 5000 метров и установили на льду бивуак.
Всю ночь палатку терзал сильный ветер, но к счастью не было никаких осадков.
На следующий день мы прошли пять технически сложных веревок категорий М5-М6.
Однако, мы не смогли найти там место под бивуак, и пришлось спуститься на 70 метров вниз, где мы видели небольшую площадку шириной на полтора человека. Здесь мы и остановились на ночь.

На тот момент я даже не думал что нам все таки удастся пройти маршрут до конца, поскольку мы поднимались довольно медленно, а вершина по прежнему маячила так далеко от нас. Но мы планомерно продвигались вперед, хотя наши сомнения были высоки.
После прохождения большого скального участка, мы вышли на 300 метровый кулуар, где подъем был не сложне в техническом плане, хотя мест под станции было не так уж и много. В полночь мы прошли сахарно-снежный гребень, где начали раскапывать место под следующий бивуак. Мы шутили, мечтали о чизбургерах и вспоминали о доме.

Джастин Гриффин (Justin Griffin) в передовом базовом лагере

На следующее утро, мы были поражены открывшимся видом на Эверест, Нупцзе и Ама-Даблам. Это счастье длилось лишь три часа, пока небо было ясным и солнечным. За это время, мы прошли несколько веревок в поисках места для нашего штурмового лагеря, опять его место оказалось настолько малым, что всю ночь я наполовину провисел над пропастью, обняв ноги Джастина как коала ветку дерева.

Для штурмового восхождения Джастин предложил не брать все снаряжение а обойтись одним куском веревки, без бивуачного снаряжения. Мы планировали на спуске снова остановится в нашем штурмовом лагере. Я не стал спорить с Джастином.

Последний наш день к вершине был великолепен, мы прошли огромные гранитные скалы. Это был лучшее восхождение в моей жизни.
Я шел лидером на крутом участке сложностью AI5, M5R на высоте 6100 метров над уровнем моря и в 1200 метрах от основания стены.

На двоих с Джастином мы имели 40 лет альпинистского опыта и могли позволить себе веселиться на восхождении. Мы поднимались с уверенностью и радостью.

Вскоре на Гималаи опустились ночь, и мы начали чувствовать усталость и некоторое беспокойство, что бы успеть добраться до вершины и спуститься вниз. Не смотря на то, что сам штурм вершины проходил комфортно, мы все же чувствовали сильный холод, добравшийся до нас за 6 часов лазания.
Джастин все время твердил: "Мы сделаем это, мы пройдем маршрут" - он чувствовал себя великолепно.

14 ноября к 6 утра мы взобрались на верхнее плато Северного контрфорса горы , солнце сияло, небо было ясным, и не было никакого ветра.
После прохождения еще нескольких технических трудностей, мы смогли подняться на вершину Табоче.

Джастин Гриффин (Justin Griffin) в восхождении на Табоче

Вниз мы спускались по восточному кулуару. Мы смеялись и шутили, строили планы на будущее, и как будем пить пиво в зеленой и теплой долине.

Мы оба были сильно уставшими, и в какой - то момент, спустя 100 метров спуска, я увидел, как Джастин, повернулся на тонкой платформе стены, что бы провести спуск по довольно легкому участку, но не устоял на ногах, соскользну в вниз....

Я быстро спустился к Джастину, лежавшему на скальной полке, я провел комплекс экстренной помощи, но не смог привести его в чувство.... Джастин скончался от полученных травм при падении.

Дальше я спустился с горы самостоятельно.

Теперь, находясь в безопасности, я задаю себе вопрос: зачем мы поднимаемся в горы? для того что бы потерять там свою жизнь? Мой ответ прост. Восхождение - это способ жизни, способ выразить наши физические возможности перед лицом страха, сомнения и неуверенности.

Я не раз поднимался в паре с Джастином Гриффином. Он был больше чем просто альпинист. Он был прекрасным семьянином, привившим любовь к горам своей жене и детям. Джастин, как и многие великие спортсмены, желал сделать нечто большее, что бы найти свои границы, найти тот край, через который он бы уже не смог переступить.

Джастин Гриффин (Justin Griffin) и Skiy DeTray (Ский де Трей) на вершинном плато горы Табоче

Теги: Джастин Гриффин, Justin Griffin, Табоче, Taboche, Тавоче, Tawoche, Кхумбу, Непал