Теория внутренней нравственности альпиниста

Дождь закидывает иллюминатор косыми струйками воды, сквозь стекло смутно вырисовываются контуры стоящих в очереди на взлёт соседних самолётов. Московские пробки добрались до аэропортов, и мы стоим в очереди на взлёт в хвосте длинной вереницы самолётов, наш вылет в Новосиб задержался уже, как минимум, на полтора часа...
Впереди - как минимум четыре часа вынужденного безделья, вот я и подумал, что именно по пути в Новосиб у меня будет прекрасная возможность вернуться к теме, которая родилась этим летом на Кавказе в философских диалогах на тему общечеловеческих ценностей и смысла занятий альпинизмом.





В самом начале этого очерка я хочу уточнить, что термин альпинизм я буду употреблять здесь в довольно широком значении – в данном контексте это ни в коем случае не спорт, не соревнование, не экстрим и не романтика походной жизни. Здесь под словом альпинизм подразумевается собственно восхождения на вершины, пребывание в горах, связанное с любой физической активностью - походы в горах – то, что сейчас принято называть английским термином треккинг.

Важно то, что человек попадает в обстановку, непривычную для себя, оказывается перед необходимостью терпеть лишения и преодолевать препятствия, не свойственные его обычной, повседневной жизни. Всё это он делает не ради явной бытовой необходимости, а для достижения абстрактной, эфемерной, самому себе поставленной цели. Процессы, задействованные в этом занятии, затрагивают не только физические механизмы человека, но так же влияют на его нравственные и психологические установки. Человек, впервые попавший в горы, переживает стресс, глобально затрагивающий все части его организма.

Вопрос о существовании некоего психологического механизма, который тянет человека в горы, мы начали обсуждать этим летом Кирюхой Петровым. Выполняя обязанности горных проводников мы работали сначала на Эльбрусе - самой высокой вершине нашего континента. Потом я увёз уже оформившуюся в общих чертах теорию в Безенги, на Дых Тау. Дых Тау – вторая по высоте вершина Европы, пятитысячник, легендарная сложнейшая вершина Кавказа. На Дыхе мы работали в паре с сильным питерским альпинистом Сергеем Нефёдовым. Так как вопрос интересовал нас обоих, то идея ТВН нашла своё развитие – в свободное время на маршруте мы оживлённо беседовали на тему морально-психологических аспектов альпинизма, пытались понять мотивацию и внутренние аспекты этого занятия, делающие его чем-то большим чем спорт или активный отдых.

Чем альпинизм наших дней отличается от альпинизма прошлого? Какое наследство осталось нам от великих достижений предыдущих поколений альпинистов? От чего сейчас мы можем с легкостью отказываться, как от пережитков прошлого? Эти пережитки уйдут вместе с предыдущим поколением альпинистов и больше не вернутся. А что-то неуловимо ускользающее упускать никак нельзя, без него потеряется вообще смысл восхождений на вершины, они превратятся в удел отморозков и любителей погадить на природе…

Альпинизм меняется. Этот процесс неизбежен, как и любое развитие, взросление. От нас зависит, что из накопленного за пару столетий мы сохраним и оставим себе как основу этого занятия.

Мне до сих пор не даёт покоя мысль о том, что же всё-таки двигало этими людьми: англичанин Коккин – на Кавказе все самые сложные горы были пройдены им задолго до того, как прогресс вмешался в вопросы безопасности и комфорта горовосхождений. Итальянец Каррель – феноменально сильный альпинист и гид, в 19м столетии потрясавший всю Европу своими дерзкими восхождениями в Альпах и умерший от истощения на склоне после предельно сложного восхождения на Маттерхорн.

В 20м столетии череду альпинистских восхождений, которые сложно назвать иначе как подвигами, продолжили легендарные советские альпинисты Абалаков, Мышляев, Хергиани…. Можно перечислять и дальше, но пишу я не антологию истории альпинизма. Я пытаюсь изложить мои мысли о том, что кажется мне наиболее трудноуловимым, но и наиболее ценным в альпинизме. То, что делало этих людей подобными древним титанам по твёрдости духа и силе воли. Потому что без этих качеств, невозможно было совершать те поступки, которые их прославили.

Если сейчас мы не разберёмся и не сбережём эти качества – их накроет волна развлекательного альпинизма, пустышки для потребителей развлечений. Этот товар хорошо продаётся, поэтому есть риск в потоке потребителей потерять то, что делает нас личностями, что облагораживает и обеззараживает сознание, то, что делает нас Людьми.

Рассуждение на эту тему привело нас к теории о Точке Внутренней Нравственности. Для краткости, в дальнейшем, повторяя этот термин, я буду просто писать ТВН, надеюсь, вы не забудете, что это означает. Итак, что такое ТВН и как это связано с перемещением нашего организма по вертикали.

Теоретически, внутри каждого из нас есть некоторое устройство для определения и распознавания добра и зла. Это врождённое качество присуще каждому разумному существу. Может быть это совесть, а может быть – душа, никто с точностью этих понятий не определил и не назвал органа, ответственного за их развитие. Так что пусть в нашем случае будет ТВН – звучит научно. Предположим, что это ТВН есть у каждого, но никому не понятно как пользоваться этим свойством.
Что же происходит с ТВН в нашей непростой, и прямо скажем, не очень позитивной повседневной жизни?
Поток информации, которую мы пропускаем через себя ежедневно, оставляет чёрный осадок, потребность отделять добро от зла, хорошее от плохого теряется в непрерывной суете и борьбе (грызне) за существование. И наша ТВН заплывает этим бытовым илом, теряет свою подвижность – зачем ей лишние хлопоты и беспокойства. Мы забываем об этой способности, постепенно теряя её вместе с интересом к жизни, совестью, способностью радоваться простым естественным вещам. Кстати, отсюда, возможно, растут ноги у таких пороков как алкоголизм и наркомания – человек рефлекторно пытается как-то вырваться, освободиться из этого болота. Но попадает в болото еще более худшее.

Для современного человека постоянное нахождение в социуме диктует своеобразные условия поведения. Подлость, бессердечие и поголовная паранойя волной накрыла Россию, политическая ситуацию только усугубляет процессы, которые ведут к потере тех простых качеств, которые по природе свойственны людям. В каждом из нас есть, механизм, условно отвечающий за распознавание добра и зла не только в личных интересах, но и по отношению к другим, по отношению к социуму. Однако использование этого механизма в текущих условиях не всегда оказывается возможным из-за особенности той реальности, которую мы создали себе. Не наёбешь – не проживёшь, простое житейское правило, закон джунглей.
А если представить себе другую реальность? Например такую, в которой мы действительно нужны друг другу, где успех, безопасность и сама жизнь каждого из нас в полной мере зависит от поддержки и помощи окружающих?

Например представим себе, что в этой абстрактной реальности нет того дефицита пространства, которое делает нас, в лучшем случае, бездумными роботами в нашей обыденной жизни?! Что произойдёт тогда? Я не раз замечал, что происходит с людьми в горах, как меняются эти люди, открываются и очищаются. Отчего так? Вот здесь и берёт начало теория ТВН. Из вынужденного социального анабиоза выходит наружу то самое внутреннее качество, ответственное за совершение поступков. Теряется внутреннее равновесие, которое на самом деле не равновесие, а просто заскорузлость чувств, притупление эмоций
. В непривычных для себя условиях человек начинает совершать поступки, не свойственные для него в обыденной жизни.

Порой этими поступками он удивляет сам себя. Какой результат этого выхода из анабиоза, разбалансировки чувств?
У каждого по-своему. Кто-то обнаружит в себе подлость, кто-то наоборот. Кто-то неожиданно оценит бескорыстную помощь постороннего человека, кто-то бросит друга в беде. Не важна качественная оценка поступка, важен сам факт его совершения. Что-то внутри вышло из равновесия, разболталось. И в этом колебании человек чувствует дискомфорт. Это шанс меняться, это стимул и критерий правильности.

Альпинизм – занятие философское. Цель, которую люди ставят себе, не несёт практической ценности. Это абстрактная цель, которую человек ставит себе не для того, чтобы получить взамен что-то практически полезное.
Это активизация процессов, связанных с внутренней концентрацией на успехе, на решении практических задач, связанных с достижением абстрактного результата. Это возможность открыть в себе те качества, которые мы очень редко, либо никогда не используем в нашей обычной жизни. Это и есть ТВН – центр нашего сознания собственной индивидуальности, исключительной ценности для этого мира и неповторимости. Это пересечение наших личных интересов с интересами социума, это точка баланса между подлостью и благородством.

Альпинизм не делает хороших людей из плохих, не превращает подлецов в благородных рыцарей. Но это занятие может открыть в нас те качества, которые очень сложно обнаружить, занимаясь бегом или теннисом, плаванием или авто путешествиями. И дело не в том, что здесь лучше или хуже – в любом занятии есть свои позитивные качества. Но на вопрос о том, зачем люди идут в горы, что их тянет туда снова, даже в том случае, если с первого раза им там очень не понравилось, я думаю что, по крайней мере, для себя я ответил. Движение Точки Внутренней Нравственности, даже сам факт её обнаружения для любого человека это процесс, возвышающий его над обыденным состоянием, внутренне обогащающий. И рефлекторно человек стремится снова пережить этот опыт, дополнить в чём-то, в чём-то исправить.

Давайте для наглядности, попробуем нарисовать несколько сценариев, по которым могут развиваться события в жизни человека, впервые попавшего в горы.

Например, из любопытства или в погоне за новыми эмоциями человек делает шаг в сторону неизвестного, но привлекательного мира горных вершин. Зачем ему это? Вряд ли на этом этапе человек осознаёт всю серьёзность подобного шага. Просто жажда приключений, романтики, чего-то нового. Потом приходит разочарование. Оказывается, в горах всё не так, как в кино или на фотографиях. Выясняется, что там приходится носить тяжёлый рюкзак, мокнуть под дождём, питаться неизвестно чем из подозрительного пакета, страдать от отсутствия элементарных бытовых условий. И человек говорит себе – нееееет!, больше вы меня сюда не заманите, ни за какие коврижки, ни в какие горы я больше ни-но-гой! Он терпеливо дожидается конца похода, возвращается домой, раздаёт друзьям ненужную более снарягу и решительно не подозревает, что он уже заражён. Заражён болезнью, которая через полгода заставит его грустно пересматривать фотографии с летнего сезона, вспоминать хмурые дождливые горы и, странно, но с непонятной ностальгией восстанавливать в памяти мелочи, которые непонятно почему остались в памяти. И, с некоторой дистанции по времени, уже лучше видится ему то, что в палатке было тесно и холодно, но как-то по-своему уютно, что рюкзак, конечно, был тяжёлый, но какое счастье было сбросить его в конце дня в лагере… И так во всём. А потом этот человек ловит себя на мысли о том, что его друзья в следующем сезоне снова едут в горы…, да и снарягу можно обратно попросить, ведь поймут ребята.

Или по-другому. Всё было хорошо и с погодой и с рюкзаком – попросту его не надо было нести, потому что он ехал на ослике своим ходом. И кормили сносно – повар каждый день наколдовывал что-то новенькое, даже кушать можно было не на корточках в тесной палатке, а в просторном кухонном шатре, удобно сидя на складном, но всё-таки кресле. Но всё это было как-то не так, смутное беспокоящее чувство поднималось изнутри сознания и создавало дискомфорт в этом мире холодной сияющей высоты.

Мир гор давил и удручал своим величеством. «Это безусловно был хороший опыт, но в горы меня больше не заманишь», – думал человек. Этот человек больше никогда не попал в горы, однако, в трудную минуту именно от них пришла та сила, которой не хватило в трудный момент. В этот самый момент, неожиданно появились какие-то сомнения и колебания, и человек с удивлением обнаружил в себе способность видеть вещи под непривычным углом зрения….

А бывает и вообще всё гораздо проще – совсем незамысловатый сценарий, когда человек, попавший в нужную компанию, получает новое увлечение – типа альпинизм это круто!
Весело, активно и нестандартно проведённый отпуск или каникулы подарят впечатлений на год вперёд, и не останется никаких сомнений в том, что на следующий сезон снова будет приключение в горах. Осознание того, что произошло что-то более серьёзное, чем просто клёвый походик, придёт в том случае, если произойдёт что-то выбивающее из колеи. А если всё пройдёт легко и ровно – может и не будет никаких странных ощущений… Но всё равно, рано или поздно, горы заставят задуматься и поставят вопрос - зачем?

Эти рассуждения нужны затем, чтобы попытаться приблизиться к идее о том, что независимо от развития дальнейших событий, горы дают человеку нечто, способное в дальнейшем изменить как самого этого человека, так и его последующую жизнь.

И на какую бы вершину мы не поднимались, независимо от уровня сложности и мотивации восхождения, всё равно, основным, самым глубоким и важным процессом, который происходит в сознании человека, является выведение из привычного стабильного состояния того механизма, который мы условно назвали ТВН – Точка Внутренней Нравственности. И именно благодаря этому механизму, создаётся та самая тонкая невидимая связь, которой человек привязывается к горам и, неосознанно меняя себя внутренне, становится зависим от тех переживаний и эмоций, однажды испытанных.

--------------

Подведу итог, благо самолёт уже успешно пошёл на посадку. Я не согласен с Володей Высоцким – "Парня в горы тяни, рискни… а если что не так – гони.."... Нет ни хороших людей, ни плохих. Есть набор индивидуальностей. При всём нашем множестве, каждый из нас уникален, в этой уникальности – великая тайна мира. И поднимаясь на вершину, преодолевая испытания, порой даже рискуя жизнью, мы получаем возможность испытать, почувствовать эту уникальность, почувствовать собственную ценность для этого мира и свою гармонию с ним.

Так бы я определил то самое главное, что нужно выделить в этом вопросе. То, что в альпинизме, особенно в нашем, российском, со всей его историей, мы должны самым бережным образом хранить и оберегать от превращения в активный отдых или соревновательный спорт.

Этим летом, на фоне заснеженных горных пиков и сияющего ультрамарина неба, на просторах альпийских лугов, где каждый шаг сбивает с цветов на тропу хрустальные капли росы, мы совершили попытку ответить на вечный вопрос – зачем мы здесь, что тянет человека в горы и как объяснить эту практически наркоманскую зависимость от регулярных путешествий в поднебесье. Старый и риторический вопрос, однако мне думается, что у нас получилось сформулировать теорию, довольно связно объясняющую механику этой привязанности… Теория получила мудрёное название – Точка Внутренней Нравственности, но, если вы всё таки дочитали до конца – хочется верить, что вы поняли о чём шла речь.

P.S. Если после контрольного прочтения этот текст будет признан удобоваримым и достойным прочтения, я хотел бы посвятить его Лёше Болотову – человеку близкому мне по духу, с которым мы начали обсуждать вопросы психологии альпинизма. Но не закончили. Лёша погиб при попытке восхождения на Эверест.
Честному человеку – чистая смерть.

Теги: альпинизм, психология альпинизма, психология альпиниста
Автор: http://www.alexclimb.com/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ