Отложенное восхождение.

Юрий Кошеленко и Алексей Лончинский на вершине Фанги. Фото Юрий Кошеленко

1 ноября 2017 года двойка российских альпинистов: Юрий Кошеленко и Алексей Лончинский совершили первое в истории восхождение на ранее непокоренный пик Фанги (Phungi Peak) высотой 6538 метров, что расположен в регионе Мансири-Гимал на севере центральной части Непала.

Маршрут Юрия и Алексея прошел по центру Юго-Восточной стены. Восхождение было совершено в альпийском стиле за 3 дня. Маршрут спуска проходил по другой линии - по Западному гребню.

Далее из рассказа Юрия Кошеленко:

Фанги 6538…Мой друг Анатолий Мошников говорил когда то: «Мысленно я уже пролез этот маршрут, стоит ли теперь это делать на физическом плане?». Я сейчас уже не скажу к какой горе это относилось, но фразу я запомнил, и маршрут на Фанги пролазил множество раз в своем воображении…Но вот в этом году предоставилась возможность сравнить фантазии с реальностью…

Вместе с Анатолием Ивановичем мы впервые попали в район Дана Кола в октябре 2010 года, в рамках большой исследовательской поездки по Непальским и Восточным Гималаям. В тот год началась эпопея борьбы за нехоженный семитысячник Тулаги 7059 м. Чутье нам подсказывало, что ключ к Тулаги ищут не с той стороны…Ну а самый красивый в альпинизме это прямой путь на вершину. Да в 2010 мы побывали в районе, решили, что лучшим подходом к задаче будет одна экспедиция на две вершины сразу на Фанги, затем на Тулаги. Фанги в тот раз нам удалось разглядеть лучше, и мы наметили вероятную линию по ЮВ стене, с Фанги как на ладони должна была быть видна стена Тулаги со всеми своими скрытыми ловушками и секретами и после хорошей акклиматизации можно было бы сделать эстетичный дубль, два первовосхождения в одном районе…Это был красивый проект, у нас с Анатолием было близкое понимание горовосхождений…Жизнь распорядилась по своему…Весной 2011 Тулаги приняла первую жертву /на горе со стороны Нади Чули пропала двойка Н.Бандалет - С.Белоус/, а в октябре на Алтае погиб Анатолий Мошников…Плохой был год, осенью не стало С.Черезова, сошла лавина со склонов Манаслу, команда из Красноярска тоже собиралась на Тулаги…Горы таковы… но как у М.Щербакова:

«Он отвечает, двигая бровью,

Словно мыслитель, лбом шевеля:

Дымом и дегтем, потом и кровью

Небо не пахнет, пахнет земля.»

Время шло…На Тулаги зачастили и в 2015 на нее поднялась четверка из Питера по Западному гребню из ущ. Дана Кола.

В сезоне 2017 у меня было много гор, но еще весной, я решил, что осенью нужно сделать восхождение из депозита, гору на которую давно собирался…В Безенги мы встретились с Лешей Лончинским, он дал свое согласие на участие в проекте…Сроки конец сентября, октябрь…Объекта для восхождений было 3. Выбрали Фанги…

Когда есть устремление, настоящее намерение, все начинает складываться.

И вот я уже в Питере, мы отбираем с Алексеем снаряжение на гору, это берем, это уже у меня есть, оставляем…В Катманду пришлось поменять компанию, экспедицию мы сделали в конечном счете через 7summit, они сработали четко. 15.10 наша команда /двое участников и кок Денди/ пришла в базовый лагерь на высоте 3665 м. Дом местных погонщиков яков Дармасала стоял на месте, как и в 2010. Mы планировали находится внизу максимум неделю, столько же или чуть больше времени на акклиматизации и восхождении.

Погода два дня толком не давала увидеть наш объект, когда 17 нам представилась возможность детально рассмотреть гору с противоположного склона, я был сильно удивлен…За 7 лет льда и снега на Фанги стало значительно меньше, те ледовые речки, что мы планировали использовать с Анатолием для предполагаемой линии, исчезли…Вместо них топорщились разрушенные скалы…Надо было искать новые возможности для восхождения. Наметив с Алексеем несколько возможных вариантов, мы согласились с тем, что окончательно решим все относительно линии маршрута у подножия горы, на акклиматизации и заброске АБС.

Поднявшись на 5000 к подножию и прогулявшись по леднику мы определились, линия была ясна, это конечно директ ЮВ стены. Линия прочиталась после осмотра горы с разных ракурсов…Она не была очевидна из далека.

После отдыха и подготовки 24.10 мы вновь поднялись в АВС. Но 25 не стартовали, была плохая погода.

Фото Юрий Кошеленко

Начали восхождение 26.

Несмотря на ранний выход по кулуару в нижней части уже периодически сквозили камни, приходилось идти под прикрытием сначала восточного, затем западного и вновь восточного скальных контрфорсов, ограничивающими кулуар. Поднимались, предпочитая гребни, переваливая через вертикальные стены ледово-снежных оврагов. Мы еще внизу решили, что первая ночевка у нас будет под «сурком», скалой за которой начиналось смертельно опасное днем горло «песочных часов», мы не знали, какой рельеф нас ожидает в этом горле…К 12.30 мы набрали высоту 5600 м. и подойдя к подножию сурка, заглянули в горло…По нему зигзагами, рикошетом и просто насквозь непрерывно летели камни и лед. Срубив фирновый гребень под скалой, мы поставили палатку. Место где мы находились было достаточно безопасным.

Встав ночью 27. Мы успели проскочить узкое место до начала обстрела. Кулуар в основном был не сложен, за исключением 5 веревки. Это был замерзший водопадный лед, крутой и крепкий, сужение кулуара здесь было максимальным. Лезть надо было очень быстро. После 6 веревки нашей двойке удалось выйти на центральный снежно-ледовый гребень ЮВ стены и опасность попасть под камнепад стала не такой явной. Пошли бесконечные участки на передних зубьях кошек, без отдыха, крутизна стены равномерно росла…К концу дня мы заметно устали и на прохождение одной веревки стало уходить более 40 мин…Надо было добраться до подножия скального жандарма в восточном гребне Фанги и на его траверсе искать ночевку. Уже смеркалось, когда, через стиральную доску из ледовых контрфорсов нам удалось вылезти на нормальный фирновый склон и в сумерках разглядеть серак, пройдя еще 60 м. к которому, обнаружили отличное место для палатки. Сегодня мы прошли целый километр по крутому льду и были рады, что наши ожидания не были обмануты…

28.10 После двух дней хорошей погоды, природа района решила взять свое. Мы вышли не рано, но и лезть вверх предстояло в три раза меньше, чем в предыдущий день. К 10 часам мы вернулись на наш директ, погода уже портилась. Резко похолодало, понеслась поземка. Ближе к гребню страховка становилась иллюзорной, ажурные пояски из сосулек висели на блоках из вертикального пустого снега, именно с таким я сталкивался на ЮВ контрфорсе на Нуптзе Восточной в 2003. Одно неверное, плохо продуманное движение и основа под тобой начинает разрушаться, и ты начинаешь ощущать себя бабочкой, крылышки которой просто примерзли к поверхности, и только поэтому твое тельце еще держится на этом слоеном пироге из порошкового снега и ноздреватого льда… Последняя веревка перед гребнем вышла очень напряженной, прелести ситуации добавлял сильный мороз, ветер и начавшаяся зимняя гроза. Когда подо мной обрушился первый карниз гребня, а под мышками защипали электрические разряды, я под аккомпанемент гудящего железа, стал орать Леше, что на гребень выходить крайне опасно, а сам по подобию бергшрунда стал сползать на стену гребня. Эти две заключительные веревки гребня, возможно, стали самыми психологически сложными…На них ушло целых два часа.

Но вот под ногами заскрипел свежий снег предвершинного гребня, рельеф лег. Я пока принимал Лешу успел вытоптать площадку в пухляке.

Затем мы оставили на площадке все лишнее и взошли в 16.30 на вершину Фанги.

Юго-Восточная стена пика Фанги (Phungi Peak) высотой 6538 метров. Маршрут Юрия Кошеленко и Алексея Лончинского. Фото Юрия Кошеленко

29.10

Продолжая наше исследование горы, мы вновь пересекли высшую точку вершины и стали спускаться по неизведанному и плохо разведанному предварительно западному гребню. Единственное, что мы определенно знали, что на спуске будет ледопад….Погода, как и в предыдущий день быстро испортилась и первые дюльфера мы уже закладывали при плохой видимости в неизвестность. Но чутье нас не подвело. Обогнув скальную стену мы вовремя остановились, и как нам не хотелось вниз, оборудовали еще один бивак на горе… Вокруг нас ночью гремели обвалы, скала же защитила нашу палатку. Утром 30, убедившись в правильности нашего решения, через 3 веревки мы оказались на нижней уже более пологой ступени ледопада и могли вновь идти вниз одновременно.

Как мы не спешили, но усталость и скорый снегопад не дали нам спуститься в этот день в БЛ, но это было уже не так важно…

Важно было то, что нам удалось выполнить задуманное, и в основном реализация соответствовала изначальному плану…

Это восхождение на Фанги я мысленно посвящаю памяти моего друга Анатолия Мошникова…

Теги: альпинизм, Непал, Гималаи, пик Фанги, Phungi Peak, Фанги пик, Юрий Кошеленко, Алексей Лончинский