Анджей Баргель: Мне стыдно за всех тех альпинистов, которые не пришли на помощь в поиске Олека Островского

Олек Островски (Olek Ostrowski) на Чо-Ойю в 2014 году
Олек Островски (Olek Ostrowski) на Чо-Ойю в 2014 году


25 июля 2015 года, во время спуска на лыжах с восьмитысячника Гашербрум 2 (Gasherbrum II, 8034 м), тринадцатого по высоте восьмитысячника мира, пропал без вести знаменитый польский альпинист Олек Островски (Olek Ostrowski).

Его соотечественники Анджей Баргель (Andrzej Bargiel) и Дариуш Залуский (Dariusz Zaluski), бывшие в это время на соседнем восьмитысячнике Броуд Пик, узнав о трагедии тотчас же организовали поисково-спасательную операцию.


В этом интервью для польского новостного агенства RMF24, Анджей рассказывает о некоторых моментах этого поиска

Наши поисковые работы были прерваны пакистанской армией: они не разрешили больше выходить на склон горы, объявив что все мы должны спуститься в Базовый лагерь и закрыть сезон восхождения на гору.
Мне это очень не понравилось, это очень плохое решение

Тем более что Вы специально пришли с Броуд Пик к Гашербрум для участия в поиске

Вскоре после восхождения на Броуд Пик мы пришли к базовому лагерю Гашербрум следующим утром, где уже узнали подробности страшной трагедии с Олеком.
Мы попытались сделать хоть что-то, что было в наших силах, но этого было крайне мало и соответственно ничего из этого не вышло.

То есть сейчас на Гашербрум нет ни одного альпиниста?

Да, там сейчас нет ни одного человека, и мне даже стыдно за всех тех альпинистов, кто был в Базовом лагере но и пальцем не пошевелил для участия в поиске. Теперешние настроения в горах среди таких альпинистов меня тревожат, я думаю это все из-за большой коммерциализации альпинизма.
Сегодня всю ответственность альпинисты перекладывают на плечи нанятых ими шерп и высотных носильщиков, и никто из низ даже не может подумать что способен помочь в трудной ситуации своему товарищу, даже если он находиться рядом с Вами.

Так было и с Олеком, когда он пропал, в это время альпинисты были и во втором и в первом и в Базовом лагере, но никто из них не начал проводить поиск пропавшего без вести альпиниста.

Это очень печальная ситуация, но я надеюсь, что когда нибудь она измениться к лучшему.

Олек Островски (Olek Ostrowski)
Олек Островски (Olek Ostrowski)



На поиски Олека вышли только лишь шерпы? Ни один из альпинистов в них не участвовал?

К сожалению, да, никто не вышел. Я понятия не имею о чем в это время думали эти альпинисты... может они вбили себе в голову что раз восхождение на вершину опасно, то и помощь другим альпинистам тоже опасно?
А успех восхождения больше чем возможная помощь в авариях?

Сейчас мы получаем довольно противоречивую информацию о Олеке, можете ли Вы сказать точно что случилось на склоне Гашербрум I?

Со своим напарником, Петром Снигорски, Олек начал спускаться с горы, с отметки 7600 метров. Они вместе доехали до третьего высотного лагеря. Затем Олек начал проходить траверсом большую область сераков, однако из-за его спуска сошла небольшая лавина, которой было достаточно для того что бы снести Олека в одну из глубоких ледовых трещин.

Петр видел все это, но не мог ничем помочь Олеку, поскольку даже не мог подобраться безопасно к этим серакам.
Он спустился в первый высотный лагерь и стал ждать поисково-спасательной команды из Базового лагеря, что бы подойти к трещине и вытащить из нее Олека.

То есть информация о том, что Олек и Петр спускались отдельно друг от друга неверна? Оба они вместе спустились в первый высотный лагерь?

Да, до второго высотного лагеря они съехали вместе, трагедия произошла на участке спуска к первому высотному лагерю, чуть ниже второго

Гашербрум II. Место гибели Олека Островски
Гашербрум II. Место гибели Олека Островски


Базовый лагерь Гашербрум I уже свернули?

Да, здесь сейчас командуют альпинистами военные из пакистанской армии. Я хотел остаться сам, но понял что без помощи шерп мне ничего не удастся сделать, тем более что я совершенно не знаю того места где пропал Олек.

Три часа я вел переговоры с армейским лейтенантом, после чего он принял решение следовать предписанию, которое гласит, что если на склоне горы погибает хотя бы один альпинист, нет смысла оставаться на склоне горы другим людям, что бы не рисковать большими жизнями.

Вы хотели остаться и самостоятельно провести поиски?

Да, но самому мне не было смысла оставаться, выход на гору без шерп был бы бессмысленным.

Теги: Олек Островски, Olek Ostrowski, Анджей Баргель, Andrzej Bargiel, Гашербрум II, Gasherbrum II,
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.m.rmf24.pl/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ