Швейцарский журналист проехал на электровелосипеде более 11000 километров по Латинской Америке

Если бы Че Гевара захотел сегодня проехаться по Латинской Америке, какое бы средство передвижения он выбрал?
Если бы Че Гевара захотел сегодня проехаться по Латинской Америке, какое бы средство передвижения он выбрал?


Если бы Че Гевара захотел сегодня проехаться по Латинской Америке, какое бы средство передвижения он выбрал? Швейцарский журналист Лука Дзанетти (Luca Zanetti) уверен, что в наши дни вместо своего знаменитого мотоцикла «Poderosa II» («Мощный-2») он сел бы на электровелосипед.
Сам он, не слезая с электрического велосипеда с мотором и аккумулятором, проехал более 11 тыс. километров, сделав при этом 8 600 снимков. Подробности об этом уникальном путешествии — в материале сайта Swissinfo

Целых семь месяцев швейцарский журналист Лука Дзанетти вел «двойную жизнь», поклоняясь сразу двум «возлюбленным». Одной из них была надежная двухколесная машина, наследница «неубиваемых» швейцарских военных велосипедов, которая несла его по дорогам Латинской Америки, чья энергия и неудержимый темперамент были для него источником сил и вдохновения. Сегодня он рад, что это путешествие завершено, на второй такой «роман в двух лицах» у него уже просто не будет сил.

Бесконечные дороги временами были просто направлениями — и все равно они каждый раз приводили к намеченной цели.
Бесконечные дороги временами были просто направлениями — и все равно они каждый раз приводили к намеченной цели.


Но при этом каждый раз, вспоминая бесконечные дороги этого континента, думая о людях, с которыми свела его журналистская судьба, он невольно замолкает и в глазах у него появляется очень необычное выражение, в котором можно различить тоску, радость, усталость и восторг от соприкосновения с самыми настоящими чудесами: запахом влажной земли, морским бризом, бесконечными равнинами, заснеженными горами, и дорогами, этими бесконечными дорогами, которые временами были не более, чем просто направлениями — и все равно каждый раз приводили его к намеченной цели.

«Во мне они видели самого настоящего героя», — говорит Лука Дзанетти, вспоминая о простых крестьянах, с которыми сводил его случай где-нибудь в Андах на высоте 5 тыс. метров, в скромных хижинах, в которых он останавливался ночевать, «намотав» за день примерно полторы сотни километров. Не меньший интерес вызывала у местных жителей и его верная возлюбленная — электрическая двухколесная машина, наверное, впервые в истории этих гор попавшая сюда, на эти перевалы, которые, наверное, еще помнят колонны воинов древней империи инков. «Что это?», — спрашивали крестьяне. Но очень часто, получив разъяснение («электрический велосипед»), они отворачивались и разочарованные уходили по своим делам: «Ведь это всего лишь мотоцикл, только на аккумуляторе!»

Лука Дзанетти в Пальяске (Provincia de Pallasca), одной из провинций перуанского региона Анкаш.
Лука Дзанетти в Пальяске (Provincia de Pallasca), одной из провинций перуанского региона Анкаш.


Разочарование вызывала у них, правда, не сама двухколесная машина, их недовольство было обращено в адрес, скорее, самого велосипедиста, который, оказывается, только делает вид, что жмет на педали, а на самом деле все за него делает мотор. В какой-то степени все это можно понять, если учесть, что Латинская Америка — это не Китай, страна, где, если верить знаменитой песне, в одном только Пекине насчитывается 10 миллионов велосипедов.

Со Швейцарией, где на шесть обычных велосипедов приходится один электрический, этот регион тоже не сравнить. Но как раз в этом-то и заключалась сверхзадача всего этого путешествия: добраться на неведомом до сих пор в этих краях электровелосипеде до задыхающихся от транспортного коллапса латиноамериканских городов и показать, что даже в таких условиях экологическая транспортная мобильность является не химерой, а вполне реальным шагом, а главное — перспективной возможностью и шансом.

В Перуанских Андах, регион Анкаш с видом на Хуаскаран (Huascaran, 6768 м). Фото Alex Kornhuber
В Перуанских Андах, регион Анкаш с видом на Хуаскаран (Huascaran, 6768 м). Фото Alex Kornhuber


Любовь к фотокамере

Другой «любовью всей жизни» швейцарского журналиста (сейчас ему 45 лет) была и остается его фотокамера. С магией фотографии Лука впервые столкнулся в 14-летнем возрасте благодаря матери: именно она подарила ему его первый фотоаппарат. Это был 1985 год, момент начала сандинистской революции в Никарагуа. С тех пор камера сопровождает его всю жизнь. «Быть в пути, ехать куда-то: такой образ жизни привлекал меня сызмальства», — говорит он.

Свое путешествие по Латинской Америке он назвал «E-Bike-Tagebücher» («Дневники велосипедиста») с намеком на фильм «Diarios de motocicleta» или в русском прокате «Дневники мотоциклиста» — роуд-муви 2004-го года бразильского режиссёра Вальтера Саллеса (Walter Morreira Salles Júnior) о молодом Эрнесто Геваре, путешествующем по Южной Америке в компании своего друга Альберто Гранадо. Сценарий был фильма основан на их дневниках.

Мотивация, которой руководствовался Л. Дзанетти, планируя свое собственное «роуд-муви» по Латинской Америки, была весьма простой: «Че был пионером в борьбе с социальной несправедливостью. А я хочу стать в Латинской Америке первым, кто наглядно покажет, что и здесь экологический транспорт имеет большие возможности и перспективы». И в целом ему, родом из италоязычного швейцарского кантона Тичино, это удалось.

Длина его маршрута из Чили через Аргентину, Боливию, Перу, Эквадор и до Колумбии составила целых 11,5 тыс. километров, и каждая остановка в пути делала его объектом пристального внимания прессы, особенно если учитывать, что все названные страны серьезно страдают от варварских форм, например, добычи полезных ископаемых, и что в этих регионах понимания необходимости перехода к экологически чистой промышленности и к возобновляемым источникам энергии практически не существует.



«Практически» потому, что, несмотря ни на что, и здесь тоже случались самые настоящие чудеса. Так, преодолев на высоте 1 863 метра перевал «Пино Ачадо» («Pino Hachado») Лука Дзанетти попал в регион аргентинской Патагонии без единого электрического столба. Половина энергии, добываемой в Аргентине, является энергией воды. Однако сюда, как видно, цивилизация еще не дошла. Аккумуляторы велосипедов были уже практически полностью разряжены, как вдруг им встретился небольшой крестьянский хутор, на дворе которого была установлена солнечная батарея.

«Наши резервы были почти на исходе, и тут такой подарок. Я, конечно, от жадности подключил к сети все батареи сразу, и вот, гляди ж ты! Заработало! И лампочки зажглись, и холодильник снова заурчал. А потом и фара на велосипеде замигала!» В итоге путешественники смогли зарядить все восемь литиевых аккумуляторов. «Мы были спасены! А вообще солнечные батареи если я тут где и видел, то только в Аргентине. Местные хитрые на выдумку умельцы накапливают солнечное электричество... Где бы вы думали? В аккумуляторах грузовиков!»

В прошлом — озеро, сегодня пустыня.

А между тем если где и строить, например, парки ветровых аккумуляторов — то только здесь: и ветра много, и жителей мало. «Увы, ничего такого тут почти нигде не встречается, такие парки можно увидеть разве что в Чили». А вот в Боливии он столкнулся, по его мнению, с самым наглядным примером варварского отношения к природе. Речь идет об озере Поопо́ (Lago Poopó), пересохшем бессточным солёным озере в 130 км к югу от города Оруро. Раньше Поопо был частью более крупного ледникового озера Бальивьян (Ballivián), от которого осталось, например, сегодняшнее озеро Титикака.

В последние годы, однако, уровень озера начал понижаться, чему способствовал как ряд природных факторов (высокогорное положение, небольшая глубина, засушливый климат в регионе), так и, по мнению местных жителей, ряд факторов субъективных: местные власти, якобы, не уделяли должного внимания загрязнению водоёма отходами оловодобывающей промышленности, которая, к тому же, отбирала много воды из притоков, снабжавших озеро водой. В настоящее время озеро исчезло полностью, и никто не может сказать, восстановится ли оно, или нет.

«Тяжело было мне очень снимать то, что осталось от озера, в лица детей рыбаков, потерявших из-за алчных горнодобывающих концернов и из-за климатических изменений возможность зарабатывать на жизнь рыболовством, тоже смотреть было нелегко. Этот эпизод относится к одним из самых тяжелых моментов за все мое путешествие».



Дороги в Перу и Боливии далеко не столь комфортабельны, как ухоженные швейцарские серпантины в регионе перевала Сен-Готард. «Поэтому, чтобы забыть о голоде и жажде, я в пути постоянно жевал самые настоящие листья коки», — рассказывает Лука. Они же, эти волшебные листья, помогали ему налаживать контакты с местным населением, с людьми, лица которых были продублены местными ветрами и опалены горным солнцем.

«У них был только один вопрос — сколько стоит такой велосипед? Я как мог уклонялся от ответа, говорил, мол, это прототип, он не продается и цены на него нет. Я конечно мог бы сказать, что такая машина стоит 5 тыс. долларов, но как бы после этого на меня смотрели люди, которые не зарабатывают столько за всю свою жизнь?» В Перу ему пришлось сложнее всего. «Местные водители-дальнобойщики просто не понимают, что чувствует велосипедист, когда его на полном ходу обгоняет многотонный грузовик и когда его при этом охватывает ударная воздушная волна, поднятая тяжелой машиной. Некоторые даже начинают по-своему развлекаться и стараться специально вывести тебя из равновесия или оттеснить на обочину».

Однако ни огромные колеса машин с летящим из-под них градом камней, ни зловоние выхлопных газов, ни грязь на дороге не смогли заслонить от него красоту природы и удивительную культуру этих краёв. «Да еще не забудем и мою любимую тему — странные религиозно-эротические мотивы, которыми расписаны тут стены домов или автозаправок. Я постоянно снимал эти необычные рисунки». Лука Дзанетти не скрывает, что искренне любит Латинскую Америку. «Все эти грандиозные пейзажи, которые на каждом шагу открываются твоим глазам, как бы говорят — не все потеряно, есть на свете и совершенно другая жизнь. Новая жизнь! Однако я был весьма разочарован нежеланием людей думать о необходимости охранять природу и о том, что с загрязнением окружающей среды надо немедленно что-то делать!»

Впрочем, были и позитивные новости. Вернувшись в Цюрих с более чем 8 тыс. фотографий в багаже, он рассказывает о том, что совсем недавно «город Кито купил 300 электрических велосипедов и предоставил их в общественное пользование». А его путешествие подошло к концу. Теперь каждое утро Лука садится на свой самый обычный велосипед и выезжает на привычную улицу, с яркой разметкой и четкими правилами дорожного движения, обязательными для всех. А скоро ему домой пришел и первый штраф — в Цюрихе он не увидел красный сигнал светофора, который предназначался, в том числе, и для велосипедистов.
Здравствуй, Швейцария!

Теги: туризм, Латинская Америка, велосипедом по Южной Америке
Автор: Перевод на русский и адаптация: Игорь Петров
Опубліковано в спортивний туризм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ