На Шхельду восточную

Рассказ о восхождении на кавказскую вершину Шхельда Восточная (4320 м) украинских альпинистов.
Восхождение проходило в августе 2017 года четверкой альпинистов:

  • Сергей Дидора - г. Кривой Рог
  • Роман Богуш - г. Херсон
  • Дмитрий Лесной - г. Херсон
  • Валерий Муравлев - г. Днепр


За спиной вершина Мазери.
За спиной вершина Мазери.


От Редакции:
Шхельда (от карач.-балк. "ишхилди" - брусника) — горный массив в центральной части Большого Кавказа, в Приэльбрусье, к юго-востоку от Эльбруса, расположенный точно на линии российско-грузинской государственной границы в силу отсутствия делимитации которой в настоящее время невозможно сказать, какие именно вершины Шхельды из нижеописанных находятся в России, а какие в Грузии.

Шхельда включает такие вершины, как Восточная (4320 м), Центральная (4310 м), Третья Западная (Аристова, 4280 м), Вторая Западная (4300 м), Западная (4129 м), Профсоюзов (4100 м). С северного склона массива спускается в сторону России ледник Шхельда.



Шхельда Восточная (4320 м)
Шхельда Восточная (4320 м)


Слышно как стучит град по крыше палатки. Мы на ночёвке, на Шхельде – надо пережидать непогоду. Теперь спешить нет надобности. Просто лежи и слушай звуки непогоды и надейся, что она ненадолго. Мысли сами приходят в голову. Почему я здесь? Почему на склоне Шхельды? Плохо это или хорошо? и др.

«Трудно петь о горах, если знаешь, что спето немало – но труднее не петь – если знаешь, что спето не всё…». А про Шхельду? Трудно? Нет – не трудно. Потому, что мало про неё «поют». А мало потому, что редко на неё ходят. А «редко и мало»,из за того, что не простая это Гора.
Это целая гряда остроконечных пиков и жандармов, которые разделяют ущелья по разные стороны границы между Кабардино – Балкарией и Грузией На восточную Шхельду вообще самый простой маршрут 4 Б к т а на западные вершины есть и по проще. Но!!!. Интересны отвесные башни восточной, центральной и 3 й западной вершин. Они будоражат альпинистский мозг, заставляют его «боятся» их заранее.

Южные стены башен Шхельды с перемычки с жандармом "Петух".
Южные стены башен Шхельды с перемычки с жандармом "Петух".


Вторая западная на фоне Донгузоруна
Вторая западная на фоне Донгузоруна


"Пила" второй западной на фоне Эльбруса. А ведь на траверсе Шхельды это не просто "пила" - это маршрут.
"Пила" второй западной на фоне Эльбруса. А ведь на траверсе Шхельды это не просто "пила" - это маршрут.


Со Сванетии найболее доступен и самый простой маршрут на восточную Шхельду - это по южному гребню Роберта Гельблинга. Поэтому мы и выбрали этот маршрут как тренировочный перед Ушбой. Мы тогда ещё не знали, что это восхождение заберёт у нас так много сил.

Наша линия. Первовосходители поднимались по левому кулуару, параллельно линии.
Наша линия. Первовосходители поднимались по левому кулуару, параллельно линии.


Интересно много фактов. Например, то, что на центральную Шхельду с юга нет маршрутов, на восточную – только один и он же спусковой, на западные вершины есть маршруты с выходом под стены с западных перевалов. Южная сторона всей Шхельды сильно разрушена, особенно в средней части и очень опасна! Камнеопасность и разрушенность – это большой риск для восходителей . С севера на этих башнях оледенение и высокая крутизна. Все маршруты от 5 А к .тр и выше. С юга смотреть на Шхельду даже как то неудобно. Рядом такая Гора – Ушба! Вот все на неё и идут.

Вид на Ушбу со Шхельды
Вид на Ушбу со Шхельды


Ушба с южного гребня Шхельды.
Ушба с южного гребня Шхельды.


Вот такой вид западных вершин Шхельды с юга.
Вот такой вид западных вершин Шхельды с юга.


Напротив нас тоже лезут, по доске северного гребня на северную Ушбу. Пусть им будет удача.
Напротив нас тоже лезут, по доске северного гребня на северную Ушбу. Пусть им будет удача.


По палатке зашуршал снег и в щелку окошка виден туман, снег и зарницы молний, слышен гром. Это уже хуже! Снег быстро не растает, а лезть вершинную башню восточной Шхельды в снег!? Можно конечно! Но мы ведь не в Гималаях. Наоборот – мы в гостеприимной, солнечной Сванетии. Надо расслабиться, не напирать. Рассказать друг другу байки про себя и друзей, обсудить предположения о том, сколько мы дней можем пересидеть?! Здесь не мы хозяева положения. Здесь «командует парадом» Шхельда.

Время есть вспомнить и подумать. Сейчас нельзя однозначно сказать, будет ли погода? продолжиться ли восхождение? И «бойцы» мы или нет? Нас четверо. Дима, Рома, Валера и я. Никогда так хорошо не начнёшь понимать напарников, как в часы (дни) непогоды, когда все в одной палатке. Каждый со своим характером, мировоззрением, знаниями и возможно «страхами». Разговоры о еде, её количестве и качестве, прогнозе погоды и на восхождение. В байках и спорах открываются подробности жизни каждого, какие то ньюансы. Почему бы не «открыться» в разговоре?! Время масса!




Утром 6 см снега покрыло скалы и выход на «штурм» я откладываю. Я считаюсь руководителем. Да и прогноз не ясен. Пойти и попасть после обеда в грозу на вершине?! У нас есть прогноз на хорошую погоду в четверг. Сегодня утро вторник. Как быть?! Я знаю – надо ждать. Должна быть удача! Не зря ж так хорошо всё начиналось! Сванетия встретила нас, Лайла приняла, все здоровы и хорошо переносят друг друга.

Мысли ищут позитив. Может это ночёвки, под нависающими скалами? Это стационарные ночёвки, удобные и надёжные. Ты прикрыт сверху огромных размеров жандармом. Если сесть спиной к стене, то дождь и снег не достают. Мы расширили площадку под палатку. Пришлось поднимать камень – «чемодан». Пришибли указательный палец лидеру. А может это знак?! И сразу же Гора дала нам аут – «посидите», полечитесь – это вам шанс на «меня»! Наверное - это так…



Мысли «бегают по кругу». Ночёвки то не на южном гребне! Сразу вспомнилась хроника советских восхождений и освоения Шхельды восточной. В 1940 году группа В. Нестерова вышла на траверс Шхельды с востока на запад. Навстречу им шла группа Л. Надеждина траверс с запада на восток. Нестеров писал о ночёвке у жандарма.

Их группа, как и мы, поднималась с ушбинского ледника. Кстати, это было не второе и даже не третье восхождение на восточную Шхельду и жандарм «Петух» был известен и назван. На этих ночёвках останавливаются те, кто поднимаются по «пиле» восточного гребня 5 А к .тр (маршрут В. Кизеля 1949 года) и те, кто выбирает маршрут Б. Гарфа 5 А к .тр (1949года) с севера. Мимо этих ночёвок трудно пройти. Можно, если попасть в «зубы» Шхельды и лазить там по кулуарам между жандармами. Здесь дальше тоже не просто. Мы уже обработали две верёвки траверса в сторону южного гребня.

Пришлось преодолевать ледовые желоба а значит лезть в кошках. Сейчас эти верёвки присыпаны снегом. Ночёвки находятся выше кулуара, по которому можно подняться на Ю гребень по пути Гельблинга. Это вариант выхода на случай неблагоприятной снежно – ледовой обстановки на склоне. Вообще то, последние (десятилетия) годы она неблагоприятная. Склон стаял, стал круче, «ползёт» под ногами т.к тепло. Удобно ходить по утреннему фирну когда ночью холод. Только его нет – то всё! Склон и снег становиться опасным, а подъем трудно затратным.
Проваливаешься по «пояс» и вылазишь потом 5 мин. Поэтому к 15 00 , когда мы вышли на эти ночёвки, они были уже не «вариант» а просто наше спасение.

Зубы Шхельды
Зубы Шхельды


Подъём на ночёвки под жандармом.
Подъём на ночёвки под жандармом.


Подъём на ночёвки под жандармом.
Подъём на ночёвки под жандармом.


Подъём на ночёвки под жандармом.
Подъём на ночёвки под жандармом.


День выдался тёплый и отмечается таяние снега. Сомнения возникли о том »почему сидим?». Ночёвки на 3800 м. а Гора 4300 м! Проведите параллель 4100 – 4300 м на Ушбу и посмотрите – стаял ли там снег? Или?! – посмотрели…- Да … Однако…- То- то!



Отделили порции продуктов из расчёта худших вариантов, урезали пайку. Воду собирали таянием в гермомешки (для защиты рюкзаков от дождя). Испугались, что единственный баллон газа закончиться! А что!? Вода то надо! А её необходимо топить из снега! Двухлитровый джетбойл – это хорошо! Но! Газ не вечен! Нашли выход! – Кипятим 1 литр – завариваем чай и разбавляем до 2 литров водой! Вроде чай и объём воды и тёпленький! Сейчас я понимаю, что это было правильно! Это диктовалось тем, что заряжены были на Шхельду! Никто не хотел прекращать восхождение.

Воду надо "добывать"
Воду надо "добывать"


Ночью ворочались, все в напряжении – вдруг гроза! Снег! – А там, за «бортом» были звёзды!! И что? Проспали! На час! Не слышали пиканье будильника! Ото здоровяки!

Верёвки обхода жандармов к южному гребню
Верёвки обхода жандармов к южному гребню


Башня восточной шхельды с жандарма "Петух". Красива!
Башня восточной шхельды с жандарма "Петух". Красива!


На башню.
На башню.




«Здоровяки не мы…». Вспомнил 30 лет назад. Я был на восточной Шхельде со своим другом Толей Скрягой. Ото были «здоровяки». Вышли ночью с «немецких» ночёвок, поднялись вчетвером на перемычку Гарфа (по маршруту Б. Гарфа 5 А к тр), прошли мимо этих ночёвок, траверснули на «Петух», спустились с него.
Дальше решили, что 4 верёвки сходит «связка» - я и Толик. Это быстро ж. Мы были без палатки. Все перворазрядники («подкамээсы). Вообщем, когда мы с Толей вернулись (верёвок было не 4 шт а 12!), то ребята были с «синеватым оттенком», как охлаждённые «петушки» под жандармом «Петух».

Дальше мы так же ночью спустились на немецкие ночёвки под пик Щуровского. Всё заняло всего 26 часов. Этим нельзя бахвалиться. Но, куда денешь это из памяти? К сожалению, сама память стёрла детали, красоты, сложности того восхождения. Поэтому сейчас – это другое восхождение, совершенно в другом качестве. Ну, приблизительно, как чёрно белое и цветное кино. Сейчас цветное.



Южный гребень.
Южный гребень.


Надо лезть на "Петуха" две верёвки.
Надо лезть на "Петуха" две верёвки.


Надо лезть
Надо лезть


На "Петухе" можно и байки рассказать.
На "Петухе" можно и байки рассказать.


Утро! Пошли. Погода «шепчет». Под «Петуха» подошли – то тепло, чуть ли не Крым! А всё равно» медленные» все, вся четвёрка! В 17 00на предвершинном гребне, он уже почти горизонтальный и ориентирован на юго – запад. Если не начать спуск, то ночёвки не избежать! Все вниз! Дюльфера! Крючья то есть а вот петель - нет! Т.е – есть старые, сгнившие и перебитые! Петли – это дополнительное время на спуск! Вяжем, режем, спускаемся. Не продёргивается! Перехлёст двойной верёвки! Вверх – распутывать! 40 минут потеряно. На «Петуха» вылезли - начались сумерки.
Только с «петуха» вниз – темнота («хоть глаз выколи») и холод. Да! Тот холод, который нужен для хождения по фирновому склону. А нам уже не надо – по фирну! Какой выход? На южном гребне дует, передувает! Выход – только к палатке! Давай дюльферять по гребню! Оказывается, то, что днём «ясно как день» - не понятно ночью!
Спусковых петель нет, лазание по скалам гребня ночью – сомнительное и опасное занятие. Повезло нам – выбрали правильную нитку спуска, чётко по своим следам, нашли оставленные кошки и ледорубы. И сошли с гребня. Здесь не дует, и сразу усталость диктует свои условия – «сядь, отдохни, всё равно ночь…».
Медленно, но уверенно спустились к утру на ночёвку. Всё тоже заняло 24 часа! Только от ночёвки до ночёвки! «Здоровяки не мы…».





Утром солнце, жара, зной! Надо вниз! А люди сонные, не пили достаточно! Предлагаю спускаться после обеда т.к восточный склон южного гребня будет в тени. Возражений нет. К обеду снег на склоне «поплыл» и можно спускаться только по скалам. И опять нет петель! Редкие крючья и то итальянские. Вообщем – не быстрое это дело – 12 дюльферов по скалам даже 40 – 65 градусов. Опять ночь! Тут уже двойная и настоящая усталость! Глаза сами закрываются в минуты, когда твоя работа выполнена. Группа работает как двигатель внутреннего сгорания с четырьмя цилиндрами…1 й цилиндр – отработал – глаза закрыл, 2 й – отработал – глаза закрыл и так по цыклу.



Ночёвки на нунатаке ушбинского ледника

Рады были, что спустились на ночёвки к нунатаку на ушбинском леднике. Всё здесь нам знакомо. Чтоб начать маршрут, из за непогоды, мы просидели день и на этих ночёвках. А особо обрадовались утром, когда спустились к палатке наблюдателей на ушбинский ледник. Нам стало ясно, что это конец ночных дюльферов, завершение восхождения в беседках и т.д . Мы обнялись и поздравили друг друга с восхождением. Посмотрели на восточную Шхельду и она в лучах солнца показалась нам лукавой и весёлой. Она приняла нас и наши альпинистские потуги.

Последние метры к палатке на леднике.
Последние метры к палатке на леднике.

Вытаял ледник и палатка стала на "курьих ножках"
Вытаял ледник и палатка стала на "курьих ножках"


Где то я уверен, что это восхождение останется в памяти потому, что оно так прошло. С непогодой, переживаниями, отсидкой и байками, ночными дюльферами и радостью того, что оно завершилось!

За спиной вершина Мазери.
За спиной вершина Мазери.


Всем спасибо!

Восходителям:

Дмитрий Лесной
Дмитрий Лесной


Роман Богуш
Роман Богуш


Валерий Муравлёв
Валерий Муравлёв


Сергей Дидора
Сергей Дидора


Набюдателям – радистам:

Саше Ободовскому

Андрею Цымбалею

Певовосходителю:

Роберту Гельблингу – который,в составе международной экспедиции Вилли Рикмерса в 1903 году!!! , зашёл не только на В. Шхельду , но и на Ушбу (рук.Шульце), Донгузорун, Чатын. Это были титаны альпинизма!!! В 1903 году в один сезон Ю. и С. Ушба!, Уллу тау, Ляльвер, Штавлер, траверс Ляльвер – Гестола, Тихтинген !!!


Описание маршрута на Шхельду В. по Ю. гр. 4 Б к тр. (Р. Гельблинг 1903 г).

на Шхельду В. по Ю. гр. 4 Б к тр. (Р. Гельблинг 1903 г)
на Шхельду В. по Ю. гр. 4 Б к тр. (Р. Гельблинг 1903 г)


С горизонтальной части ушбинского ледника ледово снежный взлёт на нунатак. Обход скал слева. На нунатаке есть площадки на случай непогоды. Набор высоты 250 м – 1 – 2 часа;

Подход под скалы восточного склона Ю. гребня – 300 м – 20 – 50 мин; 2 – 3 к т

Выход на скалы и движение вверх выбирая безопасные участки до ночёвки под жандармом - 700 м, - 5 – 8 часов, 3 – 3 +к. т. Набор высоты 700 м;

Обход жандармов в сторону Ю. гр , траверс– 100 м – 3 к т, подъем по кулуару на Ю. гр – 120 м 3 к т.; Подход по Ю гребню к жандарму «Петух» 120 м 2-3 + к т. От ночёвок - 2 -4 часа,

На «Петух» 90 м – 3- 4 к т., Дюльфер 30 м.; 1-2 часа

На башню 200 м 3 - 4 + к .т; 1,5 - 3 часа.

По гребню на вершину – 300 м – 3 к т;

Особенности маршрута:

До ночёвки под жандармом - снега в кулуарах мало, и из за тепла часты самопроизвольные камнепады в кулуары слева и справа от скал. Поэтому безопасно подниматься по скалам и вдоль них.



На ночёвке под жандармом нет воды – есть снег!

На спуске приходиться подниматься на жандарм «Петух» - 30 м с 4 + к т.

Спуск с вершины до ночёвки может вылиться в 10 дюльферов! Что для группы может вылиться в немалое время!

Движение по гребню на вершину проходит по границе! В случае спас работ будут большие проблемы т.к маршрутов по стене башни с севера и юга нет! А траверсировать пострадавшего, как правило, НЕВОЗМОЖНО!


Теги: альпинизм, Шхельда, Шхельда Восточная, украинские альпинисты, альпинисты Украины,
Автор: Сергей Дидора, http://www.alpkr.dp.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ