Альпинизм: Что такое «хорошо», и что такое «Плохо»



Мы занимаемся альпинизмом. Альпинизм я определил бы так:

«Альпинизм – общественное явление, стремление части членов общества к преодолению в горах и на скалах созданных природой препятствий. Оно включает следующие основные направления:

  • Горовосхождения - подъем на горные вершины, часто по сложным, труднопреодолимым маршрутам.

  • Скалолазание – передвижение человека по скале любой протяженности и абсолютной высоты, без страховки или со страховкой, с установленными предварительно точками страховки или устанавливаемыми в процессе преодоления скалы, без технических средств на преодоление («чистое лазание») или с их использованием («искусственные точки опоры», «драйтуллинг»).

  • Ледолазание – преодоление с помощью специального снаряжения крутых ледовых стен и склонов: на ледниках, горных склонах, замерзших водопадах и пр.


Скалолазание и ледолазание могут быть элементами (составными частями) горовосхождений, но могут быть и самостоятельными дисциплинами для самосовершенствования и (или) соревнований.

Уже на этапе определения наименований мы сталкиваемся с первым «плохо». То, что понятно простому человеку из самих названий (скалолазание - лазание по скале, ледолазание - по льду соответственно), для «посвященного» обозначает совершенно другое, а именно:

Альпинизм для нашего «посвященного» = горовосхождения. Скалолазание – не альпинизм!

Скалолазание - вид спорта, где спортсмены участвуют в соревнованиях, проводимых на искусственных скалах, в дисциплинах боулдеринг, трудность и скорость. Иногда скалолаз может себе позволить полазать «по естественному рельефу»- так неестественно сейчас называют скалы. Но тот же боулдеринг или короткие спортивные дорожки. Трэд скалолазанием у нас не считают: это альпинизм. И не важно, что человек по скале лезет! Но ведь лезет «со своими точками»! Значит – альпинизм!

Ледолазание наше часто вообще без льда обходится. Иногда проскальзывают объявления: «На скалодроме таком-то состоится мастеркласс по скалолазанию» На наивный вопрос: «Что, там сосулю наморозили?» на тебя смотрят, как на человека не в теме. И пусть во всем мире лазание по скале с ледовыми инструментами и в кошках называется драйтулингом и является одним из направлений скалолазания: мы называем, как хотим. А по моему, ледолазание без льда, что свадьба без невесты!

И так, основные понятия у нас искажены до неузнаваемости, и это плохо. Ну да ладно. Соглашаемся и привыкаем к новому пониманию старых слов. Попытаемся вникнуть глубже.

Альпинизм=горовосхождения=подъем на горные вершины, часто по сложным, труднопреодолимым маршрутам. Но подниматься можно разными способами.

Например, на вершину ведет трудный крутой скальный гребень. По нему поднимается
Двойка в связке, идут лазанием, страхуясь. Это альпинизм? Да, и с этим согласятся все!

Другая крайность. По этому гребню установили опоры и провели канатную дорогу, а на вершине построили бар. Народ канаткою поднимается на вершину. Это альпинизм? Нет, скажите вы, и будете правы.

Значит, граница между альпинизмом и не альпинизмом лежит где-то посередине. Где?

На заре альпинизма снаряжения не было, и восходителям требовались высокие личные качества для прохождения маршрута, как физические, так и психические, волевые. По мере роста сложности маршрутов появлялось новое снаряжение, позволявшее легче и безопаснее подниматься на вершины. Но на первом месте, для прохождения все более сложных маршрутов, требовались от восходителя все те же физические и психические качества, и все более высокая техника передвижения по горному рельефу (скалам, льду, миксту, снегу).

В этот период были пройдены многие маршруты, которые и сейчас вызывают не только уважение, но и восхищение восходителями того времени. Многие дошли до предела своих возможностей, пытались его перешагнуть. Естественный отбор с одной стороны, фанатизм лучших клаймеров того времени с другой, заставляли их много тренироваться, самосовершенствоваться, отдавая этому жизнь. Маршруты становились все сложнее.

Но вот в мире произошла техническая революция. Она коснулась всех сфер жизни человека. И горовосхождений то же. Производители снаряжения выкинули на рынок множество разнообразнейшего снаряжения. И термин «непроходимый маршрут» из альпинизма исчез. Оказалось, что с этим снаряжением можно пройти любой маршрут, с большей либо меньшей степенью риска в зависимости от объективной опасности этого маршрута. И для этого нет необходимости калечить себя тренировками: купи нужное, научись им пользоваться – и вперед, на любую стену. Примеров много. Вот некоторые:

Yosemite - борьба за Эль Капитан. Пока лучшие скалолазы во главе с Роял Робинсом, забросив все, жили в лагере 4, самосовершенствуясь в лазании для прохождения все более сложных маршрутов на Эль Капитан (и проходя их в красивом стиле), Уорен Хардинг (что знаменательно - строитель по профессии), в 1970 г, забив более 300 анкеров вручную, проходит в «индустриальном стиле» гладкую Dawn Wall.

Хардинг на ДаунВолл
Хардинг на ДаунВолл


Cerro Torre, Патогония, 1970 г. Чезаро Маэстри с компрессором (100 кг), пневмоперфоратором, забив более чем 400 анкеров проходит в одиночку неприступную юго-восточную стену, провесив всю её веревкой.

Маэстри с компрессором перед маршрутом
Маэстри с компрессором перед маршрутом


А сам компрессор подвесил в конце маршрута:



Маршрут получает название «Компрессор».

Хардинг и Маэстри – выдающиеся альпинисты. Но они дали сообществу плохой пример.

Народ, раскупив все, что есть на полках магазинов альпснаряжения, кидается на стены. Рождается Биг-вольный (капсульный) стиль. Километры веревки, сотни крючьев, карабинов, платформа с палаткой, месячный запас воды и еды позволяют метр за метром ежедневно насиловать стену. И добиваться успеха!

На восьмитысячники в коммерческих экспедициях толпы по провешенным перилам стоят в очередях, что бы за вздорные 60-80 тыс.долларов взгромоздиться на вершину. Фирма обещает, что получив от неё весь комплект снаряжения, одежды и кислород, по перилам, с отдыхом в установленных гидами лагерях на Эверест сможет подняться любой здоровый человек.

19 мая 2012: проход через Ступень Хиллари, узкому, 12-и метровому скальному участку, чуть ниже вершины Эвереста. В этой очереди своего прохода альпинисты ожидали более 2-х часов! В этот день на вершину Эвереста взошли 234 человека и четыре человека погибли
19 мая 2012: проход через Ступень Хиллари, узкому, 12-и метровому скальному участку, чуть ниже вершины Эвереста. В этой очереди своего прохода альпинисты ожидали более 2-х часов! В этот день на вершину Эвереста взошли 234 человека и четыре человека погибли


Ведущие клаймеры в шоке: годы тренировок, жизнь, отданная горам и скалам, оказывается легко замещаются современным снаряжением! Жертва оказалась напрасной! В спортивном альпинизме наступает кризис: если любой здоровый и настырный житель города, уйдя на работе в очередной отпуск, успешно лезет километровую гладкую стену, то зачем мы потратили столько сил и времени на самосовершенствование?

Это тянулось лет десять, пока кто-то первый из пустившихся «во все тяжкие» клаймеров, выкурив очередной косяк анаши или допив остатки виски (водки, кто - где и как), не прозрел: «Ребята, а кто нас заставляет использовать все это барахло? Нацепишь все это - и ты как елка на Рождество, весь в игрушках. Тут висят крючья. Там камы. Здесь закладки, тут оттяжки, скайхуки, камхуки, копперхэды, топорики, якоря, кордатлеты, петли, молоки, дейзики, лесенки… А еще километры веревок, зажимы, платформы, баулы…»



Родилась новая концепция:

  • Из двух восхождений по одному и тому же пути лучше то, на котором использовалось меньше снаряжения.
  • Чем меньшим количеством снаряжения ты обходишься на сложном маршруте, тем выше твое достижение.
  • Важно, не что ты прошел, а как ты это сделал.
  • Качество и стиль решения проблемы, важнее, чем собственно решение.


Часть снаряжения и приемов, ранее считавшиеся приемлемыми, сегодня в сообществе осуждаются как не спортивные, слишком упрощающие восхождение.
К ним относятся:

  • анкера и шлямбурные крючья
  • перфораторы для забивки анкеров
  • скайхуки- дырочники, как виток шлямбурной техники на новом уровне
  • айс-фифи от ноги, превращающие передвижение по крутому льду в детскую забаву
  • применение для передвижения по маршруту закрепленных веревок (перил по нашему)
  • свободное лазание значимее передвижения на ИТО,


Применение этого снаряжения и этих приемов и тактик сообществом осуждается. Не можешь обойтись без него – выбери маршрут попроще, по твоим силам! ЭТО ПЛОХО! Запомни, сын, так делать нельзя, некрасиво: ЭТО ПЛОХО!

И в альпинизме на смену кризису пришел расцвет спортивности. Биг вольный капсульный стиль на стенах и гималайский в больших горах сообщество осудило как не спортивные, осадные стили. Возобладал опять альпийский стиль. Появились и новые его реинкарнации: фаст-н-лайт, нонстоп - требующие сверхвыносливости и отказа от большей части снаряжения для быстрого прохождения маршрутов. Эстеты занялись «высвобождением» маршрутов, стремясь пройти ИТО-шные маршруты свободным лазанием. Лучшие высотники на восьмитысячники по сложным путям идут в альпийском стиле, и без кислорода. В альпинизме началась новая эра.

Конечно, речь идет о лучших. Начинающие любители ходят, как могут. Чаще всего с гидом или инструктором. Но и они стремятся к саморазвитию. Совершая восхождения, они должны понимать истинную их ценность – смог бы ты совершить его, как минимум, пройдя весь маршрут первым? Со страховкой, конечно! Не смог бы? Значит, рано тебе ходить эту сложность, выбери, что попроще!


Короткий исторический экскурс



Многие из маршрутов, и сегодня для многих наших альпинистов считающихся эталоном спортивности, были пройдены в конце 19-начале 20 века. Практически без снаряжения. Только за счет личных качеств альпинистов:

  • Ушба Северная (сегодня 4Б) 1888 г Д.Коккин- У.Альмера (в двойке)
  • Дыхтау, северный гребень 4А 1888 г Д.Коккин, Хольдер и Вуллей
  • Дыхтау, юго-западный гребень 4Б 1988 г А. Муммери и Цурфлу
  • Шхара по Северо-Восточному гребню - 5А 1988 г Коккин, Альмер
  • Джангитау, северо-восточный гребень 1988 4Б г Д.Коккин
  • Шхара по Северному ребру 5Б 1930 г X. Томашек,


И многие другие знаковые маршруты во всех горах мира. Без ледобуров. С тяжеленными скальными крючьями и кувалдой для их забивки. На восьмизубых кошках. БЕЗ ЖЮМАРОВ И ПЕРИЛЬНЫХ ВЕРЕВОК! И не в горитекс с софтшелами одетые, а в брезентуху.

Ну а те из маршрутов, что сегодня стоят 1Б-3Б они вообще ходили одновременно, почти без страховки. Альпинисты!

Вспоминается пару лет назад сеанс связи в Безенги.
Ю.С.Саратов (9-00): «Иванов (фамилия изменена), где находишься?»
Иванов: «Гидан 1Б под ключом».
Через три часа Юрий Сергеевич: «Иванов, ты где».
Иванов: «Заканчиваем прохождение ключа».
Саратов: «Почему так медленно?»
Иванов: «Да по перилам медленно идут, десять человек все же»
Саратов «Какие на 1Б перила, инструктор Иванов!» Через минуту добавил: «Бывший инструктор».


Вопросы, вопросы, вопросы

Что же случилось с нами, теперь с трудом по перилам проходящими эти маршруты? Почему на единичках-тройках провешивается чуть ли не весь маршрут веревками и народ, воображая себя альпинистами, по ним лезет на вершину? По маршрутам, которые наши далекие предшественники проходили легко и красиво, практически без снаряжения? И, главное, для чего нам это? Чтобы набрать в клетку двоек – троек и разряды закрыть? Или чтобы гордо причислять себя к альпинистам, в одном ряду с Р.Меснером, Е.Кукучкой, А.Хубером, Д.Поттером и остальными Хардингами с Робинсами?

Почему альпинизм мы подменяем игрою в альпинистов?

Ла-Манш можно переплыть по разному. Плаванием. Или на весельной лодке. Или на пароме. И все это мы называем одинаково: переплыть. Но в первом случае - это спортивное достижение. Во втором – приключение. В третьем - прогулка. И здесь все понимают ценность каждого такого достижения.

Почему же в нашем альпинизме не важно, как ты достиг цели: поднялся на вершину? Даже, если тебя занесли, затянули полиспастом? «Всем сестрам по серьгам», чтобы обидно не было! И мы засчитываем на разряд маршрут, не зависимо от того, как он был пройден. И каждый из нас считает себя альпинистом.

Примечание. Часто спрашивают: «А если первый прошел участок на ИТО, второму что, тоже ИТО-шить?» Нет второму по перилам надо подниматься: то же ИТО получится, но по веревке.

И еще, «запрещенное» снаряжение и неспортивные тактики допустимы, но в экстремальных ситуациях, когда речь идет не о восхождении, а о выживании: в непогоду, при травмах и заболеваниях, неожиданных осложнениях и т.п.

И последнее. Альпинизм – искусство, творчество. Мы принимаем за аксиому слова Д.Ханта «Пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм. Когда он начинает приспосабливать гору для своих целей, это строительные работы». Поэтому очень важно честное и красивое достижение цели. Не любыми средствами. Ценен не сам маршрут, а стиль его прохождения.

Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – это наша жизнь, её цель и её смысл. И те, кому такая жизнь подходит – присоединяйтесь!

Автор: http://alpclub.ucoz.ru
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ