Украинские альпинисты в Татрах: Южная стена Кежмара

В самом начале этого года был зимний выезд в Высокие Татры. Хотелось пройти красивую линию по стене в суровых зимних условиях. Но все оказалось слишком сурово!

В день приезда горы встречали нас солнышком и заманивали своей заснеженной красотой. Мы видели эту красоту! Но на следующий день картинка поменялась. Ничего не видно, пасмурно, снег. По прогнозу должны быть окна. В плохую погоду решили делать заброску под стену. Терпеливо ходили из Замковецкой хаты в Скальнату Долину с тяжелыми рюкзаками и ждали погоды.

С каждым днем снега выпадало все больше. Стену облепило снегом и изморозью, как крест на вершине Говерлы. Тропить становилось все тяжелее. К утру наших следов совсем не было видно, чуть позже за нами двигались «группы выходного дня» без снегоступов, портили нашу «лыжню» и возвращаться назад было крайне неприятно. Но дальше озера по долине никто не ходил.

И вот, долгожданный ясный день! По завыванию ветра за окнами мы поняли, что он не будет нашим. Ветер был настолько сильным, что просто сбивал с ног. Канатная дорога не работала ни на одном из уровней. К Скальнатому Плесо по горнолыжным трассам поднимались только скитурщики и мы по нашему траверсу. Два дня ураганного ветра дали понять, что вещи из-под стены надо переносить обратно в хату.

Задача выезда была достигнута уже в первые дни – под тяжелыми рюкзаками три барышни замучились почти сразу и, понимая, что просветов нет, решили сворачиваться. Кто торопился, уехал домой раньше.

Нам с Аней стало очень грустно, что мы даже не подошли к стене, решили остаться и хоть где-нибудь прикоснуться к белым камням.
Поднялись к Терыхо хате в Малой Студеной долине, полюбовались окрестностями, высмотрели маршрут и на следующий день решили воплотить планы в жизнь. Получилось!

За пять дней плохой погоды снега нападало необыкновенно много. Снова приходилось тропить, проваливаясь по колено на снегоступах. В кулуарах становилось и тяжело, и страшно – склон все круче и круче. А на маршруте казалось, что снежный склон встает – делаешь ступени, всем телом прижимаешься к почти вертикальному снегу и тихонечко шепчешь: «Я легкая… Я легкая…». Облегченно вздохнули, когда вышли на гребень. Спасибо горе, что выдержала нас, пустила. Красиво было! Небо ясное, мы снова увидели эту красоту!

Предвершинный гребень

Аня на вершине

На вершине Баранячи Роги

Обледенелая красота осталась перед глазами и желание пройти красивую линию по стене в суровых зимних условиях осталось неудовлетворенным. Решили сделать себе подарок на Восьмое марта – исполнить свои желания.

В этот выезд мы были только вдвоем – я и Аня. Среди словацких линий на http://www.tatry.nfo.sk/ высмотрели Обровский Кут и взяли за основу. Четыре веревки, железо, бивак, продукты, теплые вещи в четырех рюкзаках казались неподъемными, но мы медленно приближались к нашей горе. Планировали сразу же в день приезда подниматься в Скальнату хату, но опоздали на канатку на 5 минут! Пришлось на одну ночь искать жилье внизу.

На следующий день погода снова «звенит» и мы торопимся вверх. Поднимаемся, подходим, обрабатываем, копаем в снегу площадку, ночуем в 30 м от стены и утром решаем стартовать.

Аня подходит к первой станции

Вторая веревка. Вид сверху вниз

Третья веревка.

10 марта было днем старта. Солнце, ясно, ветра почти нет. Вещей на маршрут взяли немало, поэтому первая лезла с рюкзаком, а вторая жумарила с тяжелым баулом. Первый бастион – хорошие пятерочные веревки. Хоть и с ужатым, частично наполненным, но 70-литровым рюкзаком приходилось пыхтеть. А у Ани с баулом еще веселее отношения складывались, особенно на траверсах. Выходило совсем не быстро, потому что было тяжело.
Вышли на рампу (наклонная полка через всю Южную стену).

Обровский кут

По нашему тактическому плану у основания непосредственно Обровского кута на полке организуем ночевку и вечером сколько сможем провешиваем верхний бастион. Для этого мы и тащили за собой еще 100 м статики. В этих местах никто из нас не был, поэтому планы пришлось корректировать. Времени до темноты оставалось не много – обработка отменялась.

Нормальной полки и близко не было – наклон 45-50 градусов, бараньи лбы, справа крутой снежник, переходящий в край склона, на который даже становиться не хотелось. Понимаем, что ночевать будем сидя. Бухтую веревку и слышу отчаянное Анькино «Ё-ё-ё!!!». Понимаю, что ничего хорошего такие звуки не предвещают.
На вопрос «Что случилось?» узнаю, что «вороны украли тент от палатки». Выходит, что все ночевки на маршруте придется провести под куском ткани. У нас даже не возникло мысли сворачивать наше мероприятие из-за этой оплошности, ведь погода была прекрасная!

До темноты рассматривали Обровский, в переводе – «гигантский», кут. Он очень впечатлил нас своими размерами! Все бы было ничего если бы не водопад – по самому углу и по стене слева хорошим потоком текла вода. Когда солнце спряталось это все стало гладеньким льдом, а сверху нависли сосули, которые утром на солнце потихоньку отваливались и опадали. Все это нам крайне не понравилось и мы решили менять наш тактический план.
Времени было достаточно, потому что спать было очень неудобно. По фотографиям и описаниям выбрали следующий солидный угол. В словацком варианте он называется Фиалковым. За час до будильника мне уже не спалось – так затекли ноги, что я решила заняться летописью пройденных вчера веревок, чтобы легче потом вспоминать.

Утром следующего дня появились редкие тучки. С рассветом у нас началась работа. Прошли еще две веревки по рампе. Первая надежно страховалась, иногда призадумывалась перед небольшими стеночками, а вторая все так же пыхтела в обнимку с баулом. К 12-ти подошли к Фиалковому куту. Аня оставила рюкзак и перешла на стену. Волнительно было – стена смотрелась сурово, но все реально. Медленно и уверенно продвигаемся вверх.
Первая станция на стене, а на маршруте девятая, готова. Поджумариваю теперь уже с рюкзаком на плечах и с баулом на хвосте – надо было перед выездом со штангой приседать, а не на стенде лазить. Погода в течение дня ухудшалась. Посыпало снежком.

Третья веревка по рампе

Подходим к Фиалковому куту. Видно R9 и место ночевки.

Вторая веревка верхнего бастиона нависала над нами большим карнизом в десяти метрах от станции, мокрыми щелями возле выступающего нависающего рельефа и уходила вертикально вверх. Шею свело. Аня спокойно и надежно преодолела все сюрпризы, несколько раз спускалась, собирая железо, выщла почти на всю веревку и около пяти спустилась в зону видимости. На расстоянии пришлось обсуждать какую из полок выбираем для ночевки.

Аня проходит большой карниз

Как только мы ступили на второй бастион стало понятно, что комфортной ночевки нам не видать – три с гаком шестерочных веревки за 4 часа не проскачешь. Дальше, как оказалось, тоже счастья особого не было, сплошная работа.

К темноте Аня закачнулась на пятачок слева на стене, а я подходила туда на ощупь. Падающий снежок превратился в снегопад, начинало порывисто поддувать со всех сторон, ударил мороз. Медленно разместились, приоделись во все что было, поели и решили паковаться. Просто залезли в нашу палатку без тента, как в мешок, прикрепив только центральную верхнюю точку на верхних перилах. В этот раз мы просыпались не только от того что затекают ноги, а и от холода. Проснулись, со стороны входа полностью заваленные снегом.

Начали стряхивать его, не выдержала молния, лопнула и весь сугроб оказался в палатке. Теперь у нас все стало мокрым.
Еще вечером стена была полностью белой, при минус 19, ветре и потоках снега, которые не только падали со всех сторон, а высыпались на нас порционно, сваливаясь сверху, появилось ощущение, что мы в Гималаях. Впереди еще одна очень сложная веревка, выход на гребень, около полу метра свежевыпавшего снега. Спускаться вниз в таких условиях по сложному маршруту – еще то удовольствие. Решили идти вверх. Аня, как более опытный товарищ взялась работать первой.

Оставляем баул на полке, теплые вещи, аптеку, снарягу берем с собой и поднимаемся к вчера провешенной станции. Аня готовится стартовать. Одевает кошки, медленно развешивает железо. Муфтованные карабины не муфтуются, большие перчатки цепляются, железо прилипает, все на теле обмерзает льдинками. Но медленно было и потому, что очень волнительно. Просто не хотелось уходить одной в метель и пустоту. Через десять метров тебя почти не видно.

Куда лезть непонятно. Справа – огромные карнизы (точно не оно), прямо по курсу нависающий контрфорс, в 10 метрах слева щель во внутреннем углу. Пробует. Прямо не понравилось. Аня вернулась. Долго переходила сложным траверсом влево. Вышла на щель и пошла вверх. По внутреннему углу периодически ссыпались мини лавины, которые на время обездвиживали.

На второй ночевке

Вчера провешенная станция

Я приготовилась сидеть на этой станции до темноты. Была уверенна, что у Ани все получится, но не понятно, когда. Она оказалась сильнее. В этот день мы прошли две веревки.

Карнизы справа от станции

Обмерзает все

Аня траверснула влево, подошла к щели

Карнизы справа от станции Обмерзает все Аня траверснула влево, подошла к щели
Уже по темноте поднимали баул, забирали снаряжение. На крутом фирновом склоне, где хоть как-то можно разместиться были в полночь. Казалось, что сил просто нет! Но чтобы упасть, надо вырубить место под палатку! Это был не пушистый снег, а заледенелые слои белого пирога. Грызли мы его два часа! Заставили себя согреть и выпить чаю, будильник решили не ставить.

Вид с R10 сверху вниз

Следующая станция

Долго спать не получилось. Вещи уже были сырыми и мокрыми, тент вороны не вернули, сил на обогрев в теле не было. Проснулись от холода.

На фирновом склоне

Рюкзаки утром

Вид с ночевки в кулуар

Следующая часть называлась «Ежики в тумане». Видимость исчезла, а мороз был таким же сильным. Мы медленно лезли вверх. Думали, что до вершины три веревки, оказалось пять.

Я была здесь осенью. Но приятный для лазания налегке гребень стал суровым в комплекте со снежными надувами. Драйтулить у меня получалось плохо – страшно, тяпкам на мелких зацепах я не верила, крупных было мало, поэтому подстраховывала себя скальными фифами. Гребешок, снежный склон, гребешок, снежный склон так мы до вершины и добрались.

Вернее, за веревку до нее. Осенью от этого места я траверсовала по острому гребню в сторону Выдловой Вежи в поисках блестящего почтового ящика на вершине. Так хотела показать его Ане. Но не было не только почтового ящика. Гребень был полностью завален снегом. О раскопках речи быть не могло – стемнело. Возвращаемся к шестнадцатой станции, снова рубим площадку и падаем спать. Ночью часто просыпались от стука наших зубов.

Мешало распирающее чувство в ботинках – они замерзали и сжимали ноги. Мой легкий пуховый спальник был просто тряпочкой со слипшимися кусками ваты внутри. Спасали пуховки и легкий биви.

Вид на ночевки со следующей станции.Баул на месте ночевки уже замело

Селфи на вершине

Четвертый дом на маршруте в 40 м от вершины

Спуск при отсутствии видимости был полон сюрпризов. Думали, что идем по гребню в сторону Малого Кежмарского щита, а оказались на сбросах. Снова напряженная работа. Ушла вся расходка, отрезали метров семь Джокера, оставляли железо. Около пяти вечера были под маршрутом. Оставался еще запас светлого времени, но из-за густого тумана мы не понимали где верх, а где низ, ориентиры отсутствовали, навигатора не было. Решили прямо здесь остановиться – ноги стояли на ровной поверхности. Обрадовались, что даже площадку копать не надо, только притоптать слегка.

Проснулись по зову будильника и через стенки нашей однослойки увидели диск Луны. Погода! Собираемся, немного поднимаемся по склону вверх к нашим оставленным вещам (перелет получился в тумане) и с трехэтажными рюкзаками спускаемся к Скальнатому Плесо. На первой же кабинке съезжаем вниз.

Татранский трамвай, поезд до Кошице, автобус, граница. В Ужгороде за три минуты до отправления киевского поезда подбегаем к вагону. Проводник пускает нас в вагон под честное слово и уже там сканирует наши билеты с телефона.

Путешествие получилось очень динамичным, маршрут интересным. Оценили мы его, как 6А. Написали отчет и подали на розсуд беспристрастных судей зимнего чемпионата.