Рекламные соблазны и лавины-убийцы

Жертвами лавин в Швейцарии уже стали более десяти человек. Что можно сделать, чтобы свести число погибших к минимуму? Особое внимание к себе привлекает так называемый фрирайд, рекламой которого занимаются многие горные курорты.

Жертвы лавин

Сход лавины в местечке Мазе (Mase) в кантоне Вале 5 января унес жизнь еще одного человека, ставшего четвертой жертвой в тот день. Таким образом за январь в швейцарских Альпах погибли уже по меньшей мере 12 человек.

Все четыре жертвы схода лавины 5 января уже идентифицированы. Ими оказались 29 -летний горный проводник из кантона Невшатель, который проживал в Вале, 35-летний бельгиец, также проживавший в этом кантоне, 28-летний житель кантона Во и другой 26-летний житель Вале.

Лавина
Лавина


Таким образом, только в горах этого туристического швейцарского кантона этой зимой от схода лавин погибли 8 человек. За исключением погибших в городке Нанда (Nendaz), занимавшихся фрирайдом, в остальных случаях речь идет об обычных лыжниках-туристах, сообщает полиция кантона Вале.

Они катались вне проложенных трасс и не пользовались услугами местного спортивного центра. Полиция предупреждает, что в кантоне Вале сейчас объявлен режим повышенной лавинной опасности. Любителям горных лыж власти рекомендуют кататься, не покидая проложенных трасс.


Фрирайд — спорт не для слабонервных.




Однако многие швейцарские горные курорты активно заманивают туристов возможностями «получить свою дозу адреналина». Так, например, на сайте курортного горнолыжного региона Давос-Клостерс (Davos-Klosters) в специальной рубрике «Фрирайд и лыжные маршруты» помещен целый ряд изображений, от которых поначалу просто захватывает дух (см. ссылку в правом столбце).

Однако, например, руководителей «Швейцарского альпийского клуба» («Schweizer Alpenclub» — «SAC») такая реклама особо не радует. По их мнению, курорты и транспортные компании, которым принадлежат подъемники и фуникулеры, очевидно злоупотребляют рекламой так называемого «внетрассового катания».

«Я почти не вижу рекламных материалов — фотографий или видеозаписей, — на которых лыжники просто спокойно едут по трассам, наслаждаясь хорошей погодой и снегом. Обычно на рекламе изображают тех, кто, как сумасшедший, несется на огромной скорости вниз по склону, или же лыжников, катающихся по глубокому неподготовленному снегу», — с беспокойством говорит один из представителей «Клуба».


Акцент на безопасных склонах

Лавины могут достигать скорости до 100 км в час.
Лавины могут достигать скорости до 100 км в час.


Информационно - просветительские кампании, в центре которых находились бы реальные риски и опасности, связанные с фрирайдом, почти не имеют никаких шансов на фоне увеселительных рекламных посланий. «Это полный абсурд», — говорит Ули Мозиман (Ueli Mosimann).

«Насмотревшись такой рекламы, обычные лыжники с небольшим опытом и понятия не имеющие о том, что такое лавины, начинают переоценивать свои силы. Они хотят подражать фрирайдерам, быть такими же „крутыми“. Однако катание вне подготовленных трасс — это вовсе не доблесть».
В том же ключе высказывается и Моник Вальтер (Monique Walter) из «Консультационного бюро по предотвращению несчастных случаев» («Beratungsstelle für Unfallverhütung» — «BFU»). «Мне кажется, что одно тут резко противоречит другому: сначала на горнолыжном курорте и у входа на подъёмник демонстрируется реклама фрирайда, а потом горный патруль возмущается, что так много людей катаются вне трасс, в неположенных местах».

В рекламе должна, по меньшей, содержаться ссылка на то, что катание по целине — это не всегда так же «круто», как это получается у профессионалов на видео. «Эти указания и предупреждения должны быть в непосредственной близости от рекламы». «BFU» рекомендует курортам изменить свою рекламную стратегию, сделав акцент на безопасных склонах и защищенных трассах, и не рекламировать уж так настойчиво фрирайдинг, за который они, курорты, случись что, вообще не несут никакой ответственности.

 Сегодня исследование снега - это в высшей степени инновативная наука
Сегодня исследование снега - это в высшей степени инновативная наука


Даже простой взгляд из окна может стать научным экспериментом.
Даже простой взгляд из окна может стать научным экспериментом.




Официальные трассы для фрирайда




Компания, эксплуатирующая канатные дороги и подъемники в туристическом регионе Давос-Клостерс — далеко не единственная, активно использующая рекламу с захватывающими сюжетами из жизни «смелых» лыжников, совершающих безумные спуски по глубокому снегу в стороне от обычных трасс. Джо Хюхельхайм (Jo Hüchelheim) отвечает в этой фирме за связи с общественностью.

По его мнению, никакой проблемы тут нет. «Наша команда экспертов в сфере безопасности — мы называем ее „Патруль SOS“ — в полной мере обеспечивает безопасность на специальных трассах для фрирайда. И кататься там, кстати, может только тот лыжник, который получил „добро“ у наших коллег из „SOS“. Эти не обустроенные горнолыжные тропы обозначаются у нас хорошо видными указателями желто-черного цвета. И на нашем сайте мы размещаем фотографии как раз с этих трасс».

В ответ на упреки, что такие картинки заманивают на целинные горнолыжные трассы прежде всего неопытных лыжников и сноубордистов, где им совсем не место, Джо Хюхельхайм отвечает: «Решение, где и как кататься, всегда остается на усмотрение самого туриста. Мы не имеем возможности оценивать навыки того или иного гостя и предписывать ему кататься только на той трассе или на этом склоне».

Искусственная лавина вызвана направленным продрывом специального заряда.
Искусственная лавина вызвана направленным продрывом специального заряда.


В этом он располагает полной поддержкой со стороны «Коммерческо-эксплуатационного Объединения горных подъемников Швейцарии» («Verband Seilbahnen Schweiz»). «Почему бы не обращать внимание гостей на такие возможности отдыха, коль скоро они уже существуют?» — задается вопросом Андреас Келлер (Andreas Keller), пресс-секретарь «Объединения». «Кататься по целине вполне можно и нужно, правда, конечно, если позволяют условия!»

И еще: компании, эксплуатирующие горные подъемники, обязаны информировать туристов и гостей в случае, если регион сталкивается с реальной опасностью схода лавин. При третьем уровне опасности («значительная опасность») им предписано включать «тревожное» световое предупреждение («маячки»).

«В отличие, например, от Италии, в Швейцарии нет закона, который бы запрещал людям кататься в горной местности, специально не оборудованной для лыжного спорта. Тот, кто, несмотря на предупреждения, все-таки катается в неположенных местах, может не опасаться юридических последствий, при условии, что он не создает помехи окружающим», — говорит Джо Хюхельхайм.

«При этом патрули на горных трассах имеют право предпринять определенные меры в случае, если окажется, что те или иные туристы уж очень откровенно „играют не по правилам“. Патруль может указать им на ошибки или даже отобрать абонемент, позволяющий пользоваться подъемником», — напоминает он.


Никаких запретов

На желтом щите указана степень лавинной опасности.
На желтом щите указана степень лавинной опасности.


И представители транспортных компаний, и «SAC», и «BFU», по крайней мере едины в одном — все они выступают решительно против общих запретов для фрирайда и его разновидностей. «Законодательно никому нельзя запретить кататься на склонах, которые открыты для всех», — указывает Моник Вальтер.

Она даже задается вопросом, правомерно ли изымать у туриста его абонемент на подъемник, пусть даже он и не обращает внимания на ограничения и катается вне трассы. «Пока он не создал опасных ситуаций и никому не навредил, это не является нарушением. При этом человек сам должен делать выводы и нести ответственность за свои действия».

Противолавинные преграды в горах
Противолавинные преграды в горах


В Швейцарии изучение снега и лавин ведется уже 75 лет на базе Давосского «Института исследования снега и лавин» («SLF»). На сегодняшний день этот институт превратился в наисовременнейшее научное учреждение, благодаря которому теперь мы знаем о снеге и лавинах если и не все, то очень многое.

Исследования снега стали более интенсивными после трагической зимы 1950/51 гг., когда жертвами лавин стало небывалое количество людей.
Исследования снега стали более интенсивными после трагической зимы 1950/51 гг., когда жертвами лавин стало небывалое количество людей.


Зимой Институт в Давосе дважды в день выпускает «Лавинный бюллетень».
Зимой Институт в Давосе дважды в день выпускает «Лавинный бюллетень».




Теги: лавины, лавины в Альпах, лавины в Швейцарии, противолавинные мероприятия, фрирайд, опасность фрирайда
Автор: Перевод с немецкого и адаптация: Надежда Капоне, http://www.swissinfo.ch
Опубліковано в спортивний туризм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ