Женщины на Аннапруне. История успеха и трагедии женской экспедиции 1978 года

Северная стена Аннапурны. Фото женской экспедиции 1978 года

35 лет назад впервые женская экспедиция во главе с биохимиком из университета Беркли: Арлин Блюм (Arlene Blum) предприняла попытку восхождения на вершину десятого по высоте восьмитысячника мира - Аннапурны I (8091 м).
15 октября 1978 года им удалось взойти на вершину, однако при восхождении погибли две участницы....

Эта история была записана Арлин в 1980 году...

Ирен (Бредсли) Миллер (Irene (Beardsley) Miller) с книгой "Аннапурна. Место женщины" ( Annapurna: A Woman's Place)

Имя великой горы Аннапурна переводится с санскрита как «Богиня Плодородия». Это была подходящая цель для первой крупной американской женской гималайской экспедиции, по крайней мере мы так и думали.

Однако, другой перевод имени Аннапурна: "богиня жатвы" представлял для нас более мрачный подтекст, и не спроста - эта вершина невероятно трудная в прохождении. Из 13 экспедиций, которые пытались подняться на вершину Аннапурны до нашей попытки в 1978 году, только четыре добились успеха. Причем, в то время как на вершину Аннапурны взошли 8 альпинистов, девять человек, пытавшихся покорить этот восьмитысячник - погибли.

Аннапурна. Фото женской экспедиции 1978 года

Тем не менее, в августе 1978 года, мы - женская группа из девяти американок и одной британки пришли к Аннапурне в надежде взойти на ее вершину.

Идея нашей экспедиции возникла еще за 6 лет до этого - в августе 1972 года на вершине горы называемой Nioshaq, расположенной в Ваханском коридоре в Афганистане.

Ванда Руткевич (Wanda Rutkiewicz), которая покорила вершину Эвереста в то время как мы пытались покорить Аннапурну, Элисон Чедвик-Онышкевич (Alison Chadwick-Onyszkiewicz) и я, Арлин Блюм (Arlene Blum) совершали попытку восхождения на Nioshaq.
В то время сотни людей уже побывали на вершине восьмитысячников мира, но эта высота по прежнему не была покорена ни одной женщиной.
Поэтому мы втроем решили организовать свою женскую экспедицию на один из восьмитысячников мира.
Мы планировали взойти на вершину Аннапурна I в 1975 году, однако наша экспедиция сорвалась, поскольку мы не смогли получить пермит на восхождение.

Между тем, в 1974 году, три члена японской женской экспедиции поднялись на вершину Манаслу, это был долгожданный первый женский подъем на восьмитысячник.
А в 1975 году, польская смешанная экспедиция (в составе были как мужчины так и женщины), во главе с Вандой Руткевич, в которой также принимала участие и Элисон Чедвик-Онышкевич поднялась на вершину Гашербрум III - бывший в то время самый высокий непокоренный пик в мире.
В той-же экспедиции, Анна Окопинська и Галина Крюгер-Ширакомска взошли на вершину восьмитысячника Гашербрум II - это был первый раз в истории альпинизма, когда вершины восьмитысячника достигли женщины без помощи мужчин.
В том же году, японская альпинистка Юнко Табей и альпинистка из Тибета по имени Пантхог взошли на вершину Эвереста.

Арлин Блюм (Arlene Blum) со своей дочерью Аннализой на фоне Северной стены Аннапруны. 28 декабря 2013 года

От редакции: подробней о этих исторических событиях Вы можете прочитать в наших статьях:

В 1976 году я принимала участие в американской экспедиции на Эверест, где мы смогли минимизировать опасность ледопада Кхумбу и схода лавин, пройдя опасные участки еще до восхода солнца. Эту идею я и позаимствовала для экспедиции к Аннапурне, что бы иметь возможность снизить легендарную лавинную опасность ее склонов. Эта новая тактика вынудила меня снова попытаться получить пермит на восхождение.
После восхождения на Эверест я снова обратилась с запросом в Министерство туризма Непала и была несказанно рада, когда получила долгожданное разрешение на восхождение на Аннапурну в пост-муссоный сезон 1978 года!

Два года до начала экспедиции у меня ушли на ее подготовку, подбор команды, покупку снаряжения, продуктов питания, тренировки и прочие, прочие необходимые меры, которые безусловно сопровождают подготовку любой большой экспедиции.

Наша команда состояла из:

• Арлин Блюм (Arlene Blum) - руководитель экспедиции
  • Вера Уотсон (Vera Watson),
  • Ирен Миллер (Irene Miller)
  • Джоан Фири (Joan Firey)
  • Пиро Крамар (Piro Kramar)
  • Элисон Чедвик-Онышкевич (Alison Chadwick-Onyszkiewicz)
  • Вера Комаркова (Vera Komarkova)
  • Лиз Клобушицки (Liz Klobusicky)
  • Марджи Рашмор (Margi Rusmore)
  • Энни Вайтхаус (Annie Whitehouse)

женская экспедиция на Аннапурну. 1978 год

женская экспедиция на Аннапурну. 1978 год. Катманду

У всех участников экспедиции был богатый альпинистский опыт и опыт участия во многих экспедициях.
И два года подготовки, совместного альпинизма, помогли нам сплотить настоящую команду.

Кроме того нас поддерживали: Кристи Тевс (Christie Tews) - наш менеджер Базового лагеря, Диана Тейлор (Dyanna Taylor) и Мари Эштон ( Marie Ashton) - были нашими кинематографистами.

Также нам помогали в экспедиции: Лопсанг Церинг (Lopsang Tsering) - сирдар, руководитель группы шерп, и пять высотных носильщика: Chewang Renzing, Mingma Tsering, Lakpa Norbu, Ang Pemba, и Wangyal.

Основной источник финансовой поддержки для нашей экспедиции был несколько необычен. Мы продавали футболки с лозунгом "место женщины на вершине Аннапурны» (A Woman's Place is on Top — Annapurna).

Арлин Блюм (Arlene Blum) в 1977 году во время кампании по сбору средств на экспедицию а Аннапурну

Также, другим аспектом подготовки экспедиции был психологический: мы несколько раз проводили встречи с профессиональным психологом, который помог нам уладить все вопросы групповой экспедиции.

16 августа 1978 года наш многочисленный караван в котором участвовали в общей сложности 230 человек (альпинисты, шерпы, носильщики) выдвинулся из города Покхара по старинному торговому пути, который проходил в Мустанг и Тибет.
У реки Кали Гандаки экспедиция повернула на север и подошла к долине Чоя, за которой открывался путь к северному базовому лагерю Аннапурны, пионером которого был легендарный Морис Эрцог в 1950 году.

Женщина носильщик из экспедиции 1978 года на Аннапурну

Сперва мы прошли вверх на 1200 метров, сквозь густые, казалось, вертикальные леса по скользкой грязевой тропе. Но вскоре лес начал редеть и крутые травянистые склоны вывели нас к французскому перевалу на отметке 4400 метров, где мы прошли длинный траверс огромного каньона Mristi Khola, сбрасывая по нескольку сотен метров высоты к реке в долине и снова набирая высоту. Так мы 27 августа дошли до нашего Базового лагеря.

Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну. Треккинг в Базовый лагерь

Наш лагерь располагался на плоской морене рядом с северным ледником Аннапурны на отметке 4420 метров, слева от языка ледника.
Сразу над Базовым легерем, пройдя серию скальных участков, в верховьях ледника мы разбили наш первый высотный лагерь. Он был основан на отметке 5000 метров 28 августа Лиз Клобушицки и Элисон Чедвик-Онышкевич.

Места для палаток были подготовлены из ледово-скального настила а наши шерпы провели "ритуал безопасности", прочитав молитвы и окропя периметр нашего лагеря рисом, тем самым благословив экспедицию на удачное восхождение.

3 сентября Вера Уотсон, Энни Вайтхаус и Пиро Крамар вышли к второму высотному лагерю, который мы предполагали разбить на отметке 5640 метров, поставив палатки в том самом месте где их ставили голландские альпинисты в прошлом году. В своем выходе к второму лагерю девушки провесили несколько десятков метров фиксированной веревки ,причем также используя прошлогоднюю веревку, оставленную голландской экспедицией.

Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну. Базовый лагерь у Северной стены

В 15 метрах от места основания второго лагеря они были остановлены сложностью прохождения огромной трещины, пройти которую без веревки они не смогли.
На следующий день Ирен Миллер, Вера Комаркова и я ( Арлин Блюм) прошли последние 15 метров и установили второй высотный лагерь.

Место под лагерь представляло собой площадку диаметром 9 метров с крутой ледяной стеной над ней, которая выглядела так, как будто могла уберечь лагерь от возможных лавин.
Живя во втором высотном лагере, мы все были под большой лавинной опасностью, поскольку именно в этом районе погибли несколько альпинистов из предыдущих экспедиций.
В этом лагере мы обнаружили остатки от голландской экспедиции: металлические лестницы для преодоления трещин, палаточные колышки, полиэтиленовые пакеты, и, самое главное, пакет голландского шоколада.

Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну. Фото на фоне вершины Daulatgiri I

Лопсанг (Lopsang), наш сирдар, снова освятил лагерь, осыпав его периметр рисом, но все же предостерег нас что одного освященного риса для безопасности лагеря не достаточно.
Мы должны были ждать, пока в Базовом лагере не поднимут молитвенные флаги, только тогда в полной мере мы могли жить в нашем втором высотном лагере.
Однако, поскольку по тибетским верованиям начало сентября было неподходящим временем для вывешивания молитвенных флагов, мы должны были ждать до середины месяца, пока эти флаги не были сделаны и не принесены в Базовый лагерь Аннапурны.

Время священной церемонии Пуджа (молитва за успешное восхождение) были заранее согласованы с графиком нашей экспедиции.
Муссон обычно заканчивается в середине сентября, и поэтому Лопсанг сказал что мы могли бы придти в наш второй высотный лагерь в это время. Поэтому две недели у нас ушло на установку палаток второго лагеря и занос в него снаряжения и продуктов, а уже затем, "официально", когда в Базовый лагерь прибыли церемониальные священные флаги мы уже могли полноценно обосноваться в высотном лагере.

Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну. Фото в Базовом лагере. Слева направо верхний ряд: Margi Rusmore, Alison Chadwick-Onyszkiewicz, Christy Tews, Piro Kramar, Irene Beardsley Miller, Joan Firey, Annie Whitehouse, and Marie Ashton.<br>Первый ряд: Dyanna Taylor, Vera Watson, Vera Komarkova, Liz Klobusicky, Arlene Blum

Церемония Пуджа в Базовом лагере женской экспедиции на Аннапурну. 1978 год

После этого мы начали подниматься по самой сложной части горы, где на отметках от 5600 метров до 6400 метров очень часто сходили лавины.

В нашей экспедиции мы рассматривали три варианта восхождения:

• 1. маршрут французской экспедиции 1950 года, который предусматривал технически сложное восхождение, но был наиболее коротким, поскольку проходил по прямой линии
  • 2. Голландский маршрут, который альпинисты впервые прошли за год до нашей экспедиции. Этот маршрут проходит ниже лавиноопасного участка на французском маршруте и поднимается по крутой ледовой стене по гребню горы с выходом на предвершинный хребет, по которому еще придется добираться до вершины
  • 3. Испанский маршрут, проходящий левее от нас, который впервые был пройден за несколько лет до нашей экспедиции. Этот маршрут выходил на вершину Аннапурны Восточная, откуда нам также предстояло добираться до главной вершины. Этот маршрут выглядел гораздо опасней голландского

В итоге, после обсуждений, мы решили повторить восхождение по Голландскому маршруту, который на наш взгляд выглядел наиболее безопасным.

Маршруты Северной стены Аннапурны (Annapurna North Face routes) 1 - Испанский маршрут 1974 года. 2 - Голландский маршрут 1977 года. 3 - Французский маршрут 1950 года. 4 - Польский маршрут 1996 года.

Голландский маршрут восхождения по Северной стене Аннапурны

Арлин Блюм (Arlene Blum) составляет план восхождения

В ночь перед церемонией поднятия флага в базовом лагере, мы устроили вечеринку для нескольких членов команды, чьи дни рождения были на этой неделе.
Марджи Рашмор был 21 год а Джоан Фири - 50. Это были самая молодая и самая старшая участницы нашей экспедиции. Мы приготовили салат (Джоан решила проблему со свежим салатом в экспедициях, перенося семена и их всходы в пластиковых бутылях из под воды, храня их в тепле в своем спальном мешке в холодные ночи).

Экспедиция отмечает дни рождения Марджи Рашмор и Джоан Фири

Dyanna, Marie и Christy, позируют в термобелье, предоставленном спонсором экспедиции

Перед торжественной церемонией поднятия флага, наши шерпы встали рано утром и соорудили полутораметровый каменный монумент (алтарь) между нашим легерем и маршрутом восхождения. На нем были сожжены березовые ветки и были подняты разноцветные священные флаги. Мы сделали подношения богам горы и попросили о безопасном восхождении на пик.
Как раз в этот момент выглянуло солнце, осветившее вершину Аннапруны, такую далекую от нас сейчас. Мы надеялись что это был хороший знак.

17 сентября мы начали восхождение по голландскому маршруту. Первыми пошли Вера Комаркова, Пиро Крамар и шерпа Chewang Renzing. Они дошли до отметки на пол пути к вершине ребра Тогда погода резко изменилась и на Аннапурну обрушился шторм. Начался сильный снегопад, заваливший наш второй лагерь и увеличив риск схода лавин по обе стороны от нашего лагеря.
Палатки пришлось откапывать из под снега каждые несколько минут, что бы их не сложило под массой снега.
Мы поняли что для нас сейчас нет другого выхода как свернуть палатки и уйти из второго лагеря. Для нас это была первая неудача, поскольку мы также теряли наши провешенные веревки и проторенную тропу к лагерю.
Но из-за большой лавинной опасности нам пришлось это сделать.

Второй высотный лагерь на Аннапурне после шторма. 1978 год

После того как буря утихла, через несколько дней, мы смогли возобновить работу на голландском маршруте.
Энни, Вера и шерпы Мингма и Пемба поднялись по голландскому маршруту выйдя на вершину гребня к 21 сентября.

Энни Вайтхаус (Annie Whitehouse) на Голландском маршруте на Аннапурну. Экспедиция 1978 года

На следующий день Вера Комаркова и Вера Уотсон вышли на создание промежуточного высотного лагеря 3А на гребне ребра. Из этого лагеря наш путь лежал по гребню в будущий высотный лагерь 3.

В течение следующего дня, восхождение по этому сложному участку маршрута провели Лиз, Элисон, Марджи и два шерпы: Пемба и Мингма.
В нашем восхождении к третьему лагерю очень близко от нашей группы сходили лавины, которые прокатывались по французскому маршруту.

Восхождение к временному высотному лагерю 3А. Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну

ясный день 25 сентября 1978 года на Аннапурне

26 сентября со склонов Аннапурны сошла самая крупная лавина из тех , которые я когда либо видела в своей жизни, она прокатилась по леднику на отметке 7000 метров над нашим первым высотным лагерем. Снежное облако от этой лавины было около 4 километров в поперечнике. Мы с ужасом наблюдали за этой лавиной из второго высотного лагеря.
В это время на леднике ниже мы заметили нашу съемочную группу, Джоан, Кристи и двух шерп - шесть маленьких темных пятна на огромном белоснежном леднике, они были на пути этой лавины!

Через несколько секунд лавина прокатилась по леднику, скрыв в себе всех, то на нем был и наш первый высотный лагерь. В течении нескольких тяжелых минут мы не видели ничего в этой снежной пыли, когда снег окончательно спал, мы увидели, что маленькие пятна начинают передвигаться по леднику ка муравьи... хаотично. Мы насчитали шесть пятен и страх немного отступил от нас.

Лавина на Аннапурне. Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну

Эта лавина и снежная пыль дошла аж до базового лагеря.
Конечно, мы расположили свои лагеря в, как считалось до этого, безопасных от лавин точках. Нов этом году все было иначе на Аннапурне. Здесь не было безопасного места. Ведь на следующий же день после поднятия священных флагов, впервые в альпинистской истории Аннапурны лавина угрожала снести базовый лагерь, но она все же прошла недалеко стороной, скатившись в низ по оврагу, где мы набрали питьевую воду.

Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну. Восхождение по Голландскому маршруту.

Лавинная опасность была настолько серьезна, что мы уже начали рассматривать вопрос о прекращении экспедиции и ухода домой.
Но жажда восхождения победила над сомнениями и мы продолжили восхождение. Некоторым из нашей команды было бы очень жаль, что в их карьере не появился покоренный восьмитысячник. И мы решили остаться и победить.

Продолжая восхождение, Лиз, Элисон с шерпами Мингма и Пемба дошли до верхней части гребня и установили третий высотный лагерь на отметке 6400 метров. таким образом наиболее сложная часть маршрута на Аннапурну была пройдена.

Выход на гребень Аннапурны по Голландскому маршруту. Женская экспедиция 1978 года

Третий лагерь на Аннапурне на Голландском маршруте. Женская экспедиция 1978 года]

Затем, Энни, Вера Комаркова, шерпы Чеванг и Мингма в течении двух тяжелых дня установили четвертый высотный лагерь на отметке 7000 метров. Это была крошечная площадка в тени огромного серака. Место было очень холодное и сырое, но с него открывался потрясающий вид.

С установкой четвертого лагеря в экспедиции мы подняли вопрос: "Кто пойдет на вершину?" Я предложила что к тому времени, когда мы будем технически готовы к восхождению на вершину, естественный отбор сам оставит наиболее сильных альпинистов, и выбор будет очевиден. Во время многих экспедиций, после месяцев долгой тяжелой работы на больших высотах, многие альпинисты слишком устают как физически так и психологически и не могут быть готовы к штурму вершины.

Элисон и Марджи на Голландском маршруте. Женская экспедиция 1978 года на Аннапурну

Но кроме этого в экспедиции есть и непредвиденные ситуации, такие были и у нас:

- Лиз Клобушицки: покинула экспедицию из-за ее работы преподавателем в Германии
- Джоан Фири: заболела и немогла подниматься на вершину
- Я сама потеряла желание подниматься на вершину под бременем ответственности за руководство экспедицией и продвижение команды под постоянной лавинной опасностью

Но остальные, семь из десяти участников экспедиции были готовы попробовать свои силы в штурме вершины.

Первоначальный наш план состоял в том, что на вершину поднимутся Пиро Крамар, Ирен Миллер и Вера Комаркова - это была первая команда; Элисон, Вера Уотсон, Энни и Марджи - участники второй команды.

Четыре женщины - альпинистки экспедиции 1978 года. Восхождение по Голландскому маршруту на склоне Аннапурны

При этом Марджи и два шерпы установили наш штурмовой пятый высотный лагерь. Где альпинисты будут отдыхать в то время как первая группа будет подниматься на вершину, затем он поменяются местами.

С 12 октября мы регулярно наблюдали в небе мигрирующие стаи гусей, которые летели из Тибета в долины Индии. Мы видели их полет на высоте 8300 метров... выше вершины Аннапурны. Эти гиси были первыми животными, которые мы видели за несколько недель экспедиции. Я думаю что и они глядели на нас с удивлением.
Мы так и не могли понять почему они выбрали для перелета самые высокие в мире горы. Почему они не полетели через более удобные ущелья и перевалы, где они могли бы найти по пути пищу и воду... Слыша их крики изо дня в день, когда они перелетали через Аннапруну мы были словно завороженные.

Перелетная стая гусей над Аннапурной. Женская экспедиция на Аннапурну 1978 года

В некотором смысле, мы тоже были как эти гуси. Здесь, на одной из самых высоких вершин в мире, без сторонних звуков, только собственные голоса и завывание ветра; здесь не было ничего кроме голубого неба, белых пиков и ярких цветов наших палаток. Мы не чувствовали ничего кроме холода снега и льда, тепла солнца, спальных мешков и горелок.
Сейчас у нас был шанс испытать свои силы на нашей цели.

Важный вопрос: почему мы были здесь? Ответ был прост: мы пришли в Азию, чтобы подняться на гору, чтобы проверить наши силы, чтобы познать себя. Все это было правдой, но этого не было достаточно.
Зачем женщина альпинистка рискует своей жизнью в восхождении на вершину?

Диана Тейлор (Dyanna Taylor) фотографирует продвижение команды на Аннапурне. 1978 год

Стая гусей облетела вершину Аннапурны еще один раз, прежде чем взять курс на юг. Кружились ли они среди высоких гор выбирая дальнейший ориентир? Или для своей славы? Я улыбнулась и подумала что они прилетели сюда для удовольствия.

13 октября, первая штурмовая команда, при поддержке шерпы Лакпа перешла в четвертый высотный лагерь. В это время Чеванг, Мингма и Марджи пытались разбить пятый высотный лагерь. После этого, Марджи вернулась в третий высотный лагерь, в то время как Мингма и Чеванг заканчивали работу.

Восхождение в четвертый высотный лагерь.  Женская экспедиция на Аннапурну 1978 года
Восхождение в четвертый высотный лагерь. Женская экспедиция на Аннапурну 1978 года

На следующий день первая штурмовая команда с тремя шерпами поднялась в пятый лагерь на отметку 7300 метров.

Чеванг и Мингма присоединились к первой штурмовой команде, в из задачу входило обеспечение безопасности восхождения на вершину.

15 октября рано утром пятеро альпинистов были готовы к штурмовому восхождению. При этом Пиро Крамар заметила что ее перчатка немного разорвалась и кончик ее пальца мерз на ветру. Она сняла перчатку и увидела что весь палец побелел и не двигался.
Поскольку Пиро была по профессии глазным хирургом, ее пальцы были для нее даже более чем "рабочим инструментом", она сразу же вернулась в палатку и отказалась от восхождения на вершину.

Остальные четверо альпинистов вышли на восхождение незадолго до 7 утра.
Погода была хорошей целы день: было безоблачное небо и не было ветра.

Предвершинный участок был довольно крутым и покрытым льдом, его длинна составляла несколько сотен метров. После этого участка склон горы был уже не таким круто наклонным и не было льда. В некоторых местах на снегу была корка льда, продавливая которую ботинком, ноги проваливались в снежную крошку.

На отметке 7700 метров примерно спустя три с половиной часа восхождения, Вера сказала: "Я чувствую что мои мозги закипают". Она и Ирен достали кислородные маски и использовали кислородные баллоны.

Чуть ниже пирамидальной вершины, снова был снежный участок, снег там был настолько глубоким, что их темп продвижения очень сильно замедлился, но уже вскоре снега стало значительно меньше и продвижение стало легче.

Чуть ниже пирамидальной вершины, снова был снежный участок. Женская экспедиция на Аннапурну 1978 года

Скальные участки перед вершиной не представляли проблем. Команда шла прямо над ними, а их кошки царапали камень. Так они взошли на вершину хребта.
Здесь шерпа Чеванг стал носиться взад-вперед по гребню, пытаясь определить самую высокую точку.
Таким образом они прошли три - четыре небольших выступа, и в конце концов зашли на высшую точку Аннапруны.

Итак, вершина Аннапрутны была достигнута в 15:30 15 октября 1978 года. На вершине десятого по высоте восьмитысячника мира стояли четыре альпиниста. С собой они принесли множество флагов, которые развернули на вершине: это были американский, непальский флаги и флаг с лозунгом "'A Woman's Place is on Top all held together with a Save the Whales pin"

На вершине Аннапурны. Женская экспедиция 1978 года

Покорители Аннапурны: Вера Комаркова (Vera Komarkova), Мингма, Чеванг, Ирен Миллер (Irene Miller)

Вид с вершины был экстраординарным. Вокруг под ними были вершины гор, возвышающиеся из моря коричневых, красных и синих холмов, сливающихся на горизонте с темно-синим небом.
Они видели отвесную Южную стену Аннапруны, когда разошлись облака под ними.

Когда Ирен, Чеванг и Мингма позировали на вершине для фотосъемки, которую проводила Вера, их с нижних лагерей рассмотрели в бинокль другие участники экспедиции, увидев радостную весть, все стали ликовать, кричать и смеяться.

Вскоре первая команда возвратилась в низ с вершины тем же путем как он и поднимались. Когда они пришли в пятый лагерь, в небо над вторым лагерем взлетели две сигнальные красные ракеты. Они были предназначены для сигнализации успешного восхождения. Их запустили из третьего лагеря Марджи и Энни. Альпинисты в пятом лагере видели эти ракеты и они понимали, что сейчас вся экспедиция радуется их успеху.

Кристи и Энни после возвращения с вершины.

16 октября шерпы спустились во второй лагерь, в то время как штурмовая команда: Пиро, Ирен и Вера остались в четвертом лагере, что бы поддержать вторую штурмовую команду на пути к вершине.
Во второй команде участвовали: Элисон и Вера Уотсон.

Мы надеялись что хотя бы один из наших шерп останется со второй командой и будет помогать им в восхождении, но на момент восхождение Веры и Элисон трое шерп спустились в базовый лагерь и у них были приступы высотной болезни. А остальные трое шерп были во втором лагере, но и они устали от выматывающей работы на высоте.

В ночь на 16 октября в четвертом высотном лагере собрались Элисон, Вера Уотсон, Вера Комаркова, Ирен и Пиро, они совещались о обсуждали предстоящее восхождение второй штурмовой группы.
Несмотря на отсутствие поддержки шерп, и тот факт что большая часть остальной команды уже побывала на вершине или же отказалась от нее, Вера и Элисон приняли решение попытаться взойти на вершину.
Это редкое решение в гималайских экспедициях, зачастую, после того, как одна команда поднимается на вершину, остальные участники экспедиции уже теряют мотивацию к восхождению.

Но Элис и Вера хотели по крайней мере подняться к пятому высотному лагерю, что бы оценить свои силы.

На следующее утро, мы наблюдали в бинокль, как Вера и Элисон медленно и неуклонно поднимаются к пятому лагерю.
Они поднимались значительно быстрей чем это делала первая группа, которая была обременена гораздо более тяжелым грузом. Палатки, спальные мешки и еда - были уже в пятом лагере. Мы наблюдали за ними, пока склон горы не накрыла темнота ночи.

Вера и Элисон медленно и неуклонно поднимаются к пятому лагерю. Мы наблюдали за ними, пока склон горы не накрыла темнота ночи.

По нашим оценкам в это время Вера и Элимон были в 20 минутах от пятого лагеря и двигались довольно интенсивно.

Но они в ту ночь так и не вышли на связь по рации. И на следующий день от них не было никаких известий. Несмотря на непрекращающийся вызов по рации и осмотр склонов в бинокль, мы не могли их найти.

Арлин Блюм (Arlene Blum) пытается вызвать по рации Веру и Элисон

Мы предположили конечно, что рация просто сломалась, но беспокойство за судьбу двух альпинисток уже закралось в нас.
Мы связались с шерпами во втором лагере, попросив их подняться утром вверх и проверить нужна ли Элисон и Вере помощь.

Но шерпы по прежнему были в слабом физическом состоянии и они просто заверили нас, что поскольку Вера и Элисон двигались интенсивно, то не о чем беспокоиться.

На следующий день, когда по прежнему мы не могли связаться с нашей двойкой, шерпы все же согласились подняться в пятый лагерь и выяснить что произошло.

Через несколько часов после выхода шерп, мы по рации услышали их взволнованные голоса... И еще до перевода их слов мы поняли что случилось что-то страшное.

Шерпы обнаружили тело Элисон. Она была в связке.... и на втором ее конце было тело Веры.. лежащее у ледовой трещины.

Маршрут восхождения и место гибели Веры и Элисон. Женская экспедиция 1978 года

Погибшие на Аннапурне в 1978 году: Вера Уотсон (Vera Watson), 46 лет, Стэнфорд, Калифорния и Элисон Чедвик-Онышкевич (Alison Chadwick-Onyszkiewicz), 36 лет

Мы были убиты горем.

Теперь уже зная где искать наших подруг, я взяла бинокль и осмотрела склоны у четвертого высотного лагеря. Только тогда я увидела маленькую красную точку - это была куртка Элисон.

Судя по всему Вера и Элисон так и не поднялись в пятый лагерь 17 октября.
Скорей всего их связка сорвалась на ледовом участке ниже пятого лагеря или они были сбиты камнепадом...
Связка пролетела почти 300 метров, пока их тела не остановились на склоне, левее от четвертого лагеря..

Шерпы сообщили что Вера и Элисон погибли во время падения, поскольку ни одна из них так и не сделала ни шагу навстречу друг другу.

Я попросила Пиро и Веру Комаркову выйти на следующий день для обследования тел. Они встали рано утром, но обмерзший палец Пиро снова дал о себе знать и их выход пришлось отменить.

С крайней степенью горя мы упаковали наши вещи и спустились в Базовый лагерь. Там мы выгравировали имена Веры и Элисон на камне, рядом с именами других семи альпинистов, которые погибли при восхождении на Аннапурну.

Теперь их имена навсегда останутся на этом камне, с видом на вершину Аннапурны, которую они так хотели покорить.
После, мы провели панихиду в их честь.... Все было бы по другому если бы Элисон и Вера были сейчас с нами.... мы были так счастливы после успеха первой группы...
Мы взялись за руки и пели нашу старую песню, вскоре и шерпы запели свою: "om mani padme hum, om man! padme hum"

Арлин Блюм (Arlene Blum) на прессконференции после восхождения, рассказывает о гибели двух альпинисток

На этот материал распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке

Теги: Annapurna, восхождение на Аннапурне, женщины в истории Аннапурны, женская экспедиция на Аннапурну 1978 года, трагедия на Аннапурне, Северная стена Аннапурны, история альпинизма, история восхождений на Аннапурну