На вершину ледяного великана

Летом 2017 года команда украинских альпинистов из Кременчуга и Запорожья совершила восхождение на вершину горы Казбек, самый восточный пятитысячник Кавказа высотой 5033 метров

На вершину ледяного великана



«...Ты идешь, по кромке ледника
Взгляд не отрывая от вершины
Горы спят, вдыхая облака
Выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз
Будто бы тебе покой обещан
Предостерегая всякий раз
Камнепадом и оскалом трещин.» (В.С. Высоцкий)


Наше восхождение на самый южный пятитысячник Кавказа состоялось 06 августа 2017 года. В этот день двойка из г. Кременчуг (Александр и Валентин) первыми вышли на вершину 5040м. В этот же день на вершине стояли еще четыре альпиниста из Кременчуга.....

Об этом восхождении мы мечтали с 2015 года будучи в походе по Карпатам. Еще тогда, сидя на поляне за завершающим поход ужином, мы пообещали себе, что обязательно будем стоять на вершине Казбека. И вот, по счастливой случайности, мы попали в состав группы восходителей г. Кременчуг в этом году.

Не буду описывать всех эмоций и рутинной суеты по приготовлению к этому путешествию. Скажу лишь о том, что готовились мы к этому основательно. И вот мы в дороге.... Много было приключений, связанных с бюрократией проезжаемых стран и слабой подготовкой нашего перевозчика. Но, это не послужило препятствием великому делу.... И вот мы в Грузии (п.Степанцминда).

Наша группа состоит из 19 восходителей. Среди них ребята из Кременчуга и Запорожья. Большинство нас идет в высокие горы впервые. Многие не понимают до конца, какие трудности их подстерегают. Но, все полны азарта, сил и решительности.

Казбек
Казбек


В п.Степанцминда мы прибываем в середине дня (01.08.) и сразу же начинаем подъем до Троицкой церкви на высоту 2 170м. Здесь же разбиваем наш первый лагерь и устраиваемся на ночевку. После долгой дороги в автобусе, жесткий каремат в палатке кажет уютным мягким диваном. Поужинав, все моментально погружаются в сон в преддверии завтрашнего дня.

Утро у подножья Церкви нас встретило теплыми лучами солнца. Подъем был ранний — завтрак в 06.00 и выход в 09.00. По словам нашего гида, путь предполагался порядка восьми часов с остановкой на обед в районе перевала. Часть нашей группы решила арендовать лошадей и таким образом тяжелые грузы провизии и снаряжения перенести верхом.
Мы же с Валентином решили потренироваться и свою ношу тащили сами (так сказать: «тяжело в учении — легко в бою» - тренировка лишней не бывает!!! )
И вот стартуем.
Сказать «крутой подъем» - это ничего не сказать. Но, все справились. В этот день мы подошли к нашей второй точке ночевки на высоту 3000м преодолев при этом порядка 4-5 часов пути. Здесь уже начинает сказываться влияние высоты на организм. Особенно это ощущают те, кто впервые попал в такие условия. Главное здесь не лежать и не сидеть — нужно двигаться. Неважно что делать.... - переносить камни, ставить палатку.... - что угодно, но не сидеть.
Так организм быстрее адаптируется к высоте и симптомы отступают.

Палатки ставим на живописной зеленой поляне с которой отлично виден красавец Казбек со своей заснеженной вершиной. На стоянке есть ручей с питьевой водой. Но, струйка его настолько слаба, что создается не малая очередь желающий испить из нее и набрать тару для готовки еды. Кроме ручья, возле поляны есть горная шумящая река, которую мы преодолевали через мостик в виде альп.лестницы. Но, пить и готовить из нее не представляется возможным. Таяние ледника сделало ее воду очень грязной. Нет возможности даже искупаться в ней.



Утро следующего дня — план все тот же: завтрак в 06.00 и выход в 09.00. Этот день приготовил для нашей группы еще одно испытание — на нашем пути переправа через реку (далась достаточно легко) и преодоление ледника. Многие сегодня впервые оденут кошки и впервые ступят на настоящий горный ледник. Наша цель Метеостанция на высоте 3600м. На леднике впервые встречаем настоящие трещины и ощущаем его холодное дыхание. Не смотря на палящее днем солнце, на леднике долго не постоишь без теплой флиски или куртки. По-этому, передышки краткие и без снятия рюкзака — кругом мокро и мочить рюкзак не хотелось.

После ледника перед нами открывается вид на крутой сыпучий подъем к Метеостанции, который изначально кажется слишком крутым, что бы взбираться на него. Но, как говорится, гора только с виду такая неприступная. Стоит начать на нее лезть и она ложится — с каждым шагом склоны ее все ровнее, а вершина все ближе...

На метеостанции регистрируемся у спасателей, пополняем запасы воды и продолжаем наш подъем до места стоянки. Еще два часа пути по сыпучим склонам, которые так и норовыт скинуть путника с тропы. И вот он — наш базовый лагерь на высоте 3800м. Здесь нет ровный площадок и растительности. Здесь только камни и лед. Ощущаешь себя где-то на Марсе — все кругом буро-красное и безмолвное. Под палатки делаем площадки разравнивая и улаживая по ровнее камни. Здесь нам жить последующие три дня.... От сюда мы будем ходить на штурм вершины... От сюда будем возвращаться домой....
На этой высоте организм человека еще сильнее ощущает нехватку кислорода. У всех ощущаются головная боль и легкая тошнота. Практически невозможно заснуть...

На следующий день запланирован выход на 4300м - ледово-снежные занятия и акклиматизация. Еще дома, планируя поэтапно восхождение, мы решили устроить штурмовой лагерь на высоте 4300м. Тем самым экономя силы и вемя на само восхождение. Но, был риск заработать горняшку и поставить под угрозу все восхождение... Без постепенной акклиматизации на такой высоте организм мог подвести и тогда ни о каком восхождении не могло бы быть и речи.
Но, подбадривая себя тем, что на 3800м наши с Валиком организмы были в полном соответствии, мы решились на это. Так, утром следующего дня, наша группа налегке выходит на ледово-снежные занятия. Мы идем с ними, но берем с собой палатку, спальники, газовую горелку и необходимое количество провизии на два дня. Воды там нет — будем топить снег. Все необходимое снаряжение для восхождения так же берем с собой. Расстояние от лагеря 3800м до лагеря 4300м преодолеваем за четыре часа. На леднике идем в связке по 4-5чел.
Достигнув высоты 4300м обнаруживаем обустроенное место под палатку. Это выкопанная яма в снегу и обложенная снежными кубами в виде крепости. Внутри размещаем палатку. Такая крепость защитит нас в случае сильных ветров.

Группа уходит вниз и мы остаемся вдвоем у подножья снежного великана по среди бескрайней белой пустыни. Начала падать крупа, небо стало мрачным, а из далека послышался гром... По всему ощущалось, что гора нам не рада... вспоминаются рассказы о суевериях шерпов в Гималаях....

Через какое-то время к нам присоединяется группа из Запорожья. Они ставят свои палатки рядом с нами и это немного разгоняет мрачные мысли о предстоящем штурме. Крупа метет практически весь день и пол ночи — то сильнее наметая на палатку хорошие сугробы, то прекращается вовсе.... И лишь постоянно слышимый гром не дает надежды на улучшение погоды. Головная боль не утихает, о нормальном сне не может быть и речи... Мы топим снег и пьем чай, отгоняя дурные мысли.... И все же в кокой-то момент совсем не на долго удается заснуть. Проснувшись от сигнала будильника (на часах 01.00) — пытаемся выбраться из палатки. Ночью ударил мороз. Подтаявшая крупа на палатке превратилась в ледяной панцирь. С трудом удается отстегнуть молнию на палатке. И вот оно — приглашение на вершину!!! - ясное звездное небо, отличная видимость и полное отсутствие ветра. Гора готова принять нас. Это подымает настроение. Быстро топим снег на воду, пьем утренний чай и спешим собраться. Наши соседи проснулись, когда мы уже были готовы к выходу.



За ночь все видимые с вечера тропы засыпало. Зная только направление, увиденное вчера по спускающимся альпинистам, мы пошли прокладывать новый путь. Мы вышли в 03.40. Через час горизонт стал розовым и еще через какое-то время взошло солнце. Оглянувшись назад, видно было, как в лагере, словно муравьи, суетились за сборами наши соседи. А скрывшись за поворотом пришло понимание того, что кроме как друг на друга надеяться больше не на кого. Мы вдвоем на склонах горы связанные одной веревкой и одной целью. Неизвестность впереди и захватывающие виды вокруг пугали и манили одновременно. Только здесь понимаешь весь смысл слов о том, что в горах мы покоряем себя, а не горы... Преодолевая страх, неуверенность — идем к вершине.

На каждый шаг полный вдох и выдох, иногда чаще.... 20-30шагов и отдых.... Фотографируем виды и продолжаем идти вперед. С каждым шагом подъем все круче, но и вершина все ближе. Вот и седловина. Выход на нее замело и над головами нависает снежный карниз. Аккуратно прощупываем лед под снегом и вцепившись в него ледорубом буквально на четвереньках выходим на плато. Высота 4900м. Красота неописуемая. Чуть было не свернули на правую вершину. Но, вовремя рассматриваю едва заметные засыпанные снегом обрывки тропы на левом склоне.

Еще внизу, возле палаток, спускающиеся альпинисты поделились информацией о бутылочном льде на последней стометровке. Решено было идти по возможности и, в случае опасных участков, провешивать перила. Информация оказалась правдивой. Преодолев два зигзага тропы, мы ступили на лед скрытый под снегом. С учетом хорошей крутизны склона, дальнейшее передвижение по такому льду таило в себе опасность на каждом шагу. Мы решили не рисковать и вкрутили ледобур. Дальше построили такую стратегию: Валик на самострахе ждет на ледобуре. Я иду дальше на длинну веревки и вкручиваю еще один ледобур. Благо, что мы взяли по два ледобура на каждого. Вкрутив второй ледобур и став на самострах, страхую Валика — он подходит ко мне. И далее технология повторяется.

В это время видем внизу, на седле, наших ребят. Криком ставим их в известность о созданных четырех точках страховки и возможности их использовать. Так, имея четыре ледобура, мы прошли опасный ледовый участок, достигли вершины и создали точки страховки для наших ребят идущих следом.
Выход на вершину 5040м — это как осуществить заветную мечту. Эмоции, которые испытываешь там, не возможно описать словами. Так же не возможно это представить сидя дома и просматривая фото и видео других восходителей. Точно можно сказать лишь одно — это нужно испытать лично!



На вершине мы пробыли около часа. При этом сделав не мало фото. И только когда стал ощущаться озноб от усиливающегося ветра, мы решили спускаться.
Подъем на вершину — это только пол дела при восхождении. Самая опасная часть - это спуск. Большинство всех травм и смертей произошло именно на нем. Мы это помним. Но вершина невольно расслабляет человека. И как бы не настраивал себя на собранность, чувство эйфории, чувство победы, чувство сделанного дела - все это преобладает.

На спуске выясняется, что нашим и другим спускающимся альпинистам необходимы перила на опасном участке. В этом месте образовался самый настоящий затор. Кто-то идет вверх, кто-то уже вниз.... тропа одна.... - мы застряли здесь часа на три. Тогда мы еще не знали, что наша задержка там, на верху, спасет жизнь иранскому альпинисту.....



Спустившись вниз к нашей палатке на высоту 4300м, мы стали собираться спустится в базовый лагерь на 3800м. Возле палатки нас ждал запорожский друг Александр, который дальше пошел с нами в связке. За нами на спуске оставались только три иранских восходителя. Собравшись и связавшись в связку мы уже было двинули в обратный путь. Вдруг вдали послышалось еле слышно «Help!!!» Мы оглянулись... на снегу вдали было видно присевшего на снегу человека пытающегося что-то делать... - было не совсем понятно, что он делает... «Провалился, что ли?...» - пронеслось в голове.
Скидываем рюкзаки и спешим к нему. Уже на расстоянии метров в 50, стает понятно, что средний в тройке провалился в трещину и двое пытаются его удержать. Они отчаянно цеплялись ледорубами за лет и видно было страх в их глазах. Ведь не удержавшись, они бы ушли вслед за провалившимся другом. Мы оперативно вкрутили два ледобура в лед и закрепили провалившегося на надежной точке страховки. Теперь их жизнь была в не опасности и можно было расслабится.
Оставалось лишь вытащить провалившегося. Здесь очень важно понимать состояние пострадавшего, что бы не навредить. Ведь если у него переломы, извлекать его нужно после тщательного закрепления всех поврежденных конечностей. Заглянув в трещину, я увидел глаза полные ужаса на глубине около двух метров. Он был в сознании и что-то бормотал на своем языке. Состояние его просматривалось и ни чего серьезного я не заметил. Быстро соорудив полиспаст с использованием узла Прусика, мы вытащили его за что он был очень благодарен и рад, что остался жив. Дальнейший спуск мы продолжили вместе двумя связками, пока не прошли весь ледник.

К вечеру мы достигли базового лагеря, где нас накормили горячим борщем наши девчонки. Все были рады удачному восхождению, но очень хотелось спать. Порядка 18 часов работы на высоте сильно выматывает. Едва поставив палатку мы просто вырубились. Решено было, что следующий день мы рано не встаем. А когда выспимся, начнем спуск в сторону Степанцминды.
На спуске приключения этим не закончились. При прохождении троп по моренам, наша участница Света оступилась и слетела с тропы. Ее спас огромный камень, который закончил ее падение в полутора метрах тропы. Но, травмы избежать не удалось — растяжение или разрыв связок голени. Ей оказана первая помощь путем наложения давящей повязки. Свету решено было спустить на лошади, а ее рюкзак мы разделили между собой.

Такого длинного спуска я не помню за всю свою практику горных походов. Мы начали спуск часов 10 утра и закончили около 18.00. Мышцы ног болели еще последующие дня 3-4.
И вот мы в Степанцминде. Впервые за неделю есть возможность принять душ и искупаться в источнике нарзана. И, как бы там ни было, сказывается расстояние.... начинает хотеться домой....

Вот так вкратце можно описать наше путешествие к самому южному пятитысячнику Кавказа в чудесную страну под названием Грузия. Было много приключений за это время не связанных с восхождением, но все в подробностях описывать не имеет смысла. Ведь цель наша — это вершина. Все остальное (трудности, недопонимания, ошибки и т.д.) - все это меркнет на фоне великой грузинской горы под названием КАЗБЕК.


Теги: альпинизм, украинские альпинисты, альпинисты Украины, восхождение на Казбек
Автор: Александр Пелых, www.facebook.com
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ