Загадки Чемпионата Мира по альпинизму

Отламывающиеся на маршруте зацепы, полки с мокрой травой, песок на пассивах, проливной дождь, пот градом от бешеной скорости, холодные и скользкие скалы, ключевые 7a-7b…
Но! Дикая радость, что обогнал любимых соперников на 10 минут. Наслаждение красивыми горными пейзажами с финишной станции на высоте 200 метров. Позитивнейшая альпинистская тусовка. Самый вкусный на свете арбуз от Вани Темерева после финала.

Всё было — на чемпионате мира по альпинизму в скальном классе. Проходил он в Туюк-Су с 8 по 13 сентября.


Напомним, что на этом Чемпионате одесситки Надежда Гончаренко и Александра Тихонова выиграли бронзовую медаль!



Плюсы? Есть!

Все соревновательные дни я вставала вместе со спортсменами в 6 утра и бегала вверх-вниз: от альплагеря к бастионам «Ворота Туюк-Су», от подножия бастионов к финишным станциям и обратно. И всё для того, чтобы собрать для вас самые вкусные и знаковые моменты чемпионата. Репортаж длинный, фотографий — море. Поэтому усаживайтесь поудобнее, запасайтесь какао с печеньем и готовьтесь перенестись в сентябрьские горы Туюк-Су.




Многие скептически относятся к самому названию «чемпионат мира», потому что соревновались (традиционно) три страны-сестры: Россия, Казахстан и Украина. Как его ни называй, у чемпионата есть свои неоспоримые плюсы:

  • 1. В Мало-Алматинском ущелье появилось пять новых мультипитчевых маршрутов на 6-7 верёвок (теперь их шесть) в шаговой доступности от альплагеря Туюк-Су.
  • 2. В Туюк-Су съехались альпинисты-спортсмены высокого класса.
  • 3. Евро-Азиатская ассоциация альпинизма (организатор чемпионата) обратила внимание на район Туюк-Су. Планируется провести здесь этот же чемпионат в следующем году. И снова подготовка трасс ляжет на плечи команды альплагеря Туюк-су.
  • 4. Это были настоящие соревнования по альпинизму, на которых раскрылся букет из скорости, безопасности, выносливости и дружеской выручки.




«Мебель» на разминку

Бо′льшая половина казахской команды — Лёня Крупа, Рома Шестернин, Паша Грязнов и Макс Тен— в начале августа вернулись из экспедиции в Каравшин, где они ходили маршруты 5 и 6 категории трудности, в том числе первопроходы. Такие экспедиции забирают много сил.



У альпинистов был всего месяц на восстановление перед чемпионатом мира. Всё это время Максим работал инструктором и ходил с участниками в горы, поскольку его паспорт находится в альплагере Туюк-Су, в сейфе у Артёма Скопина (шутка;) Хорошей разминкой и встряской стал отборочный чемпионат Казахстана по альпинизму, который провели на специально обученных скалах Туюк-Су в начале сентября.



Кирилл Белоцерковский, визитная карточка альплагеря Туюк-Су, тоже недавно вернулся с Каравшина после двух первопроходов 5А и 6А. Но соревноваться он не любит, поэтому предпочёл заняться подготовкой маршрутов. Над четырьмя маршрутами на центральном бастионе он в поте лица трудился целый месяц.

«Кирилл, у тебя уши не горят?» — интересовался в первый день соревнований Ваня Темерев, намекая на то, что участники стали отламывать зацепы на его маршрутах. Наверняка, с нежностью вспоминали постановщика.

Загодя приехали в район, чтобы размяться и акклиматизироваться, красноярцы и томичи. Томские мастера спорта Ваня Темерев и Федя Копытов попробовали на вкус пятёрку на Йошкар-Олу, где собрали всякую разную «мебель»: шкафы, диваны, табуретки. К счастью, «мебель» проносилась мимо, никого не задев. А на четвёрке на Пионере Феде упал на каску родной напарник.




Красноярцы выбрали более лайтовый вид разминки: прогулки в горы, лазание на секторе Мектеп и йогу по утрам.








Что делали украинцы, я не видела. Говорят, что тоже изо всех сил акклиматизировались.

Ну, просто альпинизм какой-то

На открытии соревнований все выступающие сулили хорошую погоду. Поэтому никто не удивился, что когда утром первого дня на скалах начали работать связки, тучи быстренько собрались и сгустились.



Красноярцы Денис Прокофьев и Егор Матвеенко успели спокойно отработать на третьем маршруте центрального бастиона за 1 час 44 минуты. Правда, на первой верёвке Денис отломил зацепку и с криком пролетел вниз несколько метров.





Алматинцы Лёня Крупа и Рома Шестернин 2 часа 6 минут бодали первый маршрут на левом бастионе с ключом 7b на четвёртой верёвке. Лёня, примчавшись на финишную станцию, с жаром рассказывал про нависающие пассивы с песком. Последний покрывал тонким слоем лицо альпиниста. Оказывается, подготовщик маршрута Дмитрий Линник почистил скалу только от крупных камней, а мелочь не трогал. Мелкая крошка, между тем, доставила мелких неудобств лидерам. Как-будто в горах, чёрт возьми.





Погода словно дожидалась, когда долезут алматинцы. Дома как-никак. Как только они добрались до верха, полил дождь. Больше в этот день ни у кого не возникло желания лезть на скалы. Холодно, мокро, скользко. Ну, просто альпинизм какой-то. Его в полной мере прочувствовали на себе ни в чём неповинные Женя Иванов и Давид Габдуллин из Усть-Каменогорска. Они промучились до 178 метров шестого маршрута на центральном бастионе.
А потом, наконец-то, закончилось контрольное время (КВ) 2,5 часа, и насквозь промокшие и прозябшие парни с облегчением сдюльферяли вниз — к сухой палатке и горячему чаю с печеньками. Не уложились в КВ они, в последующем, и на двух других маршрутах. Просто они привыкли лезть размеренно, не торопясь, смакуя рельеф.




Спуск наверх

Второй день соревнований начался с улыбок в проёмах палаток — люди радовались восходящему солнцу. Настроение у всех хорошее, несмотря на ранний подъём — 6 утра.




Я спешу на вершину центрального бастиона, через перила и дюльферы. Мне нужно успеть к финишу сибирских асов, моих друзей — томичей Вани Темерева и Феди Копытова. По пути, ещё в кулуаре, договариваемся с судьёй Славой Орловым из Усть-Каменогорска, что он мне с соседнего бастиона даст знак, успею ли я спуститься по свисающим на стене, в стороне от маршрута перилам, чтобы фотографировать оттуда. Или мне лучше сразу уходить траверсом по широкой полке с «огородами» к финишной цепи, и там ждать. Слава указал на траверс.



Минут через десять показалась оранжевая каска Вани. Увидев меня, разулыбался.





Быстро преодолел долаз, встал на станцию. Почти шёпотом рассказал Феде в спрятанную под куртку рацию о том, что мы его уже с нетерпением ждём наверху (пособие о том, как сберечь на маршруте голосовые связки). Федя за пару минут поднялся к нам на жумаре. Руки вверх — для судей. Затем ещё раз — в другую сторону, на камеру. Щёлк-щёлк.



Пока маркировали верёвки, ребята рассказывали про чудеса маршрута № 3. Федя фотографироваться не очень любит, но уж больно понравилась ему кирка, оставленная на полке Кириллом Белоцерковским после чистки маршрута.



Время — 1 час 34 минуты. Томичи сдержанно радуются — на 10 минут обошли красноярцев.
— А вниз — сюда? — кивнул Ваня на уходящую вниз верёвку.
— Нет, вниз — туда, — показываю ведущие наверх перила.
— Ага, спускаемся наверх. Всё понятно, — констатировал Ваня.



На этом маршруте томичей оштрафовали за срыв лидера. Вечером Федя развлекался тем, что писал послание судьям, в котором рассказал о том, что у него срыва не было — он просто спрыгнул на полку. По регламенту, срывом считается нагружение судейского шлямбура, а этого не случилось.
Тем временем, красноярцы рассказывали другим участникам, как лезли третий маршрут, и где именно Ден полез «не туда». Наверное, в этом и заключается вся соль настоящего альпинистского братства, когда спортивное соперничество гармонирует с дружеской поддержкой и выручкой.

Лёнька счастлив

«Самостраховка!» — пронеслось на всё ущелье.




Надрывный голос Лёни Крупы быстро привёл меня в состояние боеготовности. Я готова зафиксировать в истории казахского альпинизма, как команда Казахстан-2 финиширует на третьем маршруте. Вывесилась на станции, насколько позволил ус самостраховки. Вскоре показался вихрь Лёня — с безумным и сосредоточенным взглядом, буквально впивающимся в скалу в поисках шлямбура.






Молнией Лёня взлетел к станции. Теперь оглушительное и ещё более надрывное «Самостраховка!» прозвучало в полуметре от меня.
Не успев толком отдышаться, выбирая страховочную верёвку, Лёня уже принялся рассказывать в красках, как он пролезал самые вкусные, по его ощущениям, участки маршрута.
Рома Шестернин шустро дожумарил, грациозно смахнул со лба капли пота. Щёлкнул карабин самостраховки. И парни подняли руки вверх. По радиосвязи сказали время: 1 час 26 минут, то есть на 8 минут быстрее томичей.




Это надо было видеть. Когда озвучили время, Лёня с Ромой практически застучали себя победно в грудь, подобно гориллам, и по-братски обнялись. Лёня откинулся «звездой» на траву (причём, это всё на краю бастиона, пристёгнутым на самостраховку):
— Йес!!! Мы опередили Ваню! Я счастлив! Ооо, как я счастлив! — ликовал Лёнька.



На следующий день связка Паши Грязнова и Макса Тена прошли этот маршрут за 1 час 18 минут.



Но сейчас пройдённое Лёнькой и Ромой было лучшее время.
По связи, кстати, уже объявили, за сколько прошли шестой маршрут Паша с Максом — 1 час 13 минут.
— Теперь нам надо сейчас шестой пролезть за час, чтобы Пашу обогнать! — потёр руки Лёнька.
Но «обгонялка» поломалась. К финишу парни вылезли за 1 час 40 минут.

Через дождь — в финал

Я стояла и любовалась, как быстро и красиво лезет первую верёвку маршрута № 1 Паша Грязнов.








Этот маршрут связки проходили, в среднем, за 2—2,5 часа. Помня об этом, я не спеша двинулась по кулуару на финиш. Пришла на финишную полку, откуда открывается отличный ракурс на лезущих альпинистов. Только я пришла на полку, как на неё внезапно вылетел Макс Тен. Быстренько достаю из рюкзака фотоаппарат и успеваю заснять, как лезет следом с верхней Паша. С ума сойти! Ребята залезли за 1 час 23 минуты! Демоны, не иначе.





Красноярцы следом пролезли маршрут ровно и комфортно — за 1 час 47 минут. Почему заговорила про комфорт, к обеду погода начала портиться. И томская связка уже лезла свою «единичку на десерт», в основном, по мокрым скалам. Повезло, что ключ был ещё достаточно сухим. Но на последних двух верёвках альпинисты призадумались — пошёл проливной дождь. Здесь нужно было решать: либо быстро двигать вверх, чтобы попасть в четвёрку финалистов, либо дюльферять с поджатым хвостом. Конечно же, выбрали путь наверх. Минут 15 потеряли, пока пережидали шквал дождя, затем полезли. Топа достигли за 1 час 52 минуты. Так вот, это — альпинисты. Настоящие. Бесстрашные и беспощадные (к себе).




Жумар — не наш метод

Тем временем (до дождя), на соседнем, центральном, бастионе отважно карабкались украинские связки. Женя Тимко и Рома Котляр — по шестому маршруту, а Надя Гончаренко и Саша Тихонова — по пятому. Встречала их не хлебом-солью, но фотоаппаратом и бутылкой с лимонной водой.
Сначала наверх забрались мужчины. Отдышались. Как раз выглянуло солнце, и настроение улучшилось. Парни шутили и кривлялись на камеру. Звали вечером в гости





— Непривычно и неприятно, что камни на маршрутах отваливаются, — поделился Рома. — Мне не приходилось лазить по такому… ненадёжному рельефу. Мы же, можно сказать, выросли на крымских монолитных скалах, от которых подобных неожиданностей ждать почти не приходится.
— А мне всё нравится, — улыбнулся Женя. — Маршруты интересные и достойные. Самый сложный — первый. По большей части потому, что он был не чищенный. Ключ маршрута находится внизу, и вся грязь тоже скапливается там. Маршруты Кирилла — получше: меньше грязи и живых камней. Я получил удовольствие от лазания. Если в следующем году пригласят, с радостью приму участие в этих соревнованиях.
Надя Гончаренко и Саша Тихонова вылезли пятый маршрут за 2 часа 24 минуты, с небольшим отрывом от красноярских девушек-мастеров. Перворазрядницы Надя и Саша — впервые на международных соревнованиях. Страшно и жутко волнительно.








Собирают верёвки и рассказывают про карниз и летающие камни.
— На первой верёвке мы поняли, что жумар — это не наш метод, — сказала Саша. — Жумарить — долго. Поэтому решили весь остальной путь пройти лазанием.
— Я когда лезла второй, честно преодолевала рельеф, как положено. А потом спохватилась — второй же может за оттяжки хвататься! Это же так экономит время! — поделилась Надя.



Этот день мы прозвали «Днём Украины», поскольку лазили, в основном, украинские связки. Владимир Клебанский и Александр Крамаренко полезли шестой маршрут следом за харьковчанами и прошли его за 2 часа 32 минуты. Вот их фото — правда, с первого маршрута.




Маша поскользнулась

Чтобы в последний день все три женские связки успели до непогоды пролезть шестой маршрут, на верхней части с ключом 6с для них провесили перила. Но красноярская альпинистка Ирина Бакалейникова прошла этот участок лазанием с верхней страховкой.








— Обычно на верху скалы лазание проще, рельеф выполаживается. А тут, наоборот, нависание, а ты к нему приходишь уже не первой свежести, — рассказывает Ирина. — Трудный участок 6с был примерно на 4 метра. Там нависание на полочке и сложное ориентирование. То есть не просто увидел зацепу и к ней потянулся, а надо всё время вставать повыше, ноги непонятно где, и в таком положении выискивать следующую зацепу. Причём, в порядке вещей — залезть метра на два в сторону, а затем вернуться к крюку.
На шестой трассе напугала криком судей Маша Смеловская. Оказалось, что она не сорвалась даже, а просто поскользнулась.





— Я уже вылезла довольно далеко от крюка, и проскользнувшие скальники меня напугали, — пожала она плечами.
— В первый раз Маша вылезла такой длинный участок без страховки! — заявила Ирина. — Я ещё смотрю: уже семь метров, а она с зелёным лицом лезет дальше. Обычно-то она через каждые 2-3 метра что-нибудь заколачивает. Ааа, так далеко! И, представляете, чешет дальше от страха.
— Какое колотить? У меня якорей и молотка-то не было. Так бы я заколотила, конечно, — парировала Маша.
Мы сидим в кулуаре между левым и центральным бастионами. Девушки только спустились с маршрута, а мы с Леной Темеревой болеем за томскую связку на финальной трассе. У Лены там муж.
— Ваня, время! — кричит Лена.



Ваня, конечно, не слышит — он в это время проходит свободным лазанием ключевой участок на пятой верёвке, который «ИТОшный».





Работают ребята быстро, слаженно и красиво, но по времени уже уступают Лёне Крупе и Роме Шестернину.






Судьбу Лёни и Ромы в это время внизу решают судьи. Дело в том, что парни на финальном маршруте допустили серьёзный косяк — забыли про смену лидера. Все шесть верёвок Лёня отработал первым. За это их всё-таки сняли с маршрута — правила есть правила. Обидно, конечно! Ведь Лёнька с Ромкой — одни из самых амбициозных и быстрых спортсменов. Маршрут они пролезли отлично и за очень хорошее время — 1 час 22 минуты. У опытных томичей время — 1 час 37 минут.
Паша Грязнов и Макс Тен и в финале неоспоримые лидеры — 1 час 13 минут. Вот как это было:







Размер имеет значение

— Могли же сдюльферять на последней верёвке и поменяться. Время-то было, — вторили парням их соперники по чемпионату, но друзья по жизни.
— Да ладно… Могли — не могли... — отмахнулся Лёнька. — Зато разрыв с Пашей — всего 9 минут, а так было бы 19! Я могу теперь с гордостью говорить, что я Паше всего 9 минут проиграл (не уточнять, правда, где).



Ваня Темерев после финала достал специально обученный для таких поводов большой и сочный арбуз. Тот вмиг разошёлся по рукам. Парни делятся впечатлениями от финала. Лёнька тараторит:
— А я такой лезу, ещё-ещё-ещё… И никак, ну, ё-моё!
— Там же френду надо было — справа откол… — тихо подсказал Паша.
— У меня такого размера не было, — последовал ответ.
— Значит, эти девять минут из-за того, что не было размера? — посмеялась Вика Ларионова, подруга Ромы.
— Всё дело в размере, да, Лёня? — вставил Макс Тен.
— Я вообще имел ввиду, что у меня с собой френда была больше, чем надо… — скромно потупил глазки Лёня, но вскоре продолжил: — И вот я такой выползаю наверх, на «огороды», на Кирилла бегу. Он кричит: «Финиш слева!». Я разворачиваюсь, бегу влево по полке и слышу сзади: «Финиш прямо!». Вокруг шлямбуров, короче, бегал туда-сюда.
— А мы туда вылезли. Кричим: «Кирилл, Кирииилл, куда лезть?!», — добавил Ваня. — А Кирилла нет. Я по этим полям гуляю, цепь ищу. А её всё нет — беда.
— А ты видел, справа кусок вырван? — спросил у него Лёня. — Это, оказывается, не Кирилл чистил, а Егор вырвал. А я ещё такой лезу и думаю: ух ты, здорово Кирилл почистил трассу — и здесь, и здесь.
Олеся Бабушкина тем временем захватила в плен ни в чём неповинного Макса Тена, чтобы взять у него видео-интервью. Врасплох застала. Последовала автоматная очередь вопросов в духе: «Как вам удаётся так быстро жумарить?».



Скромные красноярские девушки-перфораторы (это комплимент) Марина Попова и Олеся Бабушкина тихо, технично и профессионально пролезли все три маршрута за очень хорошее время. Четвёртый — за 1 час 38 минут, пятый — за 2 часа 13минут, шестой —за 1 час 32 минуты.




К сожалению, не успела заснять Марину с Олесей на старте шестого маршрута. Немного уступили по времени Ирине и Маше. Марина и Олеся недавно вернулись из экспедиции в Кызыл-Аскер. И если в мае они в Крыму на Красном камне вовсю мочили 7b, то горы лазательную форму девчонкам заметно подрезали.
Победителей наградили в тот же вечер.








Директор альплагеря Туюк-Су Артём Скопин говорит, что видел, как после награждения Ваня Темерев и Федя Копытов пытались отдать медали Лёне Крупе и Роме Шестернину: «Вы же честно заслужили!». Казахи отказались: наш косяк — мы за него и отдуваемся. Но теплее стало на душе, хорошо так.







Юрий Байковский, президент Евро-Азиатской ассоциации альпинизма, МСМК, ЗМС по альпинизму:
«В чемпионате участвовало так мало стран по той простой причине, что альпинизм такого высокого уровня развит в очень немногих странах. В Европе развит, но мы пока никак не можем их сюда «втянуть». Рассчитывали, что в этом году приедут иранцы и пакистанцы, но не срослось. Ведём переговоры с китайцами. Надеемся, что в следующем году участвовать будут 7-8 стран, как минимум. И, кстати, есть большая вероятность, что следующий чемпионат мира будет проходить здесь же, в Туюк-Су.

Что касается стран-соседей. В Таджикистане почти нет спортсменов такого уровня. У киргизских альпинистов, судя по всему, ещё рабочий сезон в самом разгаре — они же почти все работают гидами. Узбекская команда подала заявку, но не приехала — скорее всего, встал финансовый вопрос. В дальнейшем, если мы будет продолжать начатое, то спортивный альпинизм будет расширяться и углубляться. Как бы то ни было, в этот раз в соревнованиях приняли участие сильнейшие альпинисты мира, выступающие в таком формате.
Зато на нашем чемпионате судьи были из пяти стран: Казахстана, России, Украины, Узбекистана и Кыргызстана.
Кстати, в прошлом году проводили соревнования в Македонии, тоже было немного стран-участниц — всего пять».



Казбек Валиев, ЗМС СССР, президент Федерации альпинизма и спортивного скалолазания Республики Казахстан:
«Чемпионат прошёл в рамках фестиваля Almaty Mount Fest. В Казахстане соревнования такого уровня проводятся впервые.
Как бы не называли эти соревнования, главное, что самим спортсменам и тренерам это интересно. Формально чемпион

Теги: альпинизм, альпинисты, чемпионат, соревнования, горы, скалы, туюк-су, Чемпионат Мира по альпинизму, альпинизм, Туюк-Су, чемпионат в Туюк-Су,
Автор: http://www.risk.ru/, Фото: Алена Мартынова
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ