Страховка через спусковые петли в альпинизме




Поднимаясь и спускаясь по маршруту Габриэля Хергиани на Ю. Ушбу, пришлось пользоваться спусковыми петлями.
Их было множество т.к дюльферов на спуске около 40. Петли эти разные и в разных местах. Это и понятно! Спускаясь в тумане или в темноте каждый делал что то своё.

Как правило, это куски разного диаметра шнура, стропы и верёвки на выступах. Реже встречаются станции из нескольких крючьев или одного крюка с петлёй, продёрнутой в ушко крючьев.

Там где несколько крючьев – то типа «станции» - это на крутых участках, а там где один крюк – это, наверное, там, где не было достойного или надёжного выступа для петли при спуске.
Спускается человек – ищет чужую петлю – верёвка закончилась и петли нет и выступа! Что делать? Свой крюк – в него реп шнур вдвое и петля готова!




Вот при подъёме возникает соблазн использовать эти петли для страховки. Это из за того, что они есть! Это просто! Дошёл до петли - стал на самостраховку в петлю, и страхуешь через неё же с верхней страховкой нижнего. Это значительно убыстряет подъём. Было такое и при нашем восхождении!

Страшно то, что такая тактика не оставляет права на ошибку и на чрезвычайные обстоятельства. Всё рассчитано только на идеальный вариант подъёма и страховки. Это когда в натяг верёвка и максимум выполнение команды «закрепи» с целью осознанно и плавно её пригрузить. Другие случаи - такие как срыв (ведь второй идёт с рюкзаком) с рывком (а так бывает часто), или камни, лавины, когда тоже рывок и срыв – вот они могут быть смертельными.

Ведь петля не станция!!! Состояние самой петли неизвестно! Состояние выступа и его надёжность не проверена в момент страховки.

Возможно, в другое время, на этой петле спустились (но» когда это было? И сколько прошло времени?). С петлями в крючьях дело обстоит ещё хуже. При нагрузке т.е рывке, непосредственное трение об металлический край крюка хоть репа хоть петли или верёвки обязательно приведёт к её разрыву в этих местах. И самое плохое! Ушко крюка занято петлёй и дополнительными другими петлями и туда даже карабин не встегнуть! Можно сказать что «какие там рывки при верхней страховке?». Но ведь сказавши «А» приходиться говорить и «Б». Если сразу не сделал станцию!

Стал страховать через петлю! Так никто ж уже не делает станцию «после». Пришёл снизу – страхуй лидера! Через эту петлю! Опомнился – ой! счас укреплю – а лидер уже вверху со всем снаряжением, закладками и т.п.! Здесь просто используется спусковая петля как станция! Это недопустимо в плане безопасности!

Как правильно или как допустимо? Если это спусковая петля на выступе, то необходимо накинуть на выступ свою петлю. Рядом положить точку для страховки. Ведь выступ непроверен, и часто бывает разрушен или основание с трещинами. В случае крючьев и петля в них – то можно попробовать использовать хотя бы один крюк - встегнув в него карабин с оттяжкой. Конечно, проверив его предварительно молотком.

При возможности использовать более одного крюка под карабины – надо сделать из них свою станцию. При отсутствии такого – надо положить свою точку, сблокировать с петлёй (для успокоения себя же) и страховать через одну точку, а самостраховку организовать через другую (с карабином) точку страховки.

В таких «правильных» случаях работает ваша петля и вами установленная точка, или минимум две проверенные точки страховки на разных скальных блоках. Это допустимо. Это все знают! Но вид уже готовых петель приводит к «соблазну» не делать «своего», - есть же петля! Будет быстрее! Спускаются же люди! И т.д…




Такая же история происходит на спуске. Петля!! Самостраховка! Дюльфер закреплён! К чему он закреплён ? К спусковой петле. Если перебьёт камнями верёвку последнему на спуске - то не выдержит петля полёта – это ж не станция! Получается надо делать свою точку страховки и петлю на каждой «спусковой петле». Многие считают это перестраховкой. Ведь только что спускались люди! У нас на спуске вылетел горизонтальный крюк с петлёй (на котором спускались вчера) и хорошо, что была точка на мини закладке и страховка через неё.

И хорошо, что закладка была рядом с петлёй, и просело не более метра, и соответственно рывок был минимальный! Страховка первого спускающегося через закладку - сработала! Это было в кулуаре и наверное в том «месте» (т.к на той же высоте) где недавно погибла связка наших львовских альпинистов. Невольно взгляд опустился по кулуару ниже и сознание само «нарисовало картинку» лежащей среди блоков и камней нашей связки. Хорошо, что не жалел время и делал на каждом пункте спуска свою точку страховки. Поэтому то и спустились уже к темноте, и всё было долго и медленно. А в сравнении с жизнью – это время – ничто.

Поэтому существует некая ответственность на «лидере». Вот как он будут делать - так оно и пойдёт. Или «быстро» или «медленно». Вот на спуске «первый» спускающийся тоже «лидер» - он ищет петлю или её организовывает и также организовывает станцию или точку для страховки.
От действий этих «первых» часто зависит наша жизнь. Не в общем а в личном плане – наша биологическая жизнь.

Другие материалы по теме "Техника выживания для альпиниста" Вы можете посмотреть в нашей спецтеме >>>>

Теги: спусковые петли в альпинизме, страховка в альпинизме, страховка альпиниста, петли в альпинизме, техника выживания для альпиниста
Автор: Сергей Дидора, http://alpkr.pp.ua/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ