Допинг в альпинизме: правда или вымысел?

Фото EMILY HARRINGTON
Фото EMILY HARRINGTON


Вопрос о применении допинга в альпинизме возник из обсуждения использования стелек с подогревом, которые будут использовать в своей зимней экспедиции на восьмитысячник К2 польские альпинисты, этот казалось бы невинный вопрос "каким образом подобные технологии могут повлиять на работу экспедиции" поднял в итоге более сложную тему "А есть ли допинг в альпинизме?".
На самом деле это очень не простая и неоднозначная тема для обсуждения, вопросом которой, в прочем, задаются многие любители гор.
Примерно с середины 2000-х годов ученые уже в всерьёз начали задаваться этим вопросом и проводить исследования влияния на организм тех или иных веществ, применяемых альпинистами в восхождении.
Подробней о этом читайте в статье: СКОЛЬКО АЛЬПИНИСТОВ ПРИНИМАЮТ НАРКОТИКИ ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ НА ЭВЕРЕСТ?
К примеру, в прошлом году, Поль Роба (Paul Robach), инструктор горных гидов и научный сотрудник медицинского центра Национальной школы горнолыжного спорта и альпинизма (ENSA) в Шамони опубликовал результаты трехлетнего исследования образцов мочи, которые брались у альпинистов, поднимающихся на Монблан.
По данным, полученным Полем, около 35,8% из всех альпинистов, побывавших в этой хижине использовали допинг, прежде всего тесты выявили применение медицинских препаратов, снижающих вероятность симптомов высотной болезни и препаратов, направленных на борьбу с проблемами сна.
Подробней о этом исследовании мы писали в статье: ДОПИНГ НА МОНБЛАНЕ: НЕ МЕНЕЕ ТРЕТИ АЛЬПИНИСТОВ ИСПОЛЬЗУЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИ ВОСХОЖДЕНИИ

В этом интервью мы поговорили с Луиджи Фести (Luigi Festi), президентом Центральной медицинской комиссии итальянского альпклуба.

Луиджи Фести (Luigi Festi). Фото CIA
Луиджи Фести (Luigi Festi). Фото CIA


Существует ли допинг в альпинизме?

Если рассматривать альпинизм как спорт в строгом и буквальном его смысле, то нет, потому что альпинизм - это не соревнования. Но в то же время - да, потому что даже когда нет конкуренции, альпинист может совершать восхождения ради собственной прибыли: раскручивания своего бизнеса или спонсорской рекламы; а в случае когда такое восхождение было совершено под воздействием медицинских препаратов, способных изменять физическую активность, то да, это будет считаться допингом.

Что для альпиниста является допингом?

Это очень сложный вопрос. Официально допинг - это использование лекарств, которые позволяют Вам лучше переносить усталость или наркотические вещества, которые позволяют Вам увеличить производительность. То, что мы, врачи, можем подтвердить, это то, что употребление наркотических веществ без рецепта или без крайней необходимости - это плохая практика.
Тем не менее, существуют профилактические препараты, такие как ацетазоламид или кортизон, принимаемые до начала физической активности или в качестве меры профилактики, которые могут быть весьма эффективными в высотном альпинизме.
Хотя, лучшей профилактикой по прежнему остается правильная акклиматизация. Однако существуют исключения и для акклиматизации, которые распространяются для тех, кто постоянно работает на большой высоте, и для тех людей, которым не следует пренебрегать профилактическими мерами.
Кроме того, есть и такие альпинисты, которые в крайне короткие сроки идут на вершины гор, например за два дня им нужно подняться в горную хижину Маргарита (Margherita Hut, от ред: это самая высокая горная хижина в Европе, расположенная на горе Монте-Роза на отметке 4554 метров).
Таким людям мы настоятельно рекомендуем взять с собой эти профилактические препараты.

Кто больше всего использует препараты в восхождении: профессионалы или любители?

Говорят, что по ночам, в базовом лагере Эвереста можно услышать звон стеклянных ампул с препаратами; и по моему были статистические данные, показывающие что почти половина альпинистов на Эвересте применяют медицинские препараты.
Однако, помимо слухов и рассказов, очень сложно однозначно сказать о этой проблеме, ведь никто не признает открыто что поднимался на Эверест с использованием препаратов, по крайней мере от профессиональных альпинистов мы этого точно не услышим.
То, что известно однозначно большинству альпинистов, это то, что многие используют препараты

Есть ли какие либо зафиксированные необычне случаи применения допинга в высотном альпинизме?

Есть одна история, рассказанная врачом, недавно вернувшимся с Эвереста. Группа из трёх испанских альпинистов поднималась на вершину, и у каждого из них был набор лекарств и инструкции по их применению. Все трое успешно взошли на вершину, но во время спуска, двоим из них стало плохо. Связавшись с Базовом лагерем, альпинисты получили от врача рекомендации по использованию лекарств, которые были у них в наборе; однако, как оказалось, врач не знал, что все эти препараты испанцы использовали еще на подъеме, когда по сути не было особой необходимости это делать.
Эта история показывает, что когда альпинист использует допинг на большой высоте, его организм начинает работать на пределе возможностей, и в итоге, спустя некоторое время, организм, исчерпав все резервы, уже не может адекватно реагировать на желание самого альпиниста; тем самым человек ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей и тех, кто будет идти к нему на помощь

Какие из препаратов наиболее популярны среди альпинистов?

Прежде всего препараты, которые могут предотвратить появление горной болезни или снять её симптомы. Для этого есть целый ряд препаратов, применяемых на маршруте, которые предположительно, помогают устранить боль и чувство усталости, что приводит к временному повышению работоспособности. Это в основном болеутоляющие средства, использование которых может привести к серьезным последствиям, таким как желудочное кровотечение или язва. Но нужно сказать, что даже снижение чувства усталости и снижение боли приводят к гораздо более интенсивному использованию мышц, что в конечном итоге может повредить мышцу. Однако назвать его допингом - сложно

Какие препараты следует считать допингом, а какие нет?

Можно сказать, что болеутоляющие средства, противовоспалительные препараты, такие как Brufen или Aulin, причиняют вред всем, и от них альпинист получает "заряд" энергии.

В тоже время, среди тех препаратов, которые следует применять лишь по рецепту врача, специализирующегося на горной медицине и то, в случае чрезвычайной необходимости следует перечислить:

  • Диамокс: Ацетазоламид, используемый при лечении высотной болезни (вызывает повышенное кровообращение).
  • Нифедипин: антигипертензивный препарат, используемый главным образом для лечения отека головного мозга на высоте, в дополнение к кислороду и гипербарическому мешку.
  • Кортизон: противовоспалительный препарат, используется для многих заболеваний, но его необходимо принимать только по рецепту, особенно из расчета доз и продолжительности терапии.
  • Виагра и Сиалис, для которых до сих пор нет подробных исследований, но которые призваны снизить давление в легочной артерии, физиологическое происхождение отека легких.


Есть ли врачи, специализирующиеся на горной медицине?

Да, но их не так много. Очень часто, на самом деле, мы полагаемся на семейного врача, терапевта или на спортивного врача, которые просто заходят за советом в Интернет, что бы понять как высота влияет на организм, а затем, на основе поиска в Google, выписывают рецепты. Мы хотели бы сформировать группу высокопрофессиональных медицинских специалистов.

Есть ли разница между Германом Булем, принимающим таблетки первитина и сегодняшним допингом?

Огромная разница, ведь это было открытие горных вершин, совершение восхождений в эпоху пионеров альпинизма. В то время целью альпинизма было покорение горы, восхождение на вершину, что бы узнать что это вообще такое...
Другое дело - современный, «агонистический» альпинизм.
Это два совершенно разных способа восхождений на вершину. То, что мы называем допингом сегодня, - это способ узнать, как далеко может зайти наше тело. Если раньше это был эксперимент, то сегодня это желание изменить возможности своего тела.
Еще одной важной вещью является то, что за это нельзя судить альпинистов, ведь они не ищут экспериментальных оснований для этих наркотиков.
Препараты необходимы и ДОЛЖНЫ использоваться. Первое же применение лекарств в высотном альпинизме должно быть направлено на безопасный спуск вниз. Если альпинист не может самостоятельно спуститься с горы, он должен использовать наркотики, но прежде всего делать это в соответствии с рецептом и в правильных дозировках.

А что насчет использования кислородных баллонов?

Восхождение с использованием кислородных баллонов это уже не альпинизм. Кислород также как и препараты, должен использоваться в случае крайней необходимости.

Теги: альпинизм, допинг, альпинизм, допинг в альпинизме, таблетки в горах
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам http://www.montagna.tv
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ