Трагедия на Эльбрусе: разбор гибели двух альпинистов

Эльбрус. Маршрут восхождения
Эльбрус. Маршрут восхождения


Полная информация о трагедии: гибели 27 апреля 2017 года двух гидов при восхождении на вершину Эльбруса.

27 апреля 2017 в 6 часов утра в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС РФ по КБР поступило сообщение от очевидца о том, что на склоне Эльбруса примерно на уровне 4900 м произошел срыв двух человек.
Эльбрусский ВПСО выделил 13 спасателей и 2 единицы техники для поиска и эвакуации пострадавших.
В 08.30 спасатели нашли пострадавших: у мужчины зафиксированы травмы, не совместимые с жизнью, женщина получила множественные переломы.
Позже прошла информация о том, что при эвакуации в Азау у женщины остановился пульс.
Так же было сообщен, что оба восходителя поднимались в составе группы четырех человек из Нальчика, двое из которых - опытные альпинисты, работавшие гидами на Эльбрусе.

По информации, которую Контрольно-техническая комиссия (КТК) получила из официальных сообщений МЧС, от участников спасательной операции, свидетелей и людей, близко знавших погибших, произошло следующее: гиды - Елена Шувалова, 38 лет, 1979 г.р., и Андрей Белов, 50 лет, 1967 г.р. - вели двух российских клиентов на Западную вершину.
Накануне, 26 апреля, они совершили акклиматизационный выход до скал Пастухова и в хижину-вагончик на Гара-баши вернулись к 18 час. День отдыха решили не делать из-за прогноза ухудшения погоды с 28 апреля. В 01:20 группа вышла на восхождение. До скал Пастухова поднимались в таком порядке: Шувалова – клиенты – Белов. За ними шли еще два человека, которые при прохождении группой «Приюта-11» попросили разрешения присоединиться к группе, и гиды были не против.
После короткого отдыха на скалах Пастухова движение было продолжено, при этом Белов встал за Шуваловой, после них шли клиенты. Шувалова от скал Пастухова начала пользоваться ледорубом, остальные шли с треккинговыми палками. Подъем проходил в среднем темпе, никто ни на что не жаловался.

НС произошел в районе вмерзшего ратрака, примерно на уровне 4900-5000 м., с Косой полки, в 5 час. 48 мин. По словам очевидца, Елена по ходу движения обернулась и в этот момент упала. Андрей пытался её поймать, буквально прыгнул за ней по склону и даже частично накрыл ее собой.
Шувалова скользила по склону на животе, головой вверх, пыталась зарубиться, Белов тормозил руками. Все происходило, со слов очевидца, «молча и со спокойными лицами». Вскоре гиды скрылись из поля зрения клиентов, но последние были уверены, что ничего страшного случиться не может. Клиенты пробовали связаться с обоими гидами по мобильным телефонам, но те не отвечали, тогда последовал звонок в МЧС. Спасатели запретили клиентам спускаться самостоятельно и указали дожидаться их на месте (клиенты приподнялись к вмерзшему ратраку). В 9 часов спасатели подошли к ратраку и эвакуировали клиентов вниз, тогда же сообщив им о смерти гидов.
Два человека, присоединившиеся к группе у «Приюта-11», продолжили восхождение.

Оба погибших альпиниста были без касок. У Шуваловой были кошки «Grivel» с мягким креплением. Страховочная веревка и ледобуры не применялись.
Падение по склону произошло примерно на 400 м.

Причиной срыва могли быть: потеря равновесия при повороте корпуса, а также в результате технической ошибки при постановке кошки, зацепления о неровности рельефа, зацепления зубьями кошки за штанину или «фонарик». Общим фоном могло служить усталость в результате недовосстановления и невысыпания прошедшей ночью.
Стоит отметить и такую деталь, описанную очевидцем: у Елены в рюкзаке было какое-то проигрывающее устройство с наружными динамиками, и по ходу движения она слушала что-то вроде рассказа или лекции.

Спаспаботы на Эльбрусе
Спаспаботы на Эльбрусе


Денис Алимов, водивший накануне – 26 апреля - свою группу на акклиматизационный выход к сказам Пастухова, отмечал: «Мы дошли лишь до верхних скал. На Пастухова не пошли. Склон и в этот день, и на следующий был очень плохой, жёсткий, бутылочный лед. На наших глазах четверо тупили у "трупосборника", а двое на Косой полке стояли около часа. Но к обеду под солнцем все размякло, и они ушли вверх, к седловине».

Евгений Гаврилов, совершавший восхождение в тот же день и в то же время, что и группа Белова, свидетельствует: «Мы с этой группой жили в одной хижине на станции Гара-баши. Ребята стартовали с Гара-баши, снегоходами и ратраком не пользовались, подошли к ледовому участку порядком уставшие, тем более в предыдущий день у них был тяжёлый акклиматизационный выход до скал Пастухова, дня отдыха перед восхождением они не сделали. Солнце подтопило остатки снега на склоне, и за ночь он весь обледенел.
Насколько я видел, качество снаряжения у них тоже было, мягко говоря, не очень, даже ледорубы были не у всех! (в этот сезоне без очень хорошо заточенных кошек и умения на них ходить на Эльбрусе вообще делать нечего). В результате, немного не дойдя до ратрака на «5000», оба гида сорвались. В тот день было несколько срывов, но без таких трагических последствий».

По словам близко знавших их товарищей, у погибших был вполне значительный опыт восхождений на Эльбрус: у Шуваловой - порядка ста восхождений на Эльбрус, у Белова – четырнадцать (но только летом). Андрей (офицер в отставке) имел некоторую альпинистскую подготовку ещё со времён СССР, у Лены же, не смотря на большой эльбрусский опыт, были значительные пробелы в технике альпинизма и в организации безопасности. Связано это было, скорее всего, с тем, что в коммерческой турфирме, с которой она начинала работать гидом, отношение к вопросам безопасности было очень поверхностное: гидом на зимний Эльбрус могли пригласить работать человека с опытом одного восхождения на летнем Эльбрусе, достаточной для клиентов считалась двухдневная акклиматизация в горах и т.п.

КТК не берет на себя, в данном случае, миссию поиска связей и причин, по которым при таком опыте были совершен ряд грубых ошибок и недоработок с точки зрения безопасности, предоставляя читателям сами задуматься над этим вопросом.

Следственными органами Кабардино-Балкарии произведена доследственная проверка по факту гибели альпинистов.

Это уже вторая трагедия и третья смерть на Эльбрусе с начала года: 6 февраля в районе станции Гара-баши, ориентировочно на высоте 3600 м., человек сорвался со скалы. Сообщение поступило спасателям от очевидца рядом проходящей группы. В ходе поисково-спасательных работ было обнаружено тело погибшего туриста.

КТК подчеркивает, что восхождение на Эльбрус, не смотря на сопровождение опытных гидов, подъем на ратраках и снегоходах, применение кислорода и восторженно-победные отзывы анонимных пользователей на сайтах некоторых турфирм, остается предприятием, опасным для жизни, особенно в зимне-весенний период.
КТК рекомендует тщательно, через мониторинг самых разных источников и мнений, выбирать фирмы и компании, которым вы планируете доверить свои здоровье и жизнь в таких восхождениях.

КТК отмечает, что стандартное расследование с уточнением всех деталей и оргвыводами не проводилось, т.к. данный случай находится вне юрисдикции комиссии, а эта информация носит лишь характер предупреждения всем, кто считает восхождение на Эльбрус прогулкой и, таким образом, преподносит вершину, как легкодоступную.

Теги: Эльбрус, восхождение на Эльбрус, Эльбрус с Юга
Автор: www.vk.com/alpinism_ktk
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ