История компании Primus




История Primus началась в далеком 1892-м году. Работающий в небольшой кузнечной мастерской в центре Стокгольма шведский механик Франц Вильгельм Линдквист (Frans Wilhelm Lindqvist) изобрел первую бесфитильную бессажевую керосиновую горелку. Он взял за основу конструкцию паяльной лампы.
По идее Линдквиста, прежде чем сгореть топливо разогревалось в металлической трубке-магистрали и переходило в газообразное состояние, что резко повышало его сгораемость.

Благодаря этому горелка не коптила и была очень экономичной. Линдквист получает патент на свое изобретение и становится партнером своего коллеги по кузнице Йохана Виктора Свенсона (Johan Viktor Svenson).
Вместе они организовали производство горелок на фабрике J.V. Svenson’s Kerosene Stove Factory под торговой маркой Primus.
В переводе с латинского Primus значит «первый».

Вид на завод Primus на острове Lilla Essingen в Стокгольме. Фото 1929 года.
Вид на завод Primus на острове Lilla Essingen в Стокгольме. Фото 1929 года.


Целевой аудиторией продукции Primus считались домохозяйки, ведь новые горелки облегчали процесс готовки. Франц и Йохан никак не предполагали, что их товар станет популярным у путешественников и исследователей. Однако история все расставила по своим местам.

первый логотип Primus
первый логотип Primus


Своеобразное боевое крещение горелка Primus No. 1 приняла в санной экспедиции норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена в 1896 году. Горелка активно использовалась для приготовления пищи и кипячения воды. Кроме того изобретательный Нансен усовершенствовал конструкцию посуды для параллельного растапливания снега и льда. Он задействовал избыточные горячие продукты горения. Таким образом, Нансен обеспечивал экспедицию необходимым количеством питьевой воды для борьбы с «арктической жаждой» – быстрым обезвоживанием организма в условиях холода.

Горелка Primus No.1 - прототип 1891-го года и образец 1929-го года
Горелка Primus No.1 - прототип 1891-го года и образец 1929-го года


Горелка Primus на северном полюсе

В 1897 году шведские путешественники Саломон Андрэ (Salomon Andrée), Нильс Стриндберг (Nils Strindberg) и Кнуд Френкель (Knut Frænkel) попытались пересечь Арктику через Северный полюс на водородном воздушном шаре. К сожалению, экспедиция закончилась трагически – шар потерпел крушение, а попытка добраться до обитаемых мест на лыжах не увенчалась успехом – все трое погибли во время зимовки на острове Квитойя (Kvitøya Island).
О том, что в экипировку шведов входила горелка Primus No. 1 стало известно лишь в 1930-м году, когда останки членов экспедиции были обнаружены командой норвежского корабля «Bratvaag».
Удивительно, но пролежав в снегу и льдах 33 года, горелка продолжала исправно функционировать – в дальнейшем она попала в состав мемориальной экспозиции в музей полярных исследований в городе Тромсё (Норвегия).

Плакат посвященный горелке Primus найденной исправной через 33 года  после гибели полярной экспедиции Саломона Анри 1897 года
Плакат посвященный горелке Primus найденной исправной через 33 года после гибели полярной экспедиции Саломона Анри 1897 года


Несмотря на более чем скромный стартовый капитал компании, её продажи очень быстро росли. Благодаря стараниям шведской маркетинговой фирмы B.A. Hjorth & Co. Primus начали экспортировать за рубеж, в том числе и на территорию Российской империи. К 1910-му году ежегодно выпускалось около полумиллиона горелок.


Горелка Primus на южном полюсе


В 1911-м году норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен первым достигает Южного полюса. Для приготовления пищи и перетапливания льда используется все та же горелка Primus No. 1. Несмотря на то, что с момента появления первого прототипа к тому времени прошло уже почти 20 лет, конструкция горелки не претерпела никаких изменений. Однако каталог Primus все же пополнился несколькими моделями, которые преимущественно различались между собой размерами топливных бачков. Помимо производства горелок фабрика Primus изготавливает и экспортирует паяльные лампы.

Руаль Амундсен во время экспедиции  на Южный полюс 1911 года
Руаль Амундсен во время экспедиции на Южный полюс 1911 года


К 1930 году на стокгольмском острове Lilla Essingen, где располагалась фабрика Primus, трудилось около 500 человек, среди которых был даже будущий премьер-министр правительства Швеции Пер Альбин Ханссон (Per Albin Hansson). Одна из улиц на острове Lilla Essingen и сейчас носит название Primusgatan, напоминая о некогда крупном производстве, развернутом на его территории.

В начале 1930-х гг. компания одной из первых в мире начинает разработку горелок, печей и баллонов для сжиженного газа и газовых смесей (LP-газ). Первая печь, в качестве топлива для которой служил LP-газ, появилась в ассортименте Primus в 1938 году, а в конце 1940-х – начале 1950-х гг. компания запускает производство кемпинговых двухкомфорочных газовых плит, газовых ламп и баллонов собственной разработки.

Primus 41sp  1955 года выпуска
Primus 41sp 1955 года выпуска


Однако газ на тот момент не находит своего места в суровых полевых условиях. Первые компактные баллоны не выдерживали большого давления, поэтому вмещали в себя относительно небольшое количество топлива, а сама газовая смесь была чересчур капризна в условиях холода и высокогорья. Поэтому путешественников по-прежнему сопровождали жидкотопливные горелки Primus и их аналоги от других производителей, таких как американский производитель Coleman. Они практически не отличались от конструкций 1892 года.
Пожалуй, единственной конструктивно новой горелкой в ассортименте стала Primus 41sp, выпущенная в начале 1950-х гг. Её особенностью была возможность упаковать соединенные между собой топливную магистраль и горелку (кроме бачка) в аккуратный и довольно компактный металлический чемоданчик, поднятые крышки которого могли служить ветрозащитными экранами. Аналогичную компоновку по сей день использует шведская компания-производитель портативного топливного оборудования Optimus в модели Hiker.


Горелка Primus на Эвересте


В 1953 году облегченная и более компактная модификация модели No.1 «Primus 210» сопровождала экспедицию на Эверест. В ее состав входила двойка Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея – первых альпинистов, благополучно поднявшихся на вершину самого высокого восьмитысячника. За несколько десятилетий до этого Primus No. 1 использовал во время своего рокового восхождения на Эверест английский альпинист Джордж Мэллори.

Рекламный постер Primus посвященный первому успешному восхождению на Эверест
Рекламный постер Primus посвященный первому успешному восхождению на Эверест


Несмотря на успехи компании в области создания надежных жидкотопливных портативных горелок, это направление не являлось приоритетным в развитии. Причина крылась отчасти в высокой конкуренции, в одной только Швеции сосуществовали четыре производителя – Primus, Radius, Svea и Optimus.
Отчасти в понимании перспектив развития рынка газовых плит, ламп и горелок для кемпинга и бытового использования. По этой причине в 1962-м году группой компаний Bahco, куда входил завод Primus, было продано право на производство жидкотопливных горелок под маркой Primus шведской компании Optimus. При этом они оставляли за собой свои права на марку в рамках производства газового оборудования.
Optimus после сделки получили не только уже собранные и готовые к продаже горелки, но и запасы запчастей для сборки новых.

С 1964-го по 1976-й классические жидкотопливные горелки Primus продавались под логотипом Primus Trading Company, принадлежащей Optimus. В течение 10 лет Optimus выкупят права еще на два бренда шведских горелок – Radius и Svea, выпуская практически идентичные друг другу горелки под разными названиями (например, Optimus 00, Primus 210 и Svea 121) с взаимозаменяемыми запчастями.
В 1976 году Optimus объединит всю линейку жидкотопливных горелок под своей маркой и ликвидирует Primus Trading Company.

горелка Svea 121                                     горелка Optimus 00                                  горелка Primus 210
горелка Svea 121 горелка Optimus 00 горелка Primus 210


Что же происходит в этот период собственно с компанией и фабрикой Primus? В начале 1960-х гг. появляется сохранившийся до сегодняшнего дня логотип компании. С 1965-го в течение 30 лет компания активно внедряет свои разработки в области портативного топливного оборудования, работающего на основе сжиженного газа – компактные газовые лампы, горелки, кемпинговые плиты и т. д. Primus становится европейским лидером в этой области, опережая французский Campingaz.

Портативная горелка Primus  Grasshoper 1971 года выпуска
Портативная горелка Primus Grasshoper 1971 года выпуска


В 1978-м году компания запускает свою первую природоохранную программу, причем довольно оригинальным способом – газовое оборудование поставляется в страны Африки, для снижения роли древесины в качестве топлива и сокращения тем самым вырубки лесов.

Рекламный щит Primus в Каире, Египет. Начало 1950-х гг.
Рекламный щит Primus в Каире, Египет. Начало 1950-х гг.


В следующий раз компания Primus громко заявила о себе в 1996 году, разработав первую в мире полноценную мультитопливную горелку способную работать как на жидком топливе, так и на газу. Новинка называлась MultiFuel и к тестированию её прототипа специалисты компании подошли со всей серьезностью.

В Primus надеялись с её помощью вернуться на рынок портативного и легкого топливного оборудования. Ушедший позже в серийное производство образец достался шведскому путешественнику, альпинисту и искателю приключений Йорану Кроппу (Göran Kropp).
Кропп успешно выполнил весьма сложную задачу – в одиночку доехал на велосипеде из Швеции до Тибета и совершил сольное, бескислородное восхождение на Эверест, не прибегая к помощи шерпов-носильщиков.

Йоран Кропп
Йоран Кропп


Горелка также успешно выдержала испытания, преодолев больше 12 тыс. километров пути, побывав на самой высокой в мире горе. Выйдя на рынок, MultiFuel получил сразу несколько престижных наград, включая «Выбор редакции» от европейского журнала Outdoor.

Альпинист Йоран Кропп успешно тестирует прототип будущей горелки  Primus MultiFuel во время восхождения на Эверест в 1996 году
Альпинист Йоран Кропп успешно тестирует прототип будущей горелки Primus MultiFuel во время восхождения на Эверест в 1996 году


В 1999-м году производство переносится из Швеции в Эстонию – на завод в Тарту. На его производственных линиях начали собирать не только топливное оборудование Primus, но и модели сторонних торговых марок, например, Go Systems. А в начале 2000-х гг. Primus входит в состав шведской группы компаний Fenix Outdoor, вместе с ним туда входят такие гиганты как Fjällräven (одежда и экипировка для активного отдыха), HanWag (треккинговая обувь) и Brunton (приборы и электроника для outdoor).

Успех MultiFuel предопределил его использование в качестве фундамента для последующих, разработанных в компании моделей компактных мультитопливных горелок. В 2001-м году выходит на рынок OmniFuel – переработанная и облегченная версия MultiFuel’а с возможностью использования дизельного топлива («omni» с латинского означает «все»). OmniFuel получила больше всего наград от различных изданий и выставок из всей линейки горелок Primus за всю историю компании.

В 2006-м году в Primus дабы не отставать от конкурентов, разработали собственную интегрированную систему приготовления пищи – горелку Eta Power, которая положила начало всему семейству Eta. Весь модельный ряд объединяет наличие напаянного на посуду теплообменника, который снижает расход топлива.

В 2013-м году вышла её последняя модификация – горелка Eta Lite. В 2011-м году пережила переработку OmniFuel – её корпус был немного уменьшен и выполнен из титана. Новая версия была названа OmniLite Ti, и на сегодняшний день остается едва ли не самой легкой и компактной горелкой в своем классе.

Система Primus Eta Power
Система Primus Eta Power

Primus Eta Solo
Primus Eta Solo


Подытожив все вышесказанное, можно смело заявлять - история компании Primus – это не просто рассказ об очередной торговой марке из мира outdoor. Это история путешествий, приключенческих авантюр и спортивных достижений с конца XIX и до начала XXI века. Идея Линдквиста сделала возможным достижение Северного и Южного полюсов. Разработки в области топливного оборудования, использующего LP-газ, облегчили жизнь в любительских кемпингах, альпинистских базовых лагерях и мобильных стационарах исследовательских экспедиций.
Само название компании стало нарицательным – для многих любителей активного отдыха любая увиденная горелка – «примус». Компания при этом успела отметиться не только в мире outdoor – её продукция стала частью истории повседневности начала XX века, что нашло свое отражение в литературной классике – достаточно вспомнить реплику кота Бегемота из «Мастер и Маргарита».

"Не шалю, никого не трогаю,  починяю примус"
"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус"


Совсем скоро компании Primus исполнится 125 лет – это ли не лучшая гарантия качества?


Теги: Примус, Primus, газовые горелки, мультитопливные горелки, горелки Примус
Автор: http://sport-marafon.ru/
Опубліковано в Екстремальний спорт

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ