Подробности гибели итальянского альпиниста Симоне ла Терра на восьмитысячнике Дхаулагири

30 апреля на восьмитысячнике Дхаулагири (Dhaulagiri, 8167 м), седьмой по высоте вершине мира погиб итальянский альпинист, 37-летний Симоне Ла Терра (Simone La Terra) из Ломбардии.
По словам представителя организатора экспедиции, компании " Prestige Adventure" гибель альпиниста произошла близ третьего высотного лагеря.

Симоне Ла Терра (Simone La Terra). Фото simonelaterra . it

Подробности этой трагедии рассказал Алекс Галван (Alex Galvan)

2 мая 2018

30 апреля, трагическая новость, что тело Симоне ла Терра найдено на 6100 метров на Дхаулагири. Контакт с альпинистом из Ломбардии был потерян 28 апреля, в поиске участвовали Алекс Гавань, Павел Михальский, пилот Нишал и некоторые шерпы, в том числе Mingma Sherpa.

"28 апреля в 11 час. Симоне и Valdi Kovalewski поднимаются по СВ гребню Дхаулагири, их цель акклиматизироваться перед попыткой подняться на вершину без кислорода. На 6976 метров, Симоне решает остановиться и поставить там палатку, а Valdi решил провести ночь чуть выше. Примерно в 13 Симоне вызывает по радио базовый лагерь. Говорит с Павлом, я присутствую при беседе. Он в палатке, усталый и кашляет, им понадобилось два часа, чтобы добраться до этой точки. Место, где стоит палатка, крутое и узкое, палатка закреплена с помощью строп и веревок. Говорит, что его ноги болтались почти в пустоте, и за это я его ругаю, сказав, что ты не в Yosemite или на какой-то другой big wall. Позже, в 17, мы не можем связаться с Симоне. Павел говорит, что у него плохое чувство, но мы не придаем так много веса, в горах бывает, что не удалось выйти на связь по многим причинам, не обязательно плохим.

Фото Алекс Галван (Alex Galvan)

29 апреля.

После долгих раздумий, и посмотрев прогноз погоды, в 3.30 утра, я и Павел начинаем восхождение в
С1. Наш план установить лагерь 2 на 6400 метров 30 апреля. Хорошая погода, мы хотим 1 мая на северо-восточном гребне провести ночь на 7000 метров, чтобы быть готовыми идти на вершину без кислорода, как мы всегда делали. Мы потратили совсем немного времени, чтобы подняться в лагерь на 5700 метров. В 10 утра испанский альпинист из С2: “Павел, я думаю, что Симоне мертв”. У меня сжимается желудок, замирает сердце, когда слушаю разговор. Спустя несколько минут, приходит Valdi и объясняет, что произошло.
Накануне он продолжает подниматься в С3, 7200 метров, пустынное место, которое практически не используется.
Ветер начал усиливаться, да так, что он не смог поставить собственную палатку. Через полчаса ветер ломает палатку, и он понимает, что придется спуститься. К 16-00 достигает Симоне. Valdi страхуется к перильной веревке, а Симоне в это время внутри палатки, и у них короткий разговор о том, как действовать. Через несколько минут, в то время как Симоне занят внутри, чтобы освободить место для Valdi, внезапный порыв ветра ударил в палатку, которая надувается, как парус корабля. В доли секунды она летит по гребню, Симоне находится внутри. “Нет, нет, нет” последние его слова, прежде чем исчезнуть в пустоту из виду Valdi. Не было даже времени, чтобы Valdi схватил палатку, чтобы остановить падение. Он в шоке, остается оценить ситуацию в течение нескольких минут. Думает спускаться по линии падения Симоне, но ветер и снег, поднятый шквалом, делает операцию слишком опасной. Пришлось спуститься в С2, но перила были похоронены в снегу. Потребовалось шесть часов, вместо обычных часа-полутора. Он сообщил четырем испанским альпинистам, они встретились в С2, и еще двум сообщил в базовый лагерь. Утром мы встретили Valdi в С1.

Реально, шансов выжить в такой аварии очень мало, но в гималайской истории есть некоторые случаи. Мы не могли принять смерть Симоне как данность: мы должны сделать все возможное, чтобы спасти или найти доказательства его смерти. Погода была критической, видно, что характер последних трех недель был туман и снег после 12, без изменения. Нам потребовалось 15 минут, чтобы вызвать вертолет. Я оставил свой спутниковый тел в базовом лагере. Павел звонил, я использовал свои контакты в Непале, и вертолет вылетел из Катманду через 15 минут. В общей сложности 30 минут. Мои друзья и братья Дава и Mingma Sherpa, менеджер Seven Summit и компании авиаперевозок, начали действовать немедленно, чтобы помочь. Mingma лично прилетел в базовый лагерь. Паола, жена Симоне, была проинформирована об аварии и дала координаты страховой в Италии. Началась непогода, и вертолету пришлось провести ночь в базовом лагере. Ночь длинная, бессонная и напряженная для меня, и Павла в С1, ждать, сохраняя постоянный контакт с Дава, Mingma и Паолой.

Фото Алекс Галван (Alex Galvan)

30 апреля 2018 года: план был, что в 6 утра на следующее утро вертолет заберет нас в С1, чтобы начать поиск с последней точки координат gps, которые были у Симоне, и оттуда следовать вдоль линии падения, чтобы найти его. Когда пришло время, впервые за последние несколько недель погода была плохая, первое чертово утро в условиях плохой видимости и без возможности летать. Мы поддерживали контакты с Mingma и, когда видимость улучшилась, мы услышали вертолет. Я поднялся
в тревоге выше С1, где он должен был меня забрать, но он прошел мимо и направился к стене. Я старался не волноваться, и думал, что это было решение в последнюю минуту, и я был не в курсе, все происходит так быстро. Через несколько минут мы увидели вертолет на расстоянии, полет по кругу, затем завис на одном месте. Мы засекли две небольших черных точки (позже я узнал, что были шерпы), едва заметные, затем он вернулся к базовому лагерю. В какой-то момент я подумал, что они нашли Симоне. Не удалось получить подтверждение от Mingma. Через несколько минут мы снова видим вертолет, на этот раз он полетел к другой части горы, и я начал беспокоиться, что зря тратят топливо. Я, наконец, восстановил контакты с Mingma и я попросил его придерживаться первоначального плана. Наконец, вертолет у нас, мне потребовалось много времени, чтобы подняться на борт. Я руководил капитан Nishi к точке, на гребне, где Симоне был замечен в последний раз. Мы добрались до 7000 (предел высоты для машины), и оттуда мы начали медленно снижаться над линией падения. Около 6000 метров, в районе трещины, мы увидели небольшой красный объект, что-то, что, казалось, могло быть частью костюма Симоне. Ниши снизился, и я обнаружил, что это был на самом деле его комбез, но не было Симоне. Мы возобновили поиски, и пилот попросил меня проверить конкретную черную точку видную на снегу. Под огромным сераком, в районе, битком набитым осколками. Мы приблизились и поняли, что это был Симоне. Я открыл дверь, сделал несколько фото для семьи. Мы вернулись в базовый лагерь, чтобы пополнить запасы топлива и перегруппироваться и определить нашу новую линию действий. Я позвонил Паоле, чтобы спросить совета. Место, где был Симоне, было очень опасно для спасателей и вертолета.

Она попросила дать ей час, чтобы поговорить с родителями, я ответил, что есть только 5 минут. В то же время с Mingma и
Ниши мы оценили риски для меня, вертолета и пилота. Окно закрывается, так что не мы ждали ответа Паолы, а вернулись на место. У нас с собой лопата, ледоруб, но нет троса, потому что пилот не чувствовал себя готовым работать с long line и предпочитал, что мы погрузим тело в кабину. Мы подлетели, вышли из вертолета. В тот раз я молился: серак над нами был настолько нестабильным и угрожающим.
Я сказал: “Боже, пожалуйста, не сейчас”. Кроме того, работа винта вертолета могла легко увеличить риск обвала льда, и он может упасть на гребные винты. Потребовалось много сил, чтобы вытащить Симоне изо льда и снега. Вертолет кружил над нами. Я и Mingma мы сделали адское усилие, чтобы попытаться впихнуть в салон Симоне, но все было бесполезно. Не удалось. Чем больше проходило времени, тем больше ситуация становится безнадежной. Риск того, что serac рухнет из-за вертолета, становился все больше. Я взял у Мингмы стропу с карабином и пристегнул к обвязке Симоне, и сделал знак вертолету приблизиться. Я привязал Симоне к вертолету, и он улетел. Мы с Мингмой пошли искать другое, более безопасное место, ждать вертолет, и спустились вниз, по диагонали. Я позвонил Павлу и сообщил. Ниши прибыл за нами, и мы приземлились все в базовом лагере.

Симоне знал, что он делает, и очень любил горы. Они давали ему энергию, framework в его поисках смысла. Они наполняли его жизнью.

Странно, что когда я и Павел объявили тревогу, никто в базовом лагере не начал действовать, хотя об аварии было известно с 28 апреля. Вероятно, ничего бы не изменилось для Симоне, но операция поиска и спасения могла быть начата на день раньше, 29 апреля, ну, и моя вера в человечество стала бы выше.

Теги: Дхаулагири, Dhaulagiri, альпинизм, Гималаи, Непал, Симоне Ла Терра, Simone La Terra