Использование петель в станциях страховки

В ранее представленном нами видео мы сравнили воздействие динамического удара на петли из нейлона и дайнимы. Из экспериментов совершенно очевидно, что на прочность конструкции пагубно влияет провис одной из ветвей станции.
Так, груз массой 85 килограмм, сброшенный с высоты 65 см на петлю из дайнимы длиной 65 см с навязанным на ней простым [overhand] узлом (фактор рывка 1), создает достаточное усилие для разрыва петли.




Развивая предыдущую тему, мы решили отследить поведение петель из нейлона и дайнимы в четырех разных вариантах страховочных станций:

  • Станция с простыми узлами в точках крепления страховочного карабина
  • Самокомпенсирующаяся станция со скользящим карабином
  • С узлом «стремя» в точках закрепления на станции и на страховочном карабине.
  • С простыми узлами в точках закрепления и на страховочном карабине


В дополнение мы смоделировали вырыв ненадежно установленной точки страховки навязыванием 2-миллиметрового репшнура на одной из двух точек. В этом сценарии станция со свободно скользящим страховочным карабином нежелательна к использованию, поскольку вырыв одной из двух точек приводит к значительной ударной нагрузке на оставшуюся.

В завершение мы заменили петлю на динамическую веревку толщиной 8,2 мм и испытали ее по наихудшему сценарию с рывком фактора 2. Как и ожидалось, динамические свойства веревки значительно снижают воздействие на карабин и, видимо, такое решение является наилучшим для организации станции. Для лучшего понимания приведенных фактов просмотрите видео.





Тип станцииМатериалНагрузка на левую ветвь станции, кННагрузка на правую ветвь станции, кН
Станция на простых узлах [Overhand Knots]Нейлон8.811.1
 Dyneema11
разрыв петли
10.4
разрыв петли
Станция на узлах «Стремя»Нейлон913.1
надрыв петли
 Dyneema10.2
незначительное оплавление
10.8
проскальзывание узлов
Самокомпенсирующаяся станция со скользящим карабиномНейлон11.519.7
 Dyneema16.127
Самокомпенсирующаяся станция с простыми узламиНейлон10.815.5
 Dyneema12.521.7
разрыв петли
Станция на узлах «Стремя» + вырыв одной из точекНейлон5.5-
 Dyneema5.5-
Самокомпенсирующаяся станция со скользящим карабином + вырыв одной из точекНейлон10.2-
 Dyneema14.9-
Самокомпенсирующаяся станция с простым узлом + вырыв одной из точекНейлон7.1-
 Dyneema4.9-
Динамическая веревка (пара отрезков диаметром 8.5 мм, закрепленных на станции узлом «стремя»)Динамическая веревка-7.6



Результаты отчетливо показывают, насколько значительные нагрузки имеют место в точках закрепления станции, если имеется провис одной из ее ветвей. Поэтому при использовании петель для организации страховки (например, при прохождении мультипитчей) этот фактор необходимо учитывать. К слову сказать, срыв лидера в основном дает нагрузку на точку в промежутке между 4 — 7 кН. Нагрузки более 10 кН могут причинить повреждения внутренних органов (10 кН примерно эквивалентны одной тонне).

Примечание: Несмотря на то, что такая система во многих источниках называется самокомпенсирующейся, силы, действующие на обе точки закрепления будут равны только в том случае, если длина обоих ветвей станции, а также угол между ними и вектором приложения силы рывка будут одинаковыми.
Примечание: Несмотря на то, что такая система во многих источниках называется самокомпенсирующейся, силы, действующие на обе точки закрепления будут равны только в том случае, если длина обоих ветвей станции, а также угол между ними и вектором приложения силы рывка будут одинаковыми.



Приведенные в таблице значения нагрузок замерены в точке закрепления страховочного карабина. Нагрузка же на точки закрепления станции во всех случаях, кроме вырыва одной из них, равна половине этой величины.


Другие материалы по теме "Техника выживания для альпиниста" Вы можете посмотреть в нашей спецтеме >>>>


Теги: Техника выживания для альпиниста, техника альпинизма, станции старховки, петли в станциях страховки, применение петель в станциях
Автор: http://goclimb.info/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ