Азия ждет!

Перламутровые (это наша подземная четверка)

• Русских Иван

В - Леха, какие 380????
Л- Сейчас перезагружу лейку
В - Все окей, Ванька пиши 400

Кажется приехали, пора на поверхность из холода к солнцу.

С 1 по 21 августа 2016 успешно прошла очередная экспедиция по изучению карстовых массивов хребтов Ходжа-Гур-Гур-Ата и Чульбаир, находящихся в Байсунском районе Сурхандарьинской области на юге Узбекистана. Экспедиция организована Екатеринбургским городским клубом спелеологов (СГС) и Ассоциацией спелеологов Урала (АСУ).
В экспедиции приняло участие 26 человек из разных городов России (Екатеринбурга, Оренбурга, Челябинска, Миасса, Губахи, Казани, Самары и Нижнего Тагила), а также спелеологи из Украины и Италии.

Я давно хотела поехать в Азию… но несколько лет подряд уезжала в другие экспедиции. В этом году все-таки решилась и купила билеты. Лететь придумала из Питера в Екатеринбург, чтобы оттуда уже вместе с основной частью группы лететь в незнакомую и такую далекую страну.

Решив все проблемы погрузки груза в самолет мы долетели до Ташкента, где нас уже ждала машина до Самарканда. Мне очень понравились все эти названия, красиво звучат. В Самарканде мы поселились в кемпинге с “бассейном”. Иногда в нем купались наши ребята, иногда местная собака с мячиком.

Пора было идти за продуктами и просто прогуляться и посмотреть город. Интересно же как ту все устроено. Нам на 150 долларов выдали мешок местных денег и мы отправились на поиски приключений.

Самарканд оказался очень красивым и цивилизованным городом, чего не скажешь в дальнейшем о других маленьких городах.

Все транспортные мешки упакованы, рюкзаки собраны и загружены в ГАЗ-66. Паспорта сданы и оставлены на регистрации. Мы готовы в путь! Скорее в горы!

Заброска на машине была довольно веселая, мы ехали по жаркой, ветреной и очень пыльной дороге, общались и замечательно провели время. Позже мы должны будем разделиться на три группы, которые работают в разных районах массива и встретятся снова только в конце экспедиции.

Машина довезла нас до конца дороги, далее мы распрощались с остальными группами и наш путь к пещерам и месту лагеря должен был пролегать через непростые горы и длиться два-три дня. Перед заброской нам сказали, что ограничение по весу 16 кг. Не понимаю, как можно уложиться со всем снаряжением и вещами всего в 16 кг, и мне честно это не удалось. Возле машины нас ждали ослики, правда они были не так рады видеть нас, как мы их.

Было очень жарко и пыльно, но девочкам там нельзя ходить в маечках и шортиках, поэтому пришлось надеть штанишки и кофточку, а все остальные части тела намазать кремом от солнца и закрыть арафаткой.

Наша задача была выбрать себе осла посимпатичнее и бежать рядом с ним, чтобы он никуда не свернул, не упал (в прошлых экспедициях ослики падали с тропы, сами калечились и разбивали генератор). В сложных местах приходилось их поддерживать и помогать переходить скальные участки тропы. А еще их нужно считать периодически. Потому что в одной из экспедиций при заброске, одного осла украли прямо с тропы вместе с вещами (хорошо в вещах был паспорт и местным пришлось вернуть осла, потому что без паспорта были бы большие проблемы в этой стране).

В первый день мы прошли довольно много. Но вместе с осликами это было не сложно, они несли большую часть груза, мы несли только ценный груз, который можно разбить.

Далее наш путь становился более крутым и ослики дальше не могли с нами идти, мы погрузили все на себя и стали подниматься все выше и выше, к большой скале, высотой более 350 метров, под которой должен стоять наш лагерь. Там был родник

Те у кого не было горной болезни и хватало сил, делали по несколько ходок с вещами наверх и в этой экспедиции у нас получилось заброситься за два дня, хотя вторая часть пути была довольно крутая и достаточно сложная в прохождении с большим количеством груза. И вот мы в лагере.

Высота 3100 м. И очень красивый вид из палатки, но по утрам очень жарко. Ребята решили облегчить нашу ношу и не взяли общий тент, поэтому утром от палящего солнца прятаться было некуда и мы “загорали”.

Поставив лагерь, мы пошли смотреть окрестности, потому что в ближайшее время должны были уйти глубоко под землю, и очень хотелось насладиться теплотой и красотой наземного мира.

Нас манила и удивляла огромная стена, мне казалось, раньше я таких не видела, под горой в некоторых местах лежали разбитые самолеты, следы древней навигации.

Поставив лагерь, мы собрали транспортные мешки, личные вещи, палатку, спальники, пенки, гидрокостюмы, восходительное снаряжение и еще много всего и отправились в пещеру. Жить мы там планировали 11 дней.

Пещера Дарк Стар. Я много про нее слышала и очень хотела в нее сходить. Путь к ней пролегал сначала минут 40 по тропе до начала подъема по скале, а далее метров 150-200 подъема по веревке.

Вход в пещеру большой и просторный. Первые метров 200 хода ледяные и очень красивые, снежные и ледовые колонны, натеки и снежинки. В какой–то момент выходишь в другую часть пещеры из-под огромного ледника и далее начинается уже другая пещера, не намного теплее, но уже без льда.

Почему-то парни сказали – будем жить под землей в гамаках. Мне вот эта идея не понравилась еще на поверхности. Я помню когда-то спала несколько раз в гамаках просто днем и потом, просыпаешься и такое чувство, что не спал в нем, а боролся за выживание.
А спать в пещере в гамаке мне казалось вообще геройством (мокро, холодно, темно, неровно, не выспался…и как дальше жить). Парни сразу сказали, палатку поставить там негде и площадку построить мы не сможем, потому что там не из чего строить…
Я немного загрустила, но не поверила, ни разу еще не было такого, чтобы в пещере негде было поставить палатку. Место есть всегда.

Главное упорство и желание, поэтому я на всякий случай взяла с собой пол-литра коньяка и попросила взять палатку, а гамаки если что положим под пенки, чтобы было мягче и по дороге к лагерю мечтала о теплой палатке и комфортном лагере.
И вот прошло двое суток спуска, и мы на месте, сначала пещера была комфортной, но мне все время было холодно, я сначала думала, что это акклиматизация, но потом когда в какой-то из выходов я одела под гидрокостюм пуховку и не вспотела, я поняла, что в пещере таки очень очень холодно.
Так я еще нигде не мерзла. И после этой экспедиции, экспедиция по исследованию пещеры Нахимовской, показалась очень теплой, и даже ныряние в сифон, без забытого дома оптюратора, показалось теплой ванной.

Первая часть пути была по красивому и приятному меандру, далее такое впечатление, что попадаешь совершенно в другое измерение, становится намного холоднее, дорога достаточно не проста в ориентировании и много подъемов и спусков в глубоких и широких меандрах совершенно без страховки. А это и весело и грустно, но чаще страшно! И вот мы именно на том месте, где ну никак не поставить лагерь. Зал небольшой и по нему течет ручей. Пол-литра коньяка на четверых, один молоток, 8 рук и два часа времени и комфортный подземный лагерь палаточного, а не гамачного типа в Перламутровом зале был готов.

За 11 дней нашей подземной жизни произошло много всего интересного. Было несколько выходов в новую часть с восхождениями. Леха поднимался в большие колодцы с неимоверной скоростью, я стояла внизу и мысленно его страховала и молилась, чтобы он не упал, потому что даже страшно было подумать, что будет, если это произойдет.
Мы шли по ходу все выше и выше и с каждым днем все дальше и дальше, мерзли достаточно сильно. Потому что в гидрокостюмах ходить было неудобно в узких меандрах, а без гидры намокаешь почти сразу, и дальше идет борьба за выживание, а не исследование и поиск чего-то нового и зовущего.

Через три дня нашей подземной жизни к нам должны были придти друзья, мы приготовили еды и очень их ждали. День, вечер, ночь … их нет… ночью мы проснулись, посмотрели на часы – три ночи - никого, а по нашим расчетам они должны были придти еще в 22 часа. Утро, так никто и не пришел. Мы очень надеялись, что все будет хорошо, но проснувшись, позавтракали, собрали аптеку, спальник, пенку, примус и остатки бензина и пошли искать друзей. Через полтора часа пути мы нашли в узком меандре два транспортных мешка, по ним мы определили, что борьба с мешками имела место (в мешках было рассыпано кофе и мешки были в печальном состоянии), а вот борьбы за жизнь не было.
Теплые вещи друзей были сухими и чистыми и лежали рядом с мешками в меандре. Мы забрали мешки и вернулись в лагерь. На следующий день друзья взяли тех, кто знал дорогу и пришли к нам в гости
Мы были рады.

За все время в подземном лагере мы взошли более 150 метров по вертикали и отсняли более полукилометра ходов вверх по ручью от колодца с названием ”Скалодром”. Топосъемка в этом волшебном и холодном месте была особенная. Мы же сильные и конечно же никто не скажет, что замерзает и хочет в лагерь, топосъемка же делается медленно нудно и долго, и не спасает ни пуховка, ни еще теплый взгляд напарника и только когда ты говоришь: “Штурман приборы?”, а напарник отвечает тебе уже в пятый раз, но не может четко это сказать, ты смотришь на него и видишь что он уже синеет, и понимаешь - тааааак пора срочно в лагерь, на сегодня хватит.

А потом один из нас заболел, непонятно чем, с температурой 39, но мы ему об этом не говорили… все посмотрели на меня и сказали, лечи и ушли на очередную смену-топосъемки. Че с ним делать и от чего лечить я не знала, поэтому сразу стала лечить от всего от чего умела, потому что скоро на поверхность выходить, к теплу и солнцу, и очень хотелось, чтобы он туда пошел сам, а не тащить его в этих высоких и стремных меандрах, известными для нас способами, но не удобными для команды.

Ребята вернулись со смены, из-за холода и долгой смены у них в пикетажке даже получился азимут 400, но это было уже не так важно.
Завтра наверх, прошло 11 дней подземной жизни и поэтому на поверхность к солнцу очень хотелось. Мы были все бодры и готовы к очередной борьбе с мешками, меандрами, холодом.

И оно того стоило! Вышли на поверхность ночью, выйдя из холодной части пещеры мы в большой трещине выхода увидели огромную луну и теплое дуновение ветра в лицо, это было незабываемо, мы сели рядом с друг другом и полчаса смотрели на луну и звезды, каждый мечтал о чем-то своем и было просто хорошо. Жаль, что наши фотоаппараты не смогли запечатлеть этот момент, но он навсегда остался у нас в сердцах.
Наша замечательная подземная команда – Перламутровые, нас так назвали по названию зала в пещере, в котором мы жили.

В то время, пока мы были под землей, наши друзья работали в еще одной пещере и шли нам навстречу, и как оказалось потом, по карте, мы могли встретиться. Но нам просто не хватило нескольких дней, но мы были рядом и в той пещере они нашли вот таких птеродактилей какой-то доисторической эпохи.

И вот наша команда снова в сборе в поверхностном лагере. Заряжаем наши гаджеты от палящего азиатского солнца, рассказываем разные истории, что и с кем произошло за эти дни пока мы были все не вместе и готовимся в сброске, не менее тяжелой, чем заброска.

Сброска оказалась намного сложнее, чем казалась вначале, перестирав все мешки, мы собрали в них вещи и стали переносить наш груз к месту, откуда нам уже могли помогать ослики, но туда путь пролегал по очень крутому спуску, с тяжелыми рюкзаками там очень сложно спускаться. В какой- то момент помню - музыка в плеере, потом полет, два раза видела небо и свои ноги вверху, и когда остановилась, увидела бледные лица друзей, наверное, полет был красивый, но Че сразу бледенеть-то?. Друзья помогли встать - вроде целая. Все хорошо.

И тут один друг говорит – Ли, ты разбила телефон. Я подумала – спасибо господи, что взял деньгами (телефон был на тот момент совсем новый и мы его брали на самое дно пещеры, чтобы слушать музыку и парни за него переживали, теперь он обновился, но лучше пусть телефон, чем ножка или ручка, если бы не его железный корпус, была бы печалька с рукой). Через 20 метров спуска я поняла, что сломала свою оранжевую палочку при падении.

Потом была ночевка в лагере по пути и пришли ослики, всю ночь они ходили возле палаток и громко кричали, поспать особо не удалось, поэтому я большую часть ночи просидела возле костра, смотря на ту высокую и мощную стену, под которой мы еще вчера пели песни у костра и прощались с ней до следующего года.

Второй день сброски.

После сброски мы поехали в село. Очень колоритное. Единственное что девочкам там ничего вообще нельзя, даже ноги помыть, никуда ходить, все время одет, весь в пыли, жаре и без душа, это была почти пытка, несмотря на то, что кормили вкусно, я мечтала о душе. После гор, пещер и пыльной машины… я вспоминала лагерь на Вороньей в Абхазии, как в прошлом году выйдя из пещеры нас очень вкусно накормили и сделали баню и каждому нагрели по ведру воды, представляете – целое ведро горячей воды после двухнедельного путешествия под землей и баня из полиэтилена.

В этом селе мы пошли смотреть на закат на гору. Село находится в долине и чтобы можно было чем-то кормить скот, около 150 лет назад в скале вырубили и построили проход для того, чтобы местные жители могли выгонять скот по тропе на пастбища на горе. Дорога получилась замечательной и теперь оттуда ослики носят бревна и дрова для приготовления пищи. А коровы и овцы ходят за травой.

Закат был красивый.

А потом мы разъехались по домам. До свиданья горы и пещеры, мы обязательно еще вернемся, вы часть нашей жизни и мы без вас не можем. У вас остается часть нашей души.

А потом был День рождения в Питере и случайно вместо дома я уехала в поездку в Карелию, но это уже совсем другая история.

Официальная часть

24. Spitaleri Giuseppe - Италия
25. Rinaldi Alessandroi - Италия
26. Gianluca Selleri - Италия

В этом году работы велись по трем направлениям:

1. На хребте Ходжа Гур Гур Ата были продолжены исследования новых частей в пещере Дарк Стар, осмотрены входы на стене в районе базового лагеря, осмотрена пещера Исетская, на предмет поиска ее продолжения в сторону Дарк Стар.
2. На Чульбаире было продолжено исследование пещеры ЧБ-15, начатое в 2015 г.
3. В пещере Бой-Булок велись работы в верхней его части (в меандре на отметке +150 и вверху колодца +222).

Результаты экспедиции:

1. На хребте Ходжа-Гур-Гур-Ата

В пещере Дарк Стар на глубине –450 метров недалеко от ПБЛа продолжено прохождение системы Лесостепь, открытой в прошлом году. Пройдены верхние этажи системы, отснято 350 м. Совершено восхождение в дальней части, пройдена галерея длиной более 300 м. Направление галереи – вход R-20 на стене.
В пещере Дарк Стар установлен ПБЛ в Перламутровом гроте на глубине –600 метров. Пройдено и отснято около полукилометра ходов вверх по ручью от Скалодрома.
Также в пещере в районе ПБЛ Готика был найден ход Атлантида с двумя ранее не отмеченными водотоками. Длина новых ходов - более 150 м.
Совершено восхождение к входу на стене в районе репера №16, что привело к открытию новой пещеры, которую назвали Регистан, т.к. пещера содержит большое количество песка и располагается в центральной части исследуемого нами участка стены. Пещера имеет три входа, длина составила 1300 м и глубина 190 м. Пещера развивается в сторону дальней части Дарк Стар (грот Перламутровый). За 100 метров до соединения с Дарк Стар основной ход полностью перекрывается кальцитовой натечкой.
В пещере Исетской совершено восхождение в боковой галерее недалеко от входа. Далее идет узкий меандр, по которому пройдено более 60 м, меандр продолжается вглубь массива.

2. На Чульбаире

Продолжены работы в найденной в прошлом году на стене пещере ЧБ-15 с высотой входа 3540 м. В пещере после серии узостей, очень сложных для прохождения вертикальных меандров и колодцев, исследователи попали в широкую галерею с водой. Всего в пещере отснято 640 м ходов, длина отснятой части пещеры достигла 1089 м, а с учетом пройденной, но не отснятой галереи превысила 1400 м, глубина отснятой части составила 234 м, а с учетом пройденной галереи около 300 м.
Неподалеку от входа ЧБ-15 также на стене были найдены три новых пещеры, две первых находятся в одной вертикальной щели на расстоянии около 15 метров по вертикали и скорее всего, соединятся практически сразу. Пещера номер три оказалась самой интересной, предварительное название ЧБ-17- имеет большой треугольный вход со стены, высотой 3,3 и ширина основания около 2 метров, пройдена около 50 метров широкого хода, заканчивается колодцем заросшим льдом и мощными ледяными сталагнатами (единственная пещера со льдом на Чульбаире).
В сае, под которым развивается пещера ЧБ-15, найдено две пещеры – Медвежья, с лежками и черепами медведей, пройдено около 50 м, и небольшая пещера меандр длиной ходов около 30 м. Обе пещеры продолжаются.

3. В пещере Бой-Булок

На +150 пройдена новая галерея длиной около 500 м, которая идет вверх по направлению к стене и заканчивается локальным сужением.
Проведены работу по уточнению местоположения подземных ходов относительно поверхности при помощи электромагнитного излучателя и GPS навигатора.
В результате экспедиции открыто 5 новых пещер и пройдено более 4 км новых ходов (2740 м отснято).

Выражаем огромную благодарность Александру Пластинину за финансовую поддержку, Игорю Лаврову и Сергею Валуйскому за предоставленное техническое снаряжение, а также: Садыку Джураеву, Национальной компании Узбектуризм и Туристической компании «Asia Adventures» за поддержку на территории Узбекистана. Отельное спасибо Alp.com.ua и компании Восхождение за возможность заряжать наши гаджеты на этом тернистом пути. Исследования пещер в этом районе в 2017 году будут продолжены. Азия ждет…