Гора духа. Впервые на 8000 метров

Манаслу

Осенью 2017 года в разгар пост-муссонного альпинистского сезона в Гималаях, на один из восьмитысячников нацелилась и украинская команда.
Большинство украинских альпинистов были частью международной команды под руководством непальского туроператора Makalu Extreme.
В составе этой группы также альпинисты из России и Казахстана.
И еще один альпинист из Украины участвовал в экспедиции от другого туроператора.

В конце сентября месяца украинские альпинисты поднялись на вершину восьмого по высоте восьмитысяника мира Манаслу (Manaslu, 8156 м)

Все новости по этой экспедиции Вы можете прочитать в нашей спецтеме: МАНАСЛУ 2017. УКРАИНСКАЯ АЛЬПИНИСТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Рассказ о восхождении на Манаслу от украинского альпиниста Тараса Поздния (г. Белая Церковь, Киевской обл.) https://www.facebook.com/taras.pozdniy

Дерзкая мысль об Эльбрусе поселилась в моей голове где-то в 2013 году. К тому моменту в походы я уже ходил очень давно, а вот высоко в горах не был. Помню, когда робко и со страхом всем говорил о своей цели. Мне казалось, что выше и круче Эльбруса уже нет ничего. Все что выше – это как полет на луну. Явно не в этой жизни.
В августе 2013 года, после того как я провел поход по Приэльбрусью, мы с друзьями поднялись на вершину двуглавого красавца с юга.

Сегодня ночью я седьмой раз вылетаю в Непал. Мы попробуем сходить на свой первый восьмитысячник – Манаслу (8 163м).

Но тогда, в августе 2013 года, стоя на вершине Эльбруса, я не мог даже подумать об этом. Мне просто хотелось побыстрее вниз и я обещал себе, что ноги моей больше не будет на этой горе.

Действительно, следующие пару лет были долгим перерывом между мной и большими горами. Все силы я вкладывал (и продолжаю) в развитие Кулуара, большинство иностранных походов приходилось водить самому. Только в этом году собралась большая и классная команда гидов, и я смог путешествовать «для себя». Это позволило вернуться к восхождениям.

Вершины я выбирал технически простые, но с каждым разом все выше.

Где-то на задворках сознания родилась мысль о 8000. Это казалось фантастикой, но с каждым месяцем я начинал верить, что все возможно.

Чо-Ойю (8 201м) – шестая вершина мира и технически самый простой восьмитысячник. Вначале я думал о ней и даже создал группку на фейсбук, куда пригласил несколько друзей. Тех, кто в теории мог бы пойти со мной. Восхождение было запланировано на осень 2017 года.

Так как я вечно занят, всегда есть 1000 дел, а Чо-Ойю было делом не срочным (примерно полтора года до старта), я забил на нее и занялся насущными вопросами. Был составлен план восхождений с постепенным набором высоты:

• Сентябрь 2016 – восхождение на Килиманджаро (5 895м). Лето было в низах (Исландия, Норвегия), акклиматизация на Кили очень быстрая – было тяжелее, чем я ожидал. Но мы с группой сходили.
  • Декабрь 2016 – восхождение на Мера пик (6 461м) и Айленд пик (6 189м). К тому моменту я уже провел два высотных треккинга в Непале и был с хорошей акклиматизацией. Восхождения дались очень легко. Между вершинами было 5 дней, которые понадобились чтобы пройти перевал Ампхулапча (5 870м).
  • Январь 2017 – восхождения на Аконкагуа (6 962м). На то, чтобы с базового лагеря (4300м) сходить на вершину и спуститься обратно у меня ушло два дня (одна ночевка в Нидо де Кондорес). Мне очень повезло с погодой и для меня восхождение прошло просто.
  • Июль 2017 – восхождение на пик Ленина (7 134м). Самая серьезная гора и сложное восхождение. Было тяжело, холодно, но как же здорово! На вершину мы так и не вышли, из-за ураганного ветра и сильного холода прервав штурм где-то после «Носа» (чуток выше 6800м).

Еще 6 треккинговых сезонов в Непале с перевалами и вершинками 5000-5600м, но их считать не будем.

Снаряга на восхождение скупалась постепенно. Оказалось, нужное снаряжение достать в Украине не только дорого, но и проблемно. Ботинки Замберлан я ждал полгода. А штаны и куртку хотел исключительно Marmot Parka 8000m. Ну как, как можно идти в высокие горы в каком-то другом костюме?? Желто-синяя парка покорила мое сердце с первого взгляда, еще в одном из магазинов Катманду.

Я мечтал хорошенько и регулярно потренироваться перед восьмеркой.. Но с моим графиком поездок это оказалось невозможно. С Ленина я прилетел в Киев вечером, а на следующий день улетел в Исландию. С Исландии прямиком в Калифорнию. Да, после Америки у меня было около 10-ти дней дома, которые прошли в постоянных разъездах и встречах. Но с другой стороны: хочешь лучше ходить в горы – ходи в горы. Истина, которую никто не отменял.

Ах да, Чо-Ойю.. О возможности организации восхождения я спрашивал своих непальских друзей. Оказалось, что с Чо-Ойю все не так просто и довольно дорого. А с Манаслу все гораздо проще и понятнее. В это время со своего восхождения вернулась Маша Коваль и Андрей Вергелес. Они поделились бесценным опытом и я решил идти по их стопам. Позже я предложил Саше Павлову составить мне компанию – это было предложение, от которого он не смог отказаться))

Так окончательно утвердилась наша команда и вершина.

С базового лагеря идти мы будем сами – без шерпов, непальского гида и без кислорода.

И вот сегодня несколько деловых встреч в Киеве и ночью вылет в Непал.

Чтобы попробовать себя на новой высоте.

Чтобы попробовать сходить на восьмую вершину мира.

Чтобы приклониться «Горе духов».

22.09 - выход в БЛ

Мелкий моросящий дождь начался сразу после выхода с Самогона. Я иду в футболке. Жарко. Сильно неохота одевать мембрану. Через полчаса нахожу каменную кошару, захожу в надежде переждать дождь. Минут 20 читаю книгу, посматривая в дыру в потолке. Дождь не прекращается, надо идти. Одеваю мембрану.
Иду.
Вокруг туман. Под ногами грязь. Дождь усиливается.
Кайфую.
От каждого шага, плюхая кроссовком по грязи.
От холода прикосновения, промокшей мембраны к голой коже.
От каждой капли, ритмично стукающей по капюшону.
Иду и кайфую.
Ближе к базовому лагерю дождь переходит в мокрый снег. Мерзнут пальцы на руках.
Уже мокрый до трусов. А настроение прекрасное. Иду и кайфую.
Вот и наша палатка, переодеваюсь в сухие вещи и опять кайфую. Какая же классная штука - жизнь!
А главное, каждый шаг приближает к вершине.

23.09 переход в Л2

В Л1 иду не спеша, не сбивая дыхания. В этот раз дорога заняла 3ч30м, без остановок. В Л1 Саня уже собрал нашу палатку и свалил. Я немножко злой - хотелось закипятить чаю и перекусить после почти 4-х часов работы. Пришлось перекусить одним «Вивсянчиком» и парой изюмин, которые чудом завалялась в рюкзаке. Вышел с Л1 в 15:00.

Примерно в это время Саша откапывал нашу палатку в Л2. Ее чуть меньше, чем полностью завалило снегом. Посреди была большая лужа и воду пришлось сначала вычерпывать кружкой, а потом вымокать снегом.

Я же шел в своем темпе. Без привалов, но с паузами отдышаться после препятствий, которых на отрезке Л1-Л2 предостаточно. С прошлого раза добавилось еще пару лестниц. Солнце, которого и так весь день не было, спряталось за гору и стало заметно холоднее. Я же иду в одной термухе и мембраной куртке. Свежо.

По пути обгоняю троих шерпов и в Л2 прихожу ближе к шести. Саша уже отрыл палатку полностью и она имеет товарный вид, хотя дуги погнуты и есть пару дыр в тенте. Начинает темнеть. Саша идет помочь откопать палатку Антону и Виталию, а я топлю воду и готовлю ужин. Нарезал белоцерковского сальца, пару зубчиков чеснока, банка тунца, гречка и пюрешка от Харчи - еще никогда я так вкусно и с аппетитом не ел выше 6000м.

24.09 - выход в Л3

Ночь была ветренная, поспать толком не удалось. Лениво просыпаюсь и еще более лениво собираюсь. Вышел в 11:30, к этому времени подошли ребята снизу. Саша вышел раньше. К 14:00 пришел в Л3. К этому времени Саша уже поставил палатку. Я переоделся, пришел Вова и мы начали раскапывать их с Димой палатку.

В общем самочувствие хорошее, но высота чувствуется. В четвертый лагерь хочется тащить поменьше вещей. Поэтому берем одну палатку на четверых и по-одному спальнику на двоих. По плану в Л4 нам нужно перебыть лишь несколько часов перед штурмом. Все лишнее оставляем в Л3.

25.09 - переход в Л4

Впереди 700м крутого набора высоты. Высоты, на которой я еще не бывал.. Весь общественный груз делим на четверых, получилось по 5кг на человека + личное снаряжение. Тащим один на всех баллон кислорода в медицинских целях - мало ли что может приключиться на высоте в 8000м. Перестраховываемся.

На склоне видна большая гусеница людей, которые вот уже пару часов почти не двигается. Мы раздосадованы - скорее всего «встрянем».

Идем медленно. 7000м проходится легко. Дальше тяжелее - сказывается высота, крутизна склона и возрастающий ветер. Володя с Димой идут впереди, на некотором расстоянии иду я, где-то сзади Саша и «лыжники».
Вот и мы, как те, с гусеницы, застряли и почти не движемся.
Время идет. Мы ползем. Ветер дует. Гора стоит.

В какой-то момент вижу, что ребята впереди сидят и что-то машут мне об развороте. Кричу, чтобы ждали.

Переживают, ведь палатку взялся нести Саша, который до этого ходил быстрее всех. А тут его и не видно. Спрашивают, не мог ли он развернуться. Я уверен, что нет. Таки убеждают продолжить подьем. Тем более, что ниже по склону таки показалась фигура Саши.

Еще спустя пару часов мы приходим в Л4. С одной из палаток мне машет Дима - его уже приютили Асет с Иваном и поят чаем с печеньками. Снимаю кошки и заваливаюсь к ним. Боже! Как хорошо глотнуть горячего чаю и заесть «Коривкой»! Ноги немножко померзли, разуваюсь и растираю.
Саша приходит где-то через час и приносит наш дом. Но сначала напоить его (Сашу) чаем и дать отдохнуть.

Еще через полчаса стоит наш НорзФэйс. Четверым места здесь немного, поэтому одеваемся мы поочередно. Я натягиваю штурмовой костюм, впрочем, как и все остальные. Топим снег, кушаем сыр, сало с мясом - больше на высоте 7450м ничего не лезет. Нужно еще как-то разместиться и несколько часов полежать в тепле - о том, чтобы поспать речи не идет.

До штурмового выхода осталось несколько часов. А мне тепло и спокойно.

Штурм вершины Манаслу и спуск

Мы проснулись за полчаса до того, как наступил 13-й день после прибытия в базлаг. Точнее, проснулись – не совсем то слово. Четверо в двухместной палатке, трое лежало на боку, тесно прижавшись друг к другу, а четвертый скрутился в ногах в форме буквы «Г».

Вова начал шевелиться за полчаса до будильника, мы все его с радостью поддержали. Лежать уже было невмоготу – хотелось двигаться и идти.

Собираемся по-очереди. Двое лежат, двое копошатся у разных входов в палатку. Чай кипятить не стали, выпили по-глоточку с термосов. Понимаешь, что хорошо бы сьесть сникерс или кусок сала, но ничего не лезет.

Спали мы полностью одетые, поэтому сборы – это одеть ботинки и пристегнуть кошки. Нехитрая процедура, которая заняла около двух часов времени.

Наконец последняя затяжка на кошках затянута. Я готов. Жду ребят. Сидеть-стоять без движения очень холодно. Решаю выйти первым из нашей четверки. Остальные вышли минут через десять.

В нескольких десятках метра выше идет Асет – тоже участник из нашей группы. Стараюсь не отставать.

Все вокруг идут с кислородом. Без – только наша группка, Асет, Иван и пару краснодарцев.

Первые часы иду в темпе с кислородниками.

Батарейки в налобном БДшном фонарике я заменил перед штурмом на новые дюрасель. Но что это? Яркость резко падает, с трудом выхватывая ближайший метр пространства. Еще через 10 минут свет и вовсе тухнет. Плохо. Идти без фонаря намного тяжелее. Вдруг слышу женский голос (англ) «Привет! Проблемы с фонарем? Возьми мой, у нас большая группа, мы можем поделить, а ты сам.» Неудобно, я ведь не смогу вернуть ей фонарик, скорее всего мы больше никогда не увидимся. Разговорились, оказывается она непалка. Спрашиваю гид ли? Нет, восходитель. Для меня некоторый шок, что есть обычные непальцы, которые ходят как коммерческие клиенты на восьмитысячники. Еще и девушки. Фонарь я так и не взял, но мы поменялись батарейками. Желаем удачного восхождения и девчонка с гидом уходит вперед.

До рассвета остается полтора часа, у меня новые батарейки. Казалось, вопрос решен. Но не тут то было. Через полчаса или меньше яркость опять падает почти до нуля. А я опять продвигаюсь фактически на ощупь.. Очень медленно начинает сереть, глаза привыкают, фонарь не нужен. Уже легче.

Совершенно не помню неба, а ведь оно было прекрасным. На такой-то высоте. Зато помню рассвет. Высота уже под 8000м, я остановился, сделал несколько фото на Пентакс и снял видео на айфон. Говорить удавалось с трудом.

Около семи утра встречаю Ивана – он тот еще монстряка. Уже сбегал на гору и спускается вниз, а вышел всего минут на 20 раньше меня. Говорит, что до вершины часа два, вон там, после второго взлета, еще минут 10 лезть на сам пик. Об этом я и сам догадывался, но его слова придают сил.

Как оно идти без кислорода на 8000м? Все спрашивают. А у меня нету слов, чтобы описать. Тяжело. Однозначно это самые тяжелые шаги в жизни. На ум приходят последние километры марафона в темпе выше среднего. Только не 20 минут, а 7 часов. Или восхождение на Эльбрус с рюкзаком в 30кг и без нормальной акклиматизации.

Но все это не важно. Я вижу вершинный бастион, погода отличная, я чувствую себя прекрасно, на сколько это возможно на такой высоте. Я уверен на все 100% что дойду. Я чувствую, что сегодня Гора расположена к нам. Поэтому все сложности не имеют значения. Ты просто проходишь следующие несколько шагов, минуту пытаешься надышаться и идешь дальше.

Высота переваливает за 8000м, за 8100, еще немного и открывается вершинный гребень. Осталось каких-то 10 минут до самого пика!

Но надо отдохнуть, последний взлет дался тяжело. В нескольких метрах от меня небольшая площадочка, к которой ведет ровная тропа. Но идти нету сил, заваливаюсь где стоял. Вода в бутылке почти замерзла, осталось лишь пару глотков. Решил подкрепиться и сьесть несколько ягод черники. И тут пришли они – видения! Я оказался в лесу, с белоснежной и ее гномами – вкус черники вызвал яркую ассоциацию. Когда моргаешь, а моргаешь ты медленно, каждое закрытие глаз моментально переносит тебя подальше отсюда. Кажется, стоит закрыть глаза и сразу окажешься в каком-то далеком и прекрасном месте! Музыка тоже вызывает видения.. в шаткой расплывчатой реальности остается лишь веревка, жумар и ближайший метр снежного гребня, а вокруг – большие залы, полные людей в платьях..

Ух, концентрируюсь, выключаю музыку. На этом видения заканчиваются.

Последние 20 метров и я на вершине Манаслу! Один! Высота по айфону – 8170 м. Кстати, айфоны точнее всех показывают высоту, только округляют ее до 10 метров.

Бурной радости у меня нет, я не кричу от восторга. Как нет и полного понимания где ты и что это значит. Есть лишь тихое счастье. Ты смотришь, и видишь то, что мало кому дано увидеть. Видишь, как земля заокругливается по линии горизонта. И нету ни одной вершины в приделах видимости выше тебя. Необыкновенно. Стоишь. Смотришь. Не осознаешь.

Фото с вершины для сертификата, фото с флагами, фото кулуарчика, короткое видео. Все, можно спускаться. Но тут слышу, как Вовка кричит мне, чтобы я их пофоткал.

Я очень рад – ребята на вершине! После выхода с лагеря я их не видел и очень переживал, не развернулись ли они назад. Но вот они здесь! Ура! Только Саши где-то нет. Вова с Димой его тоже не видели.

На высоте примерно 8 150метров я провел полтора часа! Без кислорода это очень много. Силы тают, я хочу побыстрее спускаться, ребята же просят еще пару фото с флагами. Быстро фоткаю, за это Вове в рюкзак отдаю фот и большие перчатки. Начинаем спуск.

Спуск с вершины Манаслу

Это был ад. Сущий ад. Так я еще не спускался. Ты проходишь десять метров и падаешь на жопу на пару минут отдышаться. Поднимаешься и стоишь еще минуту, чтобы отдышаться после такого титанического усилия. Спускаемся мы немногим быстрее подьема. Постоянно смотрю на высоту. А она фактически на месте. Какой-то ужас. Вспоминаю, как тяжело давались эти метры на пути подьема. Но тогда я не думал, что еще тяжелее они будут даваться по пути вниз. Есть идеи сьехать на попе, но местами сильно круто и опасно, а местами не едет. Приходится идти ногами.

Дима с Вовой тоже чуть живые. Вместе ползем вниз. Постепенно высота падает, но от того не сильно легшает. За тебя в лагерь никто не дойдет, поэтому каждый раз заставляешь себя двигаться.

А в лагере Саша уже заварил чаю. Оказалось, у него прихватило руки вскоре после выхода (основные перчатки он где-то потерял) и он вернулся в лагерь.

Ночевать в штурмовом лагере, на высоте 7 450м очень не хочется. Два часа отдыхаем и готовимся к спуску. Около 16:30 мы с Вовой начинаем спуск. Дима решает остаться в штурмовом, сегодня сил продолжить спуск у него нет. Я оставляю Саше свой костюм и рукавицы, сегодня он предпримет еще одну попытку штурма.

А нам с Вовой надо сбросить 700м высоты по одному из самых крутых участков горы. На удивление, сброс высоты до 7450 и два часа отдыха подействовали очень хорошо. Мы спускаемся весьма быстро и через полтора часа, еще до темноты, приходим в третий лагерь на 6750. У Вовы сильно болит горло, оба кашляем не переставая. Я топлю воду и завариваю колдрекс. После нас вырубает.

Утром я чувствую себя прекрасно. Пока лежишь и не шевелишься. Хотя лежать и шевелиться тоже не сложно. Вове плохо, очень устал и горло. Топлю воду на чай. Сегодня мы ждем Диму и Сашу, чтобы спуститься ниже.

Ребят все нет, мы переживаем. Вот приходит Олег.

Не смотря на кислород, ему не хватило акклиматизации и на гору он не сходил. Чувствует себя очень не важно, полное обессиливание. Пою чаем, он угощает нас рыбкой. Еда ему совсем не лезет. Еще через 20минут приходит Дима. На нем нет лица, очень уставший. Хотя ночь в штурмовом прошла отлично, по его словам. Заваливается спать в соседнюю палатку. Через пару часов спускается Виталий с Антоном, они таки сьехали с Манаслу на лыжах! Красавцы!

Вместо "Привет" все ребята не сговариваясь изрекали истину: «Это п@здец». А мне то что, я пока из палатки не выходил, весь день лежа грею воду и чувствую себя прекрасно. Только за Сашу переживаю.

Но вот настало время выйти в туалет. Ох. Это оказалось еще той задачкой. Ровно идти не так и просто, все на что хватило сил – это отойти та три метра от палатки, а не на обычные десять. Да уж, лучше буду лежать и дальше кипятить чай.

Тем временем ребята собираются и начинают спуск дальше. Я же выглядываю Сашу. И каждый раз, как слышу шаги – смотрю не он ли. Темнеет. Всего несколько фонариков на спуске. Через час они проходят мимо. Я понимаю, что сегодня Саша не придет. Переживать особых причин нет: погода отличная, технически сложных участков нет, в четвертом лагере полно народа. Но все равно переживаешь.

Зато спалось мне отлично. Силы начинают возвращаться. Кипячу чай и к третей порции спускается Саша. На гору он таки сходил вчера, поздравляю! Но в лагерь вернулся поздно и заночевал еще раз в штурмовом. Три ночи на высоте 7450! Выглядит относительно бодро. Пьем чай, легонько перекусываем, собираем лагерь и начинаем спуск.

Рюкзаки тяжелые (под 25кг), но спускаемся быстро и сегодня уже принимаем поздравления и ужинаем в базовом лагере.

Еще ни у кого нет осознания, что же произошло, да и спустя пару недель оно так полностью и не пришло.

Спасибо Горе за то, что пустила и отпустила.

Спасибо нашей великолепной семерке «бомж-пакета» - отличная компания подобралась. Все друг-дружку подкармливали и помогали.

Спасибо непалке за доброту и свет на штурме.

Спасибо Оксане и Чатуру за то, что собрали нас всех вместе и дали шанс бюджетно сходить на свои первые восемь тысяч!

Спасибо вам, друзья, за веру и поддержку.

Спасибо маме, что отпустила без лишних вопросов и поучений.

Теги: альпинизм, Манаслу, Manaslu, альпинизм, Гималаи, украинские альпинисты, альпинисты Украины