Две недели в Альпах: Монблан, Монте-роза, Маттерхорн

Рассказ киевского альпиниста Дмитрия Максименко о 2-х недельном путешествим через Альпы ( Монблан, Монте-роза, Маттерхорн)

Желание вернуться в Альпы у нас созрело еще в августе 2014, сразу после неудачной попытки восхождения на Монблан, которую мы зафиксировали дойдя лишь до хижины Гонелла. Рассматривались различные варианты маршрута, но первой и основной его вершиной должен был стать Монблан.

фото Дмитрий Максименко

После длительного обсуждения и планирования был составлен следующий маршрут: Монблан (на нем и планировалось пройти акклиматизацию), Монте-роза и Маттерхорн. Еще при планировании, мы допустили ряд прощетов, поскольку акклиматизация на самой высокой горе Альп с последующим восхождением – не самая мудрая мысль, что уж говорить о Маттерхорне, тут мы явно психанули. Не обращая внимания на комментарии друзей и более опытных альпинистов о том, что наш план уж слишком амбициозен, мы продолжали гнуть свою линию, уж слишком все гладко выглядело на бумаге…

Но обо всем по порядку.

Как это часто бывает, за неделю до вылета, наша дружная группа из 7-ми человек резко сократилась до 3-х + инструктор (Чепига А.В), что соответственно отразилось на нашем бюджете. Но отступать было поздно и 17.08.2015 мы вылетели в Женеву.
Женева нас встретила прекрасной погодой, но огорчила заоблачными ценами. Вдоволь наглазевшись на ценники в дорогих бутиках, мы сели в автобус (EuroLines, ходит 3 раза в неделю) и направились в Курмайор.

фото Дмитрий Максименко

В Курмаере закупив газ (10 евро за 400 гр) и продукты на первое время мы отправились к подножью Монблана, в долину Val Veny, на присмотренное еще с прошлого года место для ночевки у ледникового озера. Перед этим я еще заскочил в Ассоциацию гидов Курмайора, уточнил погоду и пообщался с местным главой, который сказал мне, что маршрут на Монблан закрыт из-за больших трещин в леднике, хижина Гоннела не работает, а свыше 3200м много свежего снега, и местные гиды сейчас не водят клиентов, на что я лишь уточнил телефон спасательной службы, поблагодарил его и спешно ретировался.

Ночь на озере прошла спокойно, и утром мы отправились к хижине Гоннела. Путь для нас был хорошо знаком и особых сложностей не представлял. Сначала 4 часа по морене, затем круто в право и по виа-феррата наверх. Единственная сложность заключалась в отсутствии у нас какой-либо акклиматизации, из-за чего шли мы медленно, а рюкзаки казались тяжелее чем на самом деле.
Как и предполагалось, зимняя пристройка к хижине была открыта и кроме нас там никого не было. В нашем полном распоряжении оказалось теплое помещение на 10 нар, свет, вода, туалет, электричество и все это совершенно бесплатно!

фото Дмитрий Максименко

На следующий день у нас планировался акклиматизационный выход на гребень, поэтому, подъем был не очень ранний. Выйдя засветло мы принялись искать путь среди трещин.

По началу мы их просто переступали, затем – перепрыгивали, потом переходили по не очень надежным снежным мостикам, но чем выше мы поднимались, тем шире и глубже становились трещины и в какой-то момент Вадим сказал: «Ребята, а может свяжемся?».
Связавшись веревкой, мы продолжали блуждать среди трещин, то и дело меняя направление. И всякий раз, когда мы уже отчаявшись найти путь собирались разворачиваться, наш опытный инструктор каким-то невообразимым образом находил проход или пролаз на следующею ступень трещин. Через несколько часов блужданий, путь к гребню был найден и что бы сэкономить силы, было решено вернуться в хижину.

фото Дмитрий Максименко

На завтра, 20.08.2015, был назначен штурм Монблана. Подъем в 04:00, легкий завтрак и в путь по хорошо известному нам маршруту. Учитывая нашу не высокую скорость и продолжительность маршрута, Андрей Владимирович предположил, что нам не хватит времени на спуск и есть вариант заночевать в аварийной хижине Vallot (4362м) для чего мы взяли с собой пуховки, хотя лучше бы взяли спальники…

Преодолев ледник, мы вышли на снежный гребень, который иногда сужался до «ножа». Именно посреди такого «ножа» у меня отпала кошка.

Я крикнул ребятам остановиться и по возможности закрепится (хотя мест для страховки не было вообще), а точнее быть готовыми прыгать в другую сторону, если я съеду одевая кошку (хотя кто-куда должен прыгать если мы идем в «тройке» до сих пор не ясно).
Через несколько часов, изрядно устав от тяжелого подъема и сильного ветра, мы добрались до хижины Vallot. Легкий «перекус» и финальный рывок к вершине! Тут и начало сказываться отсутствие у нас акклиматизации, шли мы очень медленно, то и дело останавливаясь, чтобы перевести дыхание. К тому же на вершину «села» туча и мы не видели сколько еще оставалось идти. С каждым подъемом казалось, что вот она вершина, ну если не этот, то вон тот холм 100%, но тропа уходила все дальше.

фото Дмитрий Максименко

Вершина, на которой Андрей Владимирович ждал нас уже час, ничего интересного из себя не представляла, не было даже знака, символизирующего «крышу Европы», а в том тумане в котором мы шли, если бы не инструктор ждавший нас там, мы бы вообще могли бы ее проскочить. Сделав несколько фоток с флагом мы поспешили на спуск. К хижине Vallot мы спустились еще засветло (думаю около 18:00) и сразу же принялись топить снег на чай. Хижина заслуживает отдельного внимания, по сути, это металлический куб с резиновым полом. В хижине очень грязно, но гораздо уютней чем на улице.

С наступлением ночи в хижине стало заметно холоднее и пуховки уже не спасали, укрывшись одеялом из фольги, мы дотерпели до утра. Спуск в хижину Гонелла и далее к озеру прошел гладко за исключением натертых ног, которые здорово меня замедлили.
Два последующих дня мы провели в Курмайоре и попытках добраться до Alagna Valsesia для нашего следующего восхождения.
Сменив 3 поезда и преодолев 200 км мы застряли в Vercelli, поскольку в Италии по выходным дням междугородние автобусы не ходят. Надо отметить, что застряли мы в 4-х звездочном отели (кемпингов, хостелов и отелей по проще мы не нашли), что было приятным контрастом после хижины Vallot.

фото Дмитрий Максименко

Дождавшись понедельника, мы добрались до Alagna, где переночевав в кемпинге отправились на Punta Gniffeti 4554м, где у нас была забронирована самая высокогорная хижина в Европе. Сразу скажу, что все эти дни погода была плохая и постоянно лил дождь, так что мы не просто валяли дурака в гостиницах, а пережидали непогоду.

Подъем на Punta Gniffeti особой сложности не представляет. От верхней станции канатки тропа идет влево по леднику, потом немного скал с виа-феррата и после промежуточной хижины Gnifetti, где европейские альпинисты проходят акклиматизацию, длинный путь по леднику с затяжными изнуряющими подъемами. На маршруте, нам то и дело задавали вопросы: «куда вы идете с такими баулами?», «зачем ты тащишь с собой матрас?» (указывая на мой каремат).

Сначала я пытался отшучиваться, мол «идем ночевать под звездами», или «я просто много ем», но с каждым часом шутить становилось все труднее, а желание послать их – нарастало. Тут отдельно нужно отметить, что наш маршрут не предполагал спуска в Alagna, мы планировали пересечь второй по высоте горный хребет Альп из Италии в Швейцарию, непосредственно к подножью Маттерхорна. Ближе к вечеру, мы измученные сильным ветром и тяжелыми рюкзаками, добрались до хижины Маргариты (4554м).

фото Дмитрий Максименко

Не смотря на огромную высоту, хижина оказалась довольно вместительной и комфортной, единственный недостаток, это отсутствие какой-либо воды. Ее нужно было покупать за отдельную плату в 4 евро за литр кипятка, но нам разрешили готовить и топить снег в комнате для сушки обуви. Кроме всего прочего, хижина достаточно дорогая, стоимость ночи – 75 евро с человека (45 если есть карточка ФАИСа).

На следующее утро нам предстоял длинный спуск по леднику на Швейцарскую сторону в г. Церматт. Миновав по пути еще одну хижину (Монтероза), к 17:00 мы добрались до станции поезда, который за 40 мин и 40 евро с чел. доставил нас прямо в Церматт.
Планируя этот маршрут из Киева, мы конечно, не рассчитывали на такие траты, но усталость и тяжелые рюкзаки вносят свои коррективы, и корректируется за частую бюджет. Вообще Швейцария и особенно швейцарские железные дороги (канатки тоже) это крайне дорогое удовольствие.

фото Дмитрий Максименко

В Церматте нас ждал достаточно комфортный кемпинг за 12 евро в сутки с чел, владельцем которого был достаточно своеобразный дедушка, который в прошлом был профессиональным альпийским гидом. По его словам он поднимался на Маттрехорн 530 – 650 раз, количество варьировалось от его настроения и того, кому он это рассказывал.

Физическое, а главное, психологическое состояние нашей группы (за исключением Андрея Владимировича) ухудшалось с каждым днем. Тяжелые переходы давали о себе знать, а на восстановление были всего лишь сутки. Зайдя в «центр проката гидов» (кстати гид на Маттерхорн стоит 1600 евро), нам поведали, что на маршруте много снега, гиды сейчас не водят клиентов и нам не советуют. Тут у нас закралась мысль, что может мы еще не готовы к Маттерхорну, и лучше оставить его на следующий раз…

Вадим сразу сказал, что на Маттерхорн в этот раз он не пойдет, а останется осмыслять полученный альпинистский опыт в кемпинге. Надо упомянуть, что для нас это была первая вершина 3-ей категории сложности и наши опасения были совершенно оправданны. Но Андрей Владимирович, в свойственной ему манере заметил, что: «глупо проделать такой путь и не попробовать взойти. Но можем и не пробовать – как хотите», сказал он.

Все, решено, завтра идем и пробуем!

Вариантов восхождения было два:

1. Поставить палатки в районе хижины Хернли и на следующий день выйти на штурм.
2. Дойти до аварийной хижины Сольвея (4007 м), переночевать там, затем подняться до вершины и спуск в Церматт.

В 09:30 канатка довезла нас до озера Шварцзее, где мы запаслись водой на 2 дня, поскольку дальше набрать ее негде. Через 2.5 часа пути и 400 метров набора, мы поднялись к хижине Хернли. Многочисленные знаки предупреждали нас, что ставить палатки запрещено, а штраф в 3000 евро платить ой как не хотелось. Ближайшие палатки мы видели в 2-х часах от хижины и ставить их у всех на виду нам не хотелось, поэтому решено было идти по плану №2.

фото Дмитрий Максименко

Где-то в 12:00 мы начали восхождение и сразу уперлись в отвесную стену с провешенными перилами из толстых канатов. Тут я опять засомневался в целесообразности нашей затеи, но через несколько метров, маршрут перешел в тропу, которая вывела нас на узкий скальный гребень. В принципе, маршрут хорошо читается, особенно когда есть снег и следы хорошо видны, поэтому не буду детально описывать каждый шаг. Стационарных точек страховки на маршруте достаточно, поэтому свои закладные элементы мы не использовали.

Практически все 800 метров набора до хижины Сольвей приходилось преодолевать лазаньем и уже под самой хижиной было метров 50 перил из старой веревки.

На последней веревке перед хижиной я встретил спускающеюся пару альпинистов из Германии. Услышав мои команды Васе, что бы он закрепил перила, парень сказал: «Russishe…», на сто я его поправил и объяснил, что мы из Украины, он сказал, что это одно и то же, но не успел я что-то сказать, как его девушка возразила: «это не так, это как Немца назвать Австрийцем, к тому же у них идет война». Убедившись, что они точно поняли, что Украина не Россия, я пристегнул жюмар и помчал к хижине.

фото Дмитрий Максименко

Ура, мы пришли! Хижина Сольвея представляет собой небольшой деревянный домик с 2-мя комнатами на 9 спальных мест и туалетом. При желании и наличии спальников, в ней комфортно может спать человек 15. Кроме нас в хижине было еще 3 испанца, а ближе к ночи подошла еще одна пара. На рассвете следующего дня мы продолжили наш путь к вершине, а первые связки клиентов с гидами уже промчались мимо. Скорость гидов просто зашкаливает, даже не представляю, как клиенты за ними успевают.

На предвершинных перилах царил настоящий хаос, особо быстрые уже спускались сбрасывая на наши головы куски замерзшего снега (спасибо, что не камни), поднимающиеся связки пытались обогнать друг друга путая веревки и отталкивая конкурентов ногами. Пока я висел на одном из канатов ожидая своей очереди, одна «дама» начала отцеплять мою самостраховку, на мои громкие возражения, она ответила: «ОК, ОК…» и продолжила развинчивать муфту.
Я понял, что вежливость тут не в почете и собрав все силы рванул вверх. К такому же выводу пришел и Андрей Владимирович, и после очередного куска льда, прилетевшего ему в каску он, со свойственной ему невозмутимостью, отметил: «это п****ец, что тут творится! Больше я сюда не приду.» После перил уже можно было увидеть статую Святого Бернарда и вершинный гребень к которому вели хорошо протоптанные в снегу ступени.

фото Дмитрий Максименко

На узком вершинном гребне толпилось множество групп. Во все стороны открывались поистине потрясающие виды. Сделав несколько фото с флагом мы начали наш неспешный спуск. Дюльфернув около 5-ти веревок, мы поняли, что так не спустимся и до вечера и начали спускаться лазаньем одновременно, организовывая по пути точки страховки.
К вечеру мы были уже у озера Шварцзее, где и разбили палатки.

Вот и закончилось наше путешествие, следующие 2 дня мы провели в кемпинге загорая и восстанавливая водно-солевой баланс (в основном пивом).