Попытка польской команды первовосхождения на безымянную вершину Кыргызстана по новому маршруту

Jarek Skowron и Grzegorz Kukurowski с 1 по 30 августа 2012 года провели экспедицию в горах на кыргызско-китайской границе на хребте Kokshal-Too (хребет Кокшал-Тоо с высшей точкой — пик Данкова 5982 м, регион Djangart).

Целью поездки в этот регион было прохождение непокоренной вершины с отметкой 5025 метров по ее западной стене. В этом регионе последняя экспедиция (англо-датская) побывала в 2011 году, совершив два первовосхождения.

Девственные и безымянные вершины четырехтысячники в долине Djangartu. Фото Jarek Skowron
Далее из отчета экспедиции:

Наша поездка началась в аэропорту Берлина, откуда мы долетели до Киева, а затем в Бишкек.

В Бишкеке, в течение двух дней, мы занимались закупкой провизии и оформлением документов с туристическим агенством.
Кроме того, мы должны были привыкнуть к Кыргызстану, где мы были в первый раз, и попытаться вспомнить русский язык, без которого в этой бывшей советской республике невозможно было общаться с местным населением.

Реалии Кыргызстана - водка в пластиковых 200 мл стаканчиках. Фото Jarek Skowron
Следующие два дня мы провели в дороге к горной деревушке Уч-Кошкон, расположенной недалеко от китайской границы.
Этот переход довольно продолжительный из-за преодоления водных преград с которыми не все машины могут справиться. В деревне Уч-Кошкон дорога фактически заканчивается, заканчивается бескрайняя степь, и начинается горная гряда - хребет Кокшал-Тоо.
По информации, которую мне удалось найти, в общей сложности в этом районе было проведено всего лишь 5-6 небольших экспедиций, и ни в одной из них не участвовал ни один польский альпинист.
Первыми в этот район пришли русские альпинисты, за ними американцы, англичане, испанцы и в прошлом году - датчане.

УАЗ и Кыргызская степь. Фото Jarek Skowron
Также как и датчане, мы планировали работать в долине реки Sauktor (Сауктор), а именно на леднике Кичик-Сауктор (Kichik Sauktor glacier). Но попасть туда с нашим грузом мы могли уже только верхом на лошадях, другой возможности пройти эти 50 км от деревни небыло.
Мы знали, что английская команда, побывавшая здесь в 2010 году, арендовала лошадей, в деревне Уч-Кошкон и на них преодолела путь по долине.
Мы поступили аналогичным образом, наняв лошадей и двух местных гидов: охотника по имени Бакыт и его помощника, более молодого парня по имени Адалбык.

Подготовка груза для лошадей. Фото Jarek Skowron
Наши гиды: Бакыт и Адалбык. Привал у ледника Акогуз на второй день похода. Фото Jarek Skowron
В конце второго дня, после преодоления на лошадях примерно сорока километров, пересекая множество рек (никаких дорог и мостов в этой местности нет вообще) в долине Djangart, мы добрались до крупнейшей реки в этом регионе.
И здесь произошла страшная трагедия.
При попытке переправиться через реку на лошадях, Адалбыка унесло течением вместе с лошадью. Примерно в 200 метрах по течению я увидел его силуэт на поверхности воды, его выносило течением то вверх, то снова вниз, бросало по камням.... Через некоторое время к нам пришла лошадь Адалбыка, которой удалось выбраться из этого бурного потока...
Тело Адалбыка нашли только лишь на следующий день, в двух километрах ниже по течению....

Эта трагедия резко изменила настрой нашей маленькой группы, но все же мы решили продолжать нашу экспедицию. Мы сожалели о трагической утрате, но не могли закончить свою поездку лишь на пути к нашей цели.
Эмоционально мы восстанавливались очень медленно. Благодаря помощи от двух золотоискателей (кстати, это были единственные люди в этом горном регионе, с которыми мы столкнулись в течение 2 недель), которые подсказали нам где эту реку можно пересечь наиболее безопасно, мы соорудили тирольскую переправу и в течении трех дней переносили наш груз от реки к нашему первому лагерю на высоте 3300 метров.

Вид из лагеря на безымянную девственную вершину высотой 4644 метров. Фото Jarek Skowron
Наш лагерь находился в нескольких часах ходьбы от переднего края ледника Чулактор.
Вокруг нас была настоянная пустошь: ни людей, ни машин, ни инфраструктуры.... ближайшая деревня в 50 километрах, кругом безымянные и неприступные горы, в какую стороны мы не поворачивали бы головы.
Однажды мы даже нашли свежие следы крупного медведя у реки с которой мы набирали себе питьевую воду.
Но время было против нас: долгий переход в базовый лагерь занял у нас 7 дней, итого, по нашим прикидкам у нас оставалось на работу всего лишь 16 дней.

Следы крупного медведя рядом с базовым лагерем. Фото Jarek Skowron
После быстрой проведенной разведки, мы решили действовать в районе ледника Чулактор, выбрав для восхождения красивую западную стену безымянного и девственного пика, отмеченного на нашей карте как Pt. 5051 м.

800 метровую стену нашей вершины разрезал снежно-ледовый кулуар, переходящий в верхней части в микстовый участок. Учитывая очень трудный доступ к леднику Кичик и лавиноопасных условий на Саукторе мы решили обосновать наш базовый лагерь на высоте 4250 метров.

Польский маршрут по западной стене на безымянный пик 5982 м в Кокшал-Тоо. Фото Jarek Skowron
В последний штурмовой день мы встали в 3 часа ночи и к 5 утра начали восхождение на вершину. Преодолев в быстром темпе 100 метров по наклонному (около 40 градусов) кулуару засыпанному мелкозернистым снегом мы вышли на микстовый участок твердого льда в перемешку с гравием покрытым тонким слоем снега. Здесь наш темп очень сильно спал.

В середине кулуара. Фото Grzegorz Kukurowski
Мы также обнаружили, что кулуар оказался гораздо круче чем мы оценивали его из базового лагеря.
Мы ожидали, что он будет наклоном не более 50 - 60 градусов и самый трудный подъем начнется на последних 200-300 метрах от вершины..
Однако, оказалось что наклон кулуара был больше, и прохождение его для нас возможно было лишь постоянно траверсируя, делая диагональные подъемы. Прямого хода по кулуару мы не видели. Также нас немного потрепало короткой бурей, за которой пошел снегопад.

Через 12 часов после выхода из штурмового лагеря мы наконец-то могли видеть перед собой вершину.
Позади нас было 600 метров опасных скал.
А впереди скалы оказались покрытыми хрупким льдом а на микстовых участках даже была вода.
В течении следующих пяти часов и восьми выходов в попы

В течение следующих пяти часов в 8 выходов мы смогли преодолеть лишь 100 метров. В последние часы перед закатом начал падать снег, полностью ограничивая видимость.
Через 17 часов мы, наконец-то, пришли в штурмовой лагерь, полностью вымотанные.

Jarek Skowron и Grzegorz Kukurowski на фоне ледника Чулактор и вершины 5025м
Резюме

В верхней части непокоренного пика Pt. 5051 м, и в частности его западной стены, мы смогли пройти 600 метров по в основном ледовым участкам сложностями AI3-AI4.
Далее, на стене начинается микстовый участок с большими нависающими скальниками на гребне пика.
Нами сделано 3/4 маршрута на вершину.
В наших планах возвращение к ней в июне 2013 года с "работой над ошибками" и попыткой полного прохождения маршрута.
Когда нам удастся подняться на эту безымянную вершину мы назовем ее именем нашего погибшего гида: пик Адалбык.

Рядом с нашей вершиной находиться красивый Пик Александра (Peak Alexandra) который впервые покорили датчане в 2011 году по наиболее простому хребту.
Мы разглядели на западной и северной стене 2-3 потенциально сложных и красивых маршрутов, которые могут стать для альпинистов поводом вновь покорить эту вершину.

Пик Александра (Peak Alexandra), 5290м. Вид на непокоренные стены. Фото Jarek Skowron