Виа-феррата, женский взгляд



Крепко обняв лестницу, начинаю взбираться вверх. От таких объятий, я знаю, завтра вся рука расцветет синяками, но что делать: лестница закреплена вертикально, если даже не с отрицательным наклоном, а рюкзачок на спине, хоть и не большой, но хорошо набитый всякой, как я теперь начинаю понимать, ненужной всячиной, в полном соответствии с законами гравитации тянет меня прочь от лестницы, в пустоту за спиной.
Сопротивляюсь и упорно лезу вверх, подумаешь, тут всего потерпеть-то метров восемь. Вот уже и конец лестницы, руке совсем больно, но вторая рука помочь ей не может: у нее — своя задача. Нужно передвигать карабин самостраховки по тросу, идущему вдоль лестницы и прикрепленному к скале.

От Редакции:

В переводе с итальянского виа-феррата (via Ferrata) означает «железная тропа».
По сути это один из видов альпинизма, правда сами апологеты этого вида спорта и образа жизни с презрением относятся к маршрутам со стационарно закрепленными в скалах страховочными тросами, металлическими скобами, тросовыми переправами и мостиками, делающими передвижение по, на первый взгляд, неприступной скале доступными даже для тех, кто никогда не пробовал себя в роли скалолаза.
Все эти страховочные системы, как правило, сделаны из железа – отсюда и название.


Подробней о этих маршрутах читайте в статье: ВИА-ФЕРРАТА: ЖЕЛЕЗНЫЕ МАРШРУТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ГОРЫ


Задача эта архиважная для всех нас — для обеих рук, рюкзака, ну, и всего остального, имя которому Я.
Поэтому рука молча цепляется за лестницу, наверное, про себя приговаривая: «Стыдись, хозяйка, вот посмотришь завтра, какая я буду!»


Все, выбираюсь на край лестницы, правой рукой придерживаясь за трос и разглядывая, что же теперь. Теперь выглядит несколько непонятно и устрашающе… Из почти гладкой скалы торчат короткие металлические арматурины, длиной сантиметров по 15. И пока левая рука блаженно отдыхает от издевательств, хором начинают свою партию ноги. Боже, хозяйка, в своем ли ты уме? МЫ должны идти по этим железякам? Они же скользкие! А ты уверена, что они не вывалятся, если на них наступить? Посмотри вниз! Вниз смотреть не хочу, хотя и поднялись мы пока всего метров на 8-10 от земли. Но, конечно, штыри несколько выводят меня из задумчивой соcредоточенности. И это вот так надо будет подниматься все время? Все 300 с лишним метров? Круто!


Поднимаю взгляд вверх. Впереди меня уверенно карабкается Надя. По крайней мере, с виду уверенно. Конечно, ей и положено так вести себя, ведь она-то и сбаламутила нас четверых совершить это чудовищное насилие над собственными конечностями и всем остальным. А было это так.

В августе 2016 года мне довелось посетить Швейцарские Альпы для участия в большом международном детском мероприятии. В совместном лагере принимали участие делегации трех стран — Азербайджана, Норвегии и Украины.



Живописнейшая долина вокруг городка Кандерштег, где проходило наше мероприятие, изобилует различными маршрутами для путешествий и прогулок разной сложности и протяженности. Окрестные горы — прекрасная стартовая площадка для парапланеристов, а заснеженные вершины магнитом притягивают взгляд тех, кто увлекается восхождениями. Да и район известный, такие названия вершин как Эйгер, Юнгфрау, Маттерхорн звучат музыкой для горовосходителей всего мира.



Когда мы в первый день пребывания в Кандерштеге отправились в офис скаутского центра, нас подвели к большому информационному стенду, где под огромной подробной картой района разместились кармашки с вложенными в них отпечатанными маленькими листовками-путеводителями по различным маршрутам.
Мы могли выбирать из всего этого разнообразия то, что больше всего отвечало нашим желаниям и возможностям. Вполне вероятно, что среди почти четырех десятков описаний я могла и не заметить кармашек с описанием виа ферраты, если бы не Надя — одна из лидеров украинской делегации.
Именно она, показав нам листовочку, и предложила нам с загадочно-мечтательной улыбкой: » А давайте сходим на виа феррату!» Оказывается, ее знакомые -опытные альпинисты, будучи в Швейцарии, специально приезжали в Кандерштег на этот маршрут и не разочаровались… Имена этих крутых альпинистов оказались знакомыми и мне, поэтому, доверяя их мнению, я поняла: непременно! О виа ферратах я читала уже много раз, но пройти ни разу не доводилось! Если я этого не сделаю, то считай, что жизнь моя прошла напрасно!

Команда наша собралась тут же, оказалось, что именно с целью посещения виа-ферраты Надя даже снаряжение предусмотрительно с собой прихватила на четверых (Кстати, посещение «нашей» виа ферраты — бесплатно, никто не контролирует вход-выход, не проверяет наличие снаряжения и твою способность пройти феррату, — все на твой личный риск! А вот прокат комплекта снаряжения стоит весьма недешево — 25 евро). Решено: завтра ребята отправляются с гидами в поход к горному озеру, а мы — осваивать новый для себя вид деятельности — подъем по виа феррата!



Поскольку термин этот знаком не многим, приведу с небольшими купюрами цитату из Википедии (в принципе, любой желающий легко найдет в сети много информации на эту тему)


«Виа феррата — термин, принятый в области альпинизма. Обозначает он скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, помогающими преодолевать его с бóльшей скоростью и меньшими затратами энергии, чем при скалолазании в его обычном понимании. Как правило, этот участок оборудован страховочным канатом или цепью, идущими вдоль этого участка и фиксированными на скале находящимся на некотором расстоянии друг от друга стальными анкерами. Упоры для ног — либо естественные (скала), либо стальные скобы, штыри или рифлёные пластины небольшого размера. Участок может быть выполнен и в виде металлических лестниц …
Виа ферраты так называемого «спортивного типа» могут иметь в своём составе также навесные переправы или подвесные мосты, состоящие только из натянутых параллельно канатов …В переводе с итальянского языка Via Ferrata означает «дорога из железа» Основоположницей виа феррат является Австрия — самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. …Длина и сложность виа феррат варьируются … — от горизонтальных участков длиной в пару сотен метров до участков-рекордсменов с протяжённостью более 2 километров и перепадом высот более 1000 метров. …

Ежегодно на территории Альп строятся примерно 50 новых виа феррат… Итальянские Доломиты известны как настоящее Эльдорадо для «ферратистов» — здесь обилие сложных, длительных, часто «лестничных» виа феррата. Франция и Швейцария стали строить такие участки в последнее время, поэтому в этих 2 странах эти участки технически самые совершенные.»





Добавлю только, что степень сложности ферратных трасс оценивается по пятибалльной шкале. И, как потом выяснилось, наша феррата, с подъемом на 350 метров над долиной Кандерштега, лицом в грязь не ударила — Четверочка!



Ну, а пока мы только начали свой многотрудный подъем и вот уже Надя начала подниматься по штырям. Ничего, вроде идется. Какой-то момент подсказываю ей, как использовать не замеченный ею штырь и по благодарному взгляду понимаю, что это был сложный момент. Учтем-с! Иду за Надей. Виктор, ее муж, уверенно передвигается по длинному горизонтальному участку, идущему по совершенно гладкой скале. Выглядит страшновато. Ну что ж, вперед! Ноги, не подведите! Постепенно ноги начинают понимать, что от них требуется, и что обратной дороги быть не может при всем желании: сегодня воскресенье, и снизу за нами по скале уже растянулась цепочка таких же искателей приключений. Поэтому только вперед! Пока смотрела в разные стороны и даже пыталась что-то снять, заметно отстала, а сзади уже подошел наш четвертый спутник — Олег. Он так же, как и я увешан фототехникой и отчаянно пытается совладать со всем этим болтающимся и страшно мешающим снаряжением. Обмениваемся понимающими взглядами и стараемся ускориться. Относительно, конечно, здесь не побежишь.

Суть перемещения по виа феррата состоит примерно в следующем: придерживаясь за толстый трос, по которому скользят два карабина самостраховки, или за скалы (если это удается) аккуратно переставляешь ноги со штыря на штырь. Иногда, когда идет подъем делать это несложно, но при траверсах приходится перекрещивать ноги, как балерина, что (почему-то!) вызывает некоторый приток адреналина, особенно, когда приходится «распутывать»ноги или пытаться умостить обе ноги на одном штыре.
В таком случае неминуемо взгляд фокусируется на непослушных ногах, выхватывая и пространство пустоты под ними. Мне-то немного проще с моей почти ежедневной «беготней» по веревочному городку в Илису. Там, хоть и небольшая высота по сравнению с нашим нынешним маршрутом, но ощущения те же, поэтому чувствую себя намного свободнее, сочувствую своим спутникам, у них явно давно не было высотного опыта.
Кроме перемещения по штырям нужно в местах закрепления троса по одному перестегивать карабины самостраховки (для этого их и нужно две штуки, чтобы в момент перестегивания не остаться без страховки). Опять же: совершенно аналогичный способ страховки применяется и на веревочных городках, поэтому делаю это все почти автоматически.



Пока руки-ноги выполняют свою работу, думаю, как интересно было бы сделать что-то подобное у нас. И где? И как? Столько вопросов возникает сразу же, что решительно встряхиваю головой и говорю себе: «Потом, не отвлекаться!»

Периодически для разнообразия штыри сменяются лестницами, иногда на смену им приходят прямоугольные скобы, это, чтобы не скучно было. Хотя, зря это. Скучать совершенно не получается: чем выше мы поднимаемся, тем более потрясающие виды открываются вокруг! Даже описывать нет смысла. Это нужно только видеть! Ощутить этот воздух, дышащий свежестью горных ледников, легкие порывы ветерка, приносящие водяную пыль с водопада, грохочущего рядом, увидеть неторопливое плавное скольжение в небе рядом с тобой, выше и ниже десятков парапланов, парящего орла, красные вагончики канатки, в которых можно разглядеть лица людей, взирающих на нас, карабкающихся по скале, с удивлением и, чего уж там, уважением и восхищением(здесь это хорошо понимают и любят).



Наконец, подходим к самому водопаду. Здесь нам по тросовому мосту нужно будет переправиться прямо над потоком (вернее, не над, а скорее как бы сбоку, т.к. поток падает вниз, а трос натянут в отдалении в несколько метров от водопада). Ступаю на мост, который представляет себя сдвоенный трос для ног и по тросу с боков на уровне пояса — для рук и страховки. Ловлю языком воздушную влагу, с удовольствием подставляя лицо брызгам. Жарко сегодня!



Переправившись через водопад, берем небольшой тайм-аут. Чтобы напиться, отдохнуть, обменятся впечатлениями и пропустить вперед себя группу молодых и очень амбициозных ребят, бросающих на нас недовольные взгляды каждый раз, когда кто-то из нас приостанавливался, чтобы сделать фото.

Здесь, после мостика, — большая просторная травянистая площадка, скамья для отдыха, ящик для сбора пожертвований на поддержание тропы в рабочем состоянии, и есть еще книга, где можно что-нибудь написать. Пока молодежь торопливо удаляется к следующему скальному участку, собираю горсть вкуснющей ароматной, согретой солнцем малины. И вот мы уже опять рвемся в бой!



Тем более, что впереди — что-то новенькое! Такого мы еще не видели. Скала нависает над нами большущим карнизом, поэтому маршрут, начинаясь под карнизом, выводит к системе лестниц, первая — горизонтальная уводит путника от скалы метров на 5-7, а затем переходит в вертикальную лестницу, которая, изворачиваясь спиралью на 360 градусов, позволяет подняться на край карниза. Немного воздушной эквилибристики и вуаля! Опять утыкаюсь носом в такие ставшие уже родными штыри.





Второй участок пути показался проще, хотя думаю, это просто произошло «врабатывание». Набивались очередные синяки, появлялись новые царапины, а мы упрямо двигались вверх.




В какой-то момент выходим ко второму мосту. Здесь все несколько посложнее: трос под ногами — один, а на боковых тросах нужно будет перестегивать карабины, раскачиваясь на 250-метровой высоте. Хотя, после 10-15 метров разницы уже нет, сколько под тобой…Теоретически…Можно, в качестве альтернативы, переправиться по этакой разновидности троллея, но, он почти горизонтальный, в конце приходится подтягивать себя по тросу, чтобы добраться до противоположной скалы. Спасибо, троллей у нас и у самих дома есть, да покруче, мы уж — ножками, по тросику… Честно, если для моих спутников эти мостики оказались чуть ли не самым волнующим этапом, то меня они вовсе не впечатлили, я больше адреналина получила в самом начале пути…



Пока ждем своей очереди на прохождение моста опять задумываюсь о том, как бы можно было организовать такие маршруты у нас, в Азербайджане. Понятно, что виа феррата дает возможность огромному количеству в общем-то неподготовленных людей почувствовать огромную гамму чувств, приправленную большой ложкой адреналина, при этом гарантируя практически полную безопасность для участников. Практически, потому что все же есть вероятность падения сверху какого-нибудь шального камня или вероятность того, что сам участник вдруг почему-то отсоединит одновременно оба страховочных конца от троса и в этот момент потеряет равновесие и упадет, или плохо ему станет от излишнего волнения… Но это совсем маловероятные события. А так виа феррата — замечательный современный аттракцион, дающий людям почувствовать себя на какое-то время героическими восходителями, скалолазами, суперменами. Виды, открывающиеся с верхних точек виа ферраты необычны, да и достичь этого места иначе могли бы только единицы — настоящие скалолазы. И то, — далеко не все. Ведь проходить такого типа сложные скальные маршруты по отвесным гладким скалам могут только достаточно опытные спортсмены.

Таким образом, с одной стороны мы имеем явные плюсы для создания виа феррат: и познавательные и популяризационные и коммерчески-рекламные! Ведь создание ферраты в каком-то месте сразу же сделает его значительно более популярным и посещаемым.



А есть ли минусы? Оказывается, есть!
Вот уже не первый десяток лет среди горовосходителей всего мира идут споры о «чистом» прохождении маршрутов. Сторонники чистых прохождений говорят о том, что восходитель в горах не должен оставлять после себя ни одного забитого в скалы крюка, ни одной провешенной веревки. Особенно остро этот вопрос стоит в горах, являющихся центром притяжения для альпинистов со всего мира — в Альпах, в Гималаях, на Центральном Кавказе…

На самых популярных маршрутах в тех же Альпах «живого места» на скалах нет — каждая группа оставляет после себя «подарки» в виде забитых «навечно» крючьев и шлямбуров. Проблема еще и в том, что пользоваться «чужим железом» опасно — неизвестно, насколько долго уже забит этот крюк, выдержит ли он нагрузку в случае срыва. С этой точки зрения виа феррата — квинтэссенция «нечистого» прохождения. Вот и думай, какая чаша весов перевесит?

С одной стороны — популяризация тех же самых горных видов спорта, ведь вполне вероятно, что из десятков, сотен, тысяч прошедших обязательно будут те, кого альпинизм и скалолазание увлечет уже по-настоящему. А с другой стороны — явное антропогенное воздействие на кусок скалы. Кто знает, может быть завтра тот же новоиспеченный альпинист станет ратовать за чистоту восхождений…



Последний участок метров в 30 высотой проходил по совсем уже гладкому и отвесному участку скалы, но мы неутомимо передвигались вперед и вверх, и уже ничто не могло нас удивить или напугать. И, когда мне под ноги вдруг легла тропинка, я даже остановилась от неожиданности и разочарования, а потом с грустью посмотрела назад — в небо, понимая, что только что закончился один из волнующих и прекрасных моментов моей жизни. Я, имея за плечами большой опыт различных горовосхождений в разных уголках мира, мастер спорта по скалолазанию, тем не менее была очарована, покорена этим новым для меня опытом.

Запах разогретой солнцем хвои щекотал ноздри, и мы, словно разучившись вдруг ходить, делали первые неуверенные шаги по узенькой тропке, бугрящейся отполированными сотнями ног корнями толстенных елей. Вроде бы, я должна была ощущать радость и облегчение, но почему-то накатила такая вселенская печаль… Молча закидываю рюкзак на спину и ухожу ото всех по тропе вперед, к обычной жизни, к людям, к традиционным способам передвижения по горизонтали, ко всему другому, кроме того, что осталось позади в моем опыте, в моих воспоминаниях, и что носит такое красивое имя: ВИА ФЕРРАТА.





Теги: виа-феррата, via Ferrata, туризм, Альпы
Автор: Фото: Кенуль Асадова, Фидан Мамедова, Надежда Мельничук, Виктор Чернов, Евгения Наджафова. http://najafovs.net
Просмотров: 284
Опубликовано 2017-03-01 в спортивный туризм

comments powered by Disqus