Частые травмы скалолазов: Связка А2



Травмы кольцевой связки А2 редко возникают в результате пореза или какой-то необычной травмы пальца (хотя и такое случается), чаще всего они являются результатом лазания. И если вы повредили именно эту связку, то очень малое количество врачей-травматологов и даже хирургов по кисти смогут вам помочь.

Почему?

Все очень просто – они не понимают, как возникает эта травма, потому что у обыкновенного человека она почти не встречается (читай – не встречается вовсе). Говоря о своих занятиях скалолазанием, вы натыкаетесь лишь на удивленный взгляд и вопрос: «Итак, ты тренируешься, чтобы подняться на Эверест?».
Но популярность скалолазания возрастает, и у врачей появилась возможность накопить определенный опыт в лечении подобного рода травм и даже провести парочку исследований (правда, исключительно американских и испанских). И вам безумно повезло, если место вашего проживания – крупный город с каким-нибудь исследовательским институтом в области травматологии. Если нет, то вы наверняка потратите кучу времени, денег и нервов на поиски относительно осведомленного специалиста. Но знания о том, как получаются такие травмы, их предотвращении и лечении точно никому не помешают.

В 2006 году вышла книга «One Move Too Many» от Thomas Hochholzer и Volket Schöffl во втором своем издании (она, кстати, доступна на amazon, но по совершенно грабительской цене). На протяжении многих лет эта книга была настольной для тех, кто хотел разбираться в скалолазных травмах и, в особенности, повреждениях связок. Д-р Volket Schöffl - официальный врач немецкой национальной сборной по скалолазанию, опытный хирург по кисти и исследователь. Кроме того, он проводит много времени, лазая в Франкеньюре (известный скалолазный район в Германии), который славится своими сложными веревочными маршрутами, больше похожими на боулдеринг по небольшим активникам и карманам.

За свою практику он видел немало травм пальцев, так что, считается одним из самых авторитетных в этом вопросе. В этом году также были опубликованы еще две книги о частых скалолазных травмах. Первой стала «Make or Break» Дэйва Маклеода ( она тоже доступна на amazon за чуть меньшую цену, но у нее восхитительная облажка). Дэйв является невероятно сильных спортсменом, чувствующим себя легко и непринужденно на пугающих трассах, боулдерах 8b+ и веревочных маршрутах 8с и выше. Он также является автором большого исследования о выносливости пальцев, опубликованного в 2007 в журнале «Спорт и наука» . Его книга, которая долго редактировалась, безусловно, не разочаровала.

Вторая книга «Скалолазные травмы» от доктора Лизы Эриксон. Книга Лизы отражает большую часть информации из книги «One Move Too Many», но делает особый упор на самостоятельный уход за травмами. И я настоятельно рекомендую почитать все три эти книги. В конце концов, самое лучшее, что вы можете сделать для своего прогресса в лазании – это не получить травму!

Ниже приведен краткий курс анатомии пальца, а затем следует сравнительный обзор информации и рекомендаций по диагностике и восстановлению после травм связок из трех книг, указанных выше.

Анатомия пальца.



Тело – совершенно сумасшедшая штука. В особенности, ваши руки. Это то, как ваш палец выглядит изнутри (смотри рисунок 1 на протяжении чтения абзаца ниже, я добавила русский перевод).

У вас есть сухожилия, сгибающих пальцы, но только один идет к концу пальца (FDS – поверхностный сгибатель пальцев). FDS прикрепляется вблизи центральной части средней фаланги. Именно наличие этих двух различных сухожилиях позволяет сгибать ваш PIP-сустав (проксимальный межфаланговый сустав) и ваш DIP-сустав (дистальный межфаланговый сустав) независимо друг от друга или вместе, обеспечивая тонкую моторику. Кольцевые связки (A1-А5) удерживают сухожилия сгибателей близко к кости, действуя как ... маленький блок. Они позволяют пальцу совершать полный диапазон движения, создавая механическое преимущество и поддерживая определенную силу в точках крепления для обоих сухожилий FDS и FDP.

Травмы кольцевых связок.

Лазание подвергает пальцы экстремальным нагрузкам, и это не удивительно, что в опросе 284 скалолазов на протяжении более 2-х лет, Dr. Schöffl обнаружил, что 37 (13%) из этих скалолазов сталкивались с травмами кольцевых связок. Эриксон цитирует исследование выступавших спортсменов, где более 40% участников имели опыт с подобными травмами. Dr. Schöffl выявил, что наиболее травмируемым оказался средний палец, и сравнил с индексом травматизации. При этом травмы мизинца являлись очень редкими.
Травмы кольцевых связок оцениваются по шкале от I степени до IV степени, где IV является наиболее тяжелой. Характер течения этих травм колеблется от хронического до острого.

Скалолаз может чувствовать постепенное нарастание симптомов рядом или прямо над поврежденной связкой, которая становится болезненной только после определенного положения (закрытый, полузакрытый хват на зацепе). Иногда спортсмен может не почувствовать ничего во время тренировки, но тогда вполне может проснуться с вполне определенной болью в пальце. В других случаях человек может почувствовать щелчок в пальце на трассе и продолжить лазать, но ощутить боль после тренировки или на следующий день.

В некоторых крайних случаях возможно почувствовать сильный хлопок или треск с моментальным развитием отека, появлением боли и ограничения подвижности. Хлопок может оказаться настолько громким, что его услышат даже другие лезущие в зале, хотя этот аспект и не является критерием тяжести травмы. Вне зависимости от степени тяжести прогноз благоприятный при правильных действиях.

I степень.
Как правило, такую травму называют растяжением, порвано менее 25%, рекомендуется консервативное лечение.

II степень

Это по-прежнему только частичный разрыв, но рвется уже на 25% или больше. Подход консервативный.

III степень.
Травма III степени включает в себя полный разрыв либо связки А2, либо связки А3. Даже при полном разрыве связок рекомендуется консервативный подход.

IV степень.
Травма квалифицируется как IV степень, если существуют полные разрывы нескольких связок или если есть полный разрыв A2 или A3 наряду с повреждением других связок или структур, участвующих в системе сгибателей пальцев. В этих случаях ущерб достаточно серьезный. Рекомендуется хирургическое вмешательство для восстановления функций пальца.

Диагноз.
Постановка точного диагноза невозможно без посещения врача и использования методов компьютерной визуализации (УЗИ, КТ, МРТ). Многие скалолазы оттягивают посещение врача, которое является первым шагом при любой травме, на долгий срок, тем самым снижая шансы на качественное и довольно быстрое восстановление. Только врач способен оценить степень повреждения связки.

Отдых.
Мнения о продолжительности отдыха при таких травмах немного разнятся. Долгое время считалось необходимым отказаться от любого лазания на месяц или даже более независимо от степени разрыва. Но современные специалисты рекомендуют сократить иммобилизацию до 2-х недель, после которых должны следовать 4 недели функциональной терапии и работы с физиотерапевтом, а затем возможно приступать к умеренным тренировкам после 3-6 месяцев в зависимости от степени травмы.

I степень.
Рекомендации по времени отдыха зависят от процента разрыва связки, но они составляют примерно до 2 недель, но без иммобилизации.

II степень.
Доктор Лиза Эриксон поддерживает Dr. Schöffl в рекомендации иммобилизации в течение первых 10 дней после травмы, чтобы снизить даже незначительную нагрузку и ускорить восстановление. Дэйв Маклеод, наоборот, рекомендует дать себе несколько совершенно свободных дней без каких-либо тренировок, чтобы сошел первоначальный отек, а затем вернуться к легкому безболезненному лазанию при условии фиксации травмированного пальца к здоровому и использовании открытого хвата.

III степень.

Все три автор рекомендуют иммобилизацию в течение 10-14 дней после травмы.

IV степень.
Авторы сходятся на мнении, что после операции необходима иммобилизация в течение 14 дней.

Восстановление.

Каждая фаза заживления имеет огромное значение, но на стадии реабилитации невероятно важно контролировать себя и быть уверенным, что вы не даете поврежденной связке сверх нагрузок.
Сделать это на этапе восстановления очень легко. Если возможно, рабойте в тесном контакте с вашим лечащим врачом, чтобы убедиться, что вы прогрессируете должным образом. Schöffl и Эриксон использует термин «функциональная терапия», чтобы описать упражнения, предназначенные для этой фазы реабилитации, в то время как Маклеод описывает их как «прогрессивные функциональные упражнения".

В любом случае, идея та же: это набор упражнений, которые применяет врач для создания терапевтического стресса для заживления ткани. Они могут выполняться с использованием различных резиновых лет, легких эспандеров и других методов в течение 2-6 недель в зависимости от травмы.
После физиотерапии дополнительного отдыха все три автора рекомендуют начать лазание, защищая травмированную область пластырем или тейпом, избегая тех зацепов, которые провоцируют боль в пальце (чаще всего это маленькие полочки, щипки и мизера, забудьте о них и полюбите пассивы на этот период). Опять же, это тот случай, когда самоограничение является ключевым фактором. Все мы хотим быстрее вернуться к привычным тренировкам, однако помните, что последствия при повторном повреждении намного серьезнее, чем временное разочарование от невозможности лезть свою лучшую категорию.

I степень (рисунок 2).

Schöffl и Эриксон рекомендуют функциональные упражнения (2-4 недели) до начала тренировок с обязательным использованием пластыря или тейпов для фиксации.
Маклеод наоборот советует фиксировать палец лентой к соседнему пальцу, чтобы возобновить легкое лазание открытым хватом (так долго, как нет болевых ощущений), а также выполнять упражнения для восстановления поврежденной ткани. Некоторое количество дискомфорта и слабых болевых ощущений является допустимым при возобновлении несложного лазания, но это грань между восстановлением и повторным повреждением ткани крайне тонка. Один маленький промах может отправить вас обратно к началу восстановительного периода или даже усугубить травму до полного разрыва.




II степень (рисунок 3).
Schöffl и Эриксон снова согласны на 2-4 недели функциональной терапии с добавлением легкого лазания после 4-х недель. Оба авторы рекомендуют тейп, чтобы защитить связки. Маклеод дает одинаковые рекомендации для травм и I и II степени, так как разрыв лишь частичный. Однако с увеличением степени тяжести травмы увеличивается и время восстановления. Повторим, что некоторый дискомфорт является приемлемым при возвращении к тренировкам. В индивидуальных случаях возможна недлительная иммобилизация.



III степень (рисунок 4).
Для полного разрыва Schöffl и Маклеод предлагают около 4-6 недель прогрессивной функциональной терапии с последующим легким лазанием с тейпированием после 6-8 недель с момента травмы. Рекомендуется постепенное увеличение нагрузки в течение 3 месяцев. Эриксон рекомендует более длительную функциональную терапию в течение 6-8 недель с защитой пальца пластырем, начиная с 6-8 недель разрешается увеличение нагрузки до полноценной на протяжении 6 месяцев вместо 3-х.



IV степень (рисунок 5).
Эта степень является наиболее тяжелой из травм кольцевой связки, и время реабилитации здесь самое продолжительное. После того, как будет снята иммобилизирующая повязка после операции, все три авторы рекомендуют 4 недели функциональной терапии. После 4 месяцев с момента травмы возможно легкое лазание с тейпом, после чего допустимо медленное продвижение к нормальной тренировке через 6 месяцев, хотя Маклеод предполагает, что прогрессия в данном случае должна длиться около года.



Тейпирование.

Все три авторы рекомендуют использовать пластырь или тейп для защиты связки в процессе реабилитации. Schöffl и Эриксон рекомендовать метод H - образного тейпирования. Этот метод, показанный на рисунке 6 и 7, действительно уменьшает нагрузку на связки. Здесь на рисунке 8 также показана кольцевая обмотка, которая, по мнению авторов, не имеет практически никакого влияния на поддерживающую систему связок.

Тем не менее, Маклеод сомневается, что поддержка методом Н - образного тейпирования достаточно существенна, чтобы защитить поврежденные связки, так как тейп (но не тканевый пластырь, отдирающийся с кожей! – прим. редактора) быстро растягивается и может больше не обеспечивать никакой поддержки. Вместо этого он предлагает использовать тейп для наложения своеобразной шины на сустав PIP (рисунок 8) в качестве защиты на ранних этапах реабилитации, чтобы гарантировать, что пострадавший палец не будет использован в закрытых и полузакрытых хватах.





Чем толще тейп для шинирования, тем меньше поврежденный палец будет задействован в нежелательных типах хвата. Schöffl и Эриксон также советуют дальнейшее использование H-Лентой в качестве поддерживающей и профилактической мерой даже после полного восстановления нагрузки. Эти рекомендации варьируются от 3-х месяцев до года и более после травмы в зависимости от степени повреждения.

Итак, тут очень много букв, но статья невероятно полезная, поэтому, я надеюсь, вы не пожалеете времени на прочтение. От себя хочу добавить, что "консервативное лечение" - это лечение без хирургического вмешательства с использованием лекарств, физиотерапии и различных физических воздействий. Американские специалисты всегда ссылаются на лечащего врача, который должен назначать лечение. Учитывая, что у нас такого почти нет, лечение выбирает или травматолог поликлиники, или пациент. Но есть триада действий: холод - покой - нестероидные противовоспалительные средства. О них в одной из следующих статей.

Теги: скалолазание, травмы скалолазов, травмы пальцев в скалолазании, Связка А2, травма связки А2
Автор: Катерина Чудиновская, vk.com/club122027545
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ