Гренландия и Баффинова Земля: результаты международной альпинистской экспедиции

Команда на борту судна в Грендандии

В этом, 2014 году, Гренландия и ее крайне отдаленные и труднодоступные скалы были объектами нескольких альпинистских экспедиций, среди которых наиболее выдающимися были две:

Но в то же время, в июле 2014 года стартовала еще одна уникальная экспедиция в Гренландию.
Ее участниками стали Шон Виллануэва О’Дрисколь (Sean Villanueva) (Бельгия), братья Нико и Оливье Фавресс (Nicolas Favressse, Olivier Favressse) (Бельгия) и Бен Дитто (Ben Ditto) (США), они спустя 4 года после необычайно успешной первой альпинистской экспедиции в Гренландию, снова отправились на поиски новых маршрутов неизвестных фьордов.

Шон Вильянуэва и Бен Дитто

Nicolas Favresse и Sean Villanueva

Напомним, что в 2010 году эта же команда альпинистов открыла 9 скальных трад-маршрутов на западном и южном побережьях Гренландии, пройдя в вертикальных стенах примерно 4500 метров. Примечателен еще и тот факт, что за все эти выходы команда пробила на скале лишь один болт!
За эти успехи они были вознаграждены победой в самой престижной в мире альпинизма награде: Золотой Ледоруб (Piolets d'Or ), проходившей в 2011 году.

Восхождение на фьорде Гиббс (Gibbs Fjord)

Теперь же мы можем прочитать и ознакомится с полным отчетом команды (от Нико Фавресса) о проведенной работе на скалах Гренландии и Баффиновой Земли

"Как бы описать то небывалое чувство, когд впервые за два месяца экспедиции нам удалось принять горячий душ?.... Да, конечно это уже случилось когда мы вернулись в цивилизацию - в ближайшее поселение Гренландии.
За последние 3 недели проведенное время на фьордах было очень увлекательно для нас: встреча с белым медведем, авантюрный альпинизм, и очень опасный и страшный переход по морю в сильный шторм со снегом и огромными волнами!
Такие экспедиции, когда в них попадаешь, кажется что никогда не закончатся, пока Вы не попадаете в горячий душ в отеле!

А три недели до этого мы открыли для себя скалы фьордов Сэм Форд (Sam Ford Fjord) и фьорда Гиббс (Gibbs Fjord). Причем крайне переменчивая погода которую мы испытали на себе в Сем Форде все таки облегчила нам путешествие, поскольку время от времени мы попадали под "солнечные ванны", наслаждаясь голубым чистым небом над головой.
Это были прекрасные моменты - мы принимали солнечные ванны на палубе нашего судна во время плавания вокруг удивительно волшебных пейзажей гор, больших скальных стен, ледников и айсбергов плавающих вокруг фьордов.

Тем не менее, уже с начала сентября температура ощутимо снижалась с каждым днем и мы это ощущали каждым сантиметром нашего тела, на который мы наносили солнечнозащитный крем пытаясь защитить себя от мощного солнечного излучения.

Мы чувствовали себя как настоящие первопроходцы: плавая по многу дней в этих водах и не видя ни единой души вокруг. На этом этапе экспедиции нам приходилось быть кране осторожными в плавании, пытаясь сэкономить максимум топлива; поэтому наше передвижение по водам Гренландии было плавным и медленным.

Восхождение на фьорде Гиббс (Gibbs Fjord)

И в конце концов приплыли к нашей цели: фьорду Гиббс, полному впечатляющих больших скальных стен которые в своем подавляющем большинстве были еще не тронуты человеком. Очень быстро наше внимание привлекла очень крутая и огромная северная стена фьорда.
Конечно, Южная стена также была хороша, но по некоторым причинам мы все же остановились на Северной стене, прохождение которой, мы догадывались будет довольно холодным.

На следующий день, после того как мы пришвартовались у основания стены Шон и Нико отправились к началу будущего маршрута, в то время как Бен и Оли решили провести треккинг на близлежащие вершины.
Вскоре голубое чистое небо подернулось дымкой облаков, которые вскоре образовали тучи из которых повалил снег. В течении пары часов, чистые скалы уже были покрыты хоть и тонким, но все же слоем липкого снега.
К счастью, поскольку стена была довольно крутая, в нижней ее части, снег не слишком накапливался и нам удалось насладиться одними из лучших скальных пород в этом регионе. А со временем, когда мы поднимались все выше и выше по стене, нам открывались еще более удивительные вещи: скала была буквально отштукатурена! Это напомнило нам знаменитый Шотландский микс на Бен-Невис (Ben Nevis) который мы проходили ранее.
Пальцы постоянно залапали в забитых снегом небольших трещинах, а ноги постоянно слетали с зацепов. Я никогда не думал что вообще можно будет пройти эту стену в таких кошмарных условиях!

Восхождение на фьорде Гиббс (Gibbs Fjord)

Тем не менее на стене мы во множестве мест мы могли позволить себе отдохнуть что бы разогреть онемевшие конечности, хотя даже самые простые движение требовали максимума усердия и концентрации, что бы не подскользнуться и не сорваться вниз.
Это было очень тяжело, но в целом атмосфера нашего восхождения была настолько удивительна что мы продолжали свое приключение.
К счастью через некоторое время небо снова прояснилось, а поскольку мы уже поднялись на 300 метров, густой туман окутывал скалы и море одеялом уже ниже нас, что дало нам возможность завершить подъем.

Только к вечеру мы вышли на девственную вершину и с нее наслаждались прекрасным пейзажем фьорда Гиббсон.

Если бы я знал изначально о таких сложностях, я бы не согласился на прохождение этой стены в свободном восхождении, но в то же время я благодарен команде что удалось получить этот незабываемый уникальный опыт, который я никогда не забуду.

Пока Шон и я боролись с холодной и снежной стеной, Бен и Оли прогуливаясь под лучами солнца решил подняться по наиболее безопасному маршруту на вершину одной из гор.
За прошедший месяц мы ни разу даже не видели белых медведей, поэтому уже несколько ослабили бдительность. Бен и Оли решили что страна из камня и льда это не дом белых медведей; поднявшись на одну из вершин они некоторое время наслаждались окружающей красотой, а затем начали возвращаться вниз и тут в 30 метрах от вершины они заметили белого медведя!
Это было массивное животное, и благодаря тому, что они еще до того как заметили медведя очень громко и оживленно разговаривали, кажется что медведь их испугался и пустился на утек .

После того как Бен и Оли вернулись на корабль, они задались вопросом: что делал белый медведь в совершенно пустынной местности? И они подумали, что он шел за ними к вершине горы как минимум 3 часа, видимо заметив их еще из-дали как только Бен и Оли начинали свой треккинг; для медведя два человека представляли собой отличную еду, тем более что на много километров вокруг не было ничего другого.
Бену и Оли очень повезло что они отделались лишь испугом. Медведь сам не ожидал что они друг с другом столкнуться буквально нос к носу.

С тех пор вся наша команда была на стороже.

Восхождение на фьорде Гиббс (Gibbs Fjord)

Наши последние дни на Баффиновой Земле были обусловлены стремительным наступлением зимы... мы могли видеть как замерзает море начиная с побережья и как по береговой линии наростает снежно-ледовый покров. И хотя на Баффиновой Земле оставалось так много работы для нас, мы вынуждены были отступить к берегам Гренландии.

И хотя наше альпинистское приключение близилось к финалу, наше плавание на корабле преподнесло нам еще одно приключение: переносить эту ужасную погоду на таком маленьком судне было ужасно: холодно, ветрено и снежно, но худшее случилось с нами когад мы прибыли к берегам Гренландии:здесь нас настиг большой шторм всего лишь в десятке километров от фьордов!
Нам пришлось лавировать между огромными валунами и узкими проливами в то время как нас со всех бортов обкатывали огромные волны.

Наше судно постоянно врезалось в стены волн и нас всех окатывала ледяная вода, в конце концов мы укрылись от этого кошмара на одном из крошечных островов и в итоге живыми и невредимыми добрались до гавани Сисмют (Sisimiut)

Это было завершением нашей экспедиции. И снова парусный спорт и альпинизм оказалось идеальным сочетанием!

Итоги альпинистской экспедиции

В общей сложности мы открыли 10 новых маршрутов длинной от 400 до 1000 метров. Все они были пройдены в альпийском стиле без пробития шлямбуров.
В качестве базового лагеря мы использовали наш корабль, также как и средство транспортировки от одного стенного маршрута к другому.

5 маршрутов мы прошли на скалах Гренландии в регионе Uummannaq области, 4 маршрута в фьоре Сэм Форд на Баффиновой Земле и один на фьорде Гиббса в Баффиновой Земле.

• Гренландия, Uummannaq Area
    Гора: Ikerasak Peak
    Маршрут: Married Mens’ Way
    Категория трудности: E3, 5.10, 400 м
    Примечание: Маршрут проходит по левой стороне пика. Пройден в свободном лазании Olivier Favresse, Ben Ditto 13 июля 2014

West coast, Uummannaq Area, Ikerasak Peak: Married Mens’ Way, E3, 5.10, 400

• Гренландия, Uummannaq Area
    Гора: Ikerasak Peak
    Маршрут: Crockodiles Have Teeth
    Категория трудности: E5, 5.11b/c, 400 м
    Примечание: Маршрут проходит по правой стороне центральной стены с прямым выходом на вершину через нависающую трещину. Пройден в свободном лазании Nicolas Favresse, Sean Villaneuva 13 июля 2014. Спуск- треккинг по обратной стороне

West coast, Uummannaq Area, Ikerasak Peak: Crockodiles Have Teeth, E5, 5.11b/c, 400m.

• Гренландия, Qaqugdlugssuit
    Гора: первопрохождение Goliath Butress (700 41N 510 13W)
    Маршрут: Standard Deviation
    Категория трудности: E4, 5.11, 500 м
    Примечание: Скальная порода неустойчивая, много отшелушивающихся базальтовых участков. Пройден в свободном лазании Nicolas Favresse, Ben Ditto 17 июля 2014.

Qaqugdlugssuit, Goliath Buttress: left - Standard Deviation, (E4, 5.11, 500m, Nicolas Favresse, Ben Ditto 17/07/2014) right - Slingshot E3 , 5.10, 500m, Olivier Favresse, Sean Villaneuva 17/07/2014)

• Гренландия, Qaqugdlugssuit
    Гора: первопрохождение Goliath Butress (700 41N 510 13W)
    Маршрут: Slingshot
    Категория трудности: E3 , 5.10, 500 м
    Примечание: Маршрут проходит по правому бастиону стены. Пройден в свободном лазании Olivier Favresse, Sean Villaneuv 17 июля 2014. Спуск- треккинг по обратной стороне

• Гренландия, Drygalskis Halvo
    Гора: первопрохождение Funky Tower (70035N 510 16W)
    Маршрут: No Place for People (или Sunshine and Roses)
    Категория трудности: E6, 5.12a, 500 м
    Примечание: Крутая, разнообразная, технически сложная линия по левой стороне горы. Много рыхлой породы особенно на наклонной террасе у вершинного гребня. В целом маршрут проходит по правому бастиону горы. Пройден в свободном лазании Sean Villaneuva, Ben Ditto. Спуск- треккинг по обратной стороне

Greenland, West coast, Uummannaq Area Drygalskis Halvo, Funky Tower: No Place for People,a.k.a.Sunshine and Roses (E6, 5.12a, 500m, Sean Villaneuva, Ben Ditto)

• Баффинова Земля. Восточная часть, Sam Ford Fjord
    Гора: Lurking Tower (названа Майком Либецки - 700 35N 710 17W)
    Маршрут:Up the Creek without a Paddle
    Категория трудности: E5 6a, 5.11+, 500 м
    Примечание: Восхождение по двугранному углу множеством трещин. Маршрут частично проходит по линии Либецкого после 7 веревок, но без пробития новых шлямуров и без использовани существующих. Первое восхождение свободным лазанием: Sean Villaneuva, Ben Ditto за 12 часов 15/16 августа 2014
    Спуск- треккинг по обратной стороне

Baffin, east coast, Sam Ford Fjord, Lurking Tower: Up the Creek without a Paddle (E5 6a , 5.11+, 500m, Sean Villaneuva, Ben Ditto 15-16/08/2014)

Гора: SuperUnknown Tower
    Маршрут:Imaginary Line
    Категория трудности: E3 5c, 5.10+, 1000 м
    Примечание: Проходит по очевидной красной трещине и пазу по правой части башни ведущей практически на самую вершину. Ключевым участком была веревка после паза, тем более что это участок скалы был мокрым и снежным.
    Это было второе в истории восхождение на башню Superunknown.
    Первое восхождение свободным лазанием: Sean Villaneuva, Ben Ditto за 21/22 августа 2014. Спуск - дюльфер по оригинальному маршруту

• Баффинова Земля. Восточная часть, Sam Ford Fjord
    Гора: Walker Citadel, первое покорение Юго-Восточного гребня ( South East Pillar (Drunken Pillar) (700 50N 710 43W)
    Маршрут:Shepton’s Shove
    Категория трудности: E6 6b, 5.12a, 1000
    Примечание: Проходит по очевидной линии к вершине горы. Ключевые участки в предвершинной зоне.
    Первое восхождение свободным лазанием: Nicolas Favresse, Olivier Favresse 23/24 августа 2014. Спуск - треккинг к южной вершине другой башни и вниз к озеру

Гора: The Turret, первое покорение Восточной стены
    Маршрут:Life on the Kedge
    Категория трудности: E6 6b, 5.11/5.12, 900 м
    Примечание: Проходит по очевидному внутреннему углу с права по большой трещине
    Первое восхождение свободным лазанием: Nicolas Favresse, Olivier Favresse 28/29 августа 2014. Спуск - 10 дюльферов по швейцарскому маршруту

• Баффинова Земля. Gibbs Fjord
    Гора: Первое восхождение на Plank Wall (700 50N 710 43W)
    Маршрут:Walking the Plank
    Категория трудности: E4 6a, 5.11+, 900 м
    Примечание: Маршрут проходит по нескольким большим трещинам с отличным скальником на северной стороне, слабо освещаемой и нагреваемой солнцем.
    Первое восхождение свободным лазанием: Nicolas Favresse, Sean Villaneuva 4/5 сентября 2014. Спуск - по пути подъема

Видео экспедиции:

Теги: Шон Виллануэва О’Дрисколь, Sean Villanueva, Нико Фавресс, Оливье Фавресс, Nicolas Favressse, Olivier Favressse, Бельгия, Бен Дитто, Ben Ditto, Сэм Форд, Sam Ford Fjord, Гиббс, Gibbs Fjord