Взламывая мозг атлетов

Исследования показывают показывают как обычным спортсменам тренировать свой мозг, чтобы стать профи.



Нет необходимости напоминать, что олимпийские спортсмены должны быть сильными, жизнестойкими и c хорошей формой. Но ничего не говорится о их способности реагировать в неожиданных обстоятельствах.Возьмем для примера бывшую словенскую пловчиху Сару Исакович.
В 2008 г. на Олимпиаде в Пекине, когда осталось проплыть последний участок финала в дисциплине 200 метров в вольном стиле с ней случилась катастрофа. Сара неправильно рассчитала последний разворот; раскрутившись так, чтобы с силой оттолкнуться от стены ногами, он едва коснулась ее большими пальцами ног.

«Я помню, как я думала: «Этого не могло случиться! Почему сейчас?». Затем в долю секунды я смогла перефокусироваться,» - рассказывает Сара. На волне адреналина она смогла промчаться последний участок так, чтобы ухватить серебряную медаль, побив предыдущий мировой рекорд и уступив первому месту всего 0,15 с.

Исакович сейчас научный сотрудник, занимающийся психиатрией в Калифорнийском университете в Сан-Диего, где она работает с Мартин Паулюс, ведущим специалистом в исследовании техник тренировки мозга, которые помогут нам развить ментальную подвижность до элитного уровня. Сара Исакович: «Нам интересно, как создается эластичность, как можно тренировать мозг, чтобы он стал таким же стойким, как тело».

Последние пять лет Паулюс и его команда использовала самые современные инструменты визуализации для того, чтобы понять, чем обычный мозг отличается от супеэластичного. Они обнаружили, что разница часто находится во взаимодействии двух областей: островной коры и медиальной префронтальной коры. Островная кора следит за информацией о внешнем мире и о внутреннем состоянии тела — напряжение мышц, уровень глюкозы, кровяное давление, насыщение кислорода кровью. В то время как, медиальная префронтальная кора принимает решение, насколько сильно отвечать на эти сигналы.

В серии исследований, начиная с 2009 г., Паулюс и его коллеги протестировали сотни закаленных морских пехотинцев, лучших мультигонщиков и обычных американцев на различных познавательных задачах, наблюдая за деятельностью их головного мозга в реальном времени с помощью МРТ сканера.
Для обеспечения «эффекта отвращения» - уменьшенной версии стресса, который они испытывали, проходя под огнем противника или неправильно поворачивая во время многодневной гонки — ученые иногда случайным образом затрудняли дыхание, ограничивая поток воздуха в надетые на них маски.

Испытуемые знали, что это ощущение наступит, но не всегда знали, когда. Некоторые участники контрольной группы запаниковали и вынуждены были отказаться от теста, но морские пехотинцы и мультигонщики все легко прошли сценарий. МРТ сканер показал высокую активность островной коры непосредственно перед затруднением дыхания. По существу, они готовили себя к неприятным ощущениям. Потом, когда это происходило, этот же участок коры головного мозга показывал более низкую активность, выполняя задачи в обычном режиме. «Такой тип предчувствия и подготовки критичен,» - говорит Паулюс.

Цель, таким образом, состоит в тренировке мозга предвосхищать и не очень остро реагировать на непредвиденные стрессы. Для каякера это означает оставаться спокойным и правильно грести после попадания в яму; для бегуна это значит продолжать движение, не смотря на боль, для того, чтобы сохранить темп до конца гонки. Паулюс уверен, что не за горами нейротренировки, в которых эластичность связей головного мозга будет изменяться на основе данных сканера МРТ в реальном времени.

Многим спортсменам знакома техника, обещающая стать одной из самых перспективных в этом направлении: медитация. В одном из последних исследований Паулюс развивал внимательность у 30 морских пехотинцев через тренировку самосознания, уходящую корнями в буддийское учение. “Вы учитесь наблюдать за ощущениями тела и отказываетесь от их оценки», - объясняет Паулюс.

В исследовании испытуемые проходили 8-недельный курс обучения, включающий простые дыхательные упражнения, медитации сидя и во время ходьбы, йогу и такие техники, как «сканирование тела», в которых они фокусировали сознание на каждой части тела постепенно переходя от головы к большим пальцам ног.

Сканирование до и после показало, что участники эксперимента приобрели некоторые из образцов работы головного мозга, которые показывали морские пехотинцы и мультигонщики в более ранних исследованиях. Более удивительно то, что изменения продолжались год спустя. Самые большие изменения произошли в медиальной префронтальной коре головного мозга, который позволяет уменьшить количество безусловных рефлексов в ответ на внешние раздражители.

Конечно, есть много путей к одной и той же цели. «Есть много похожего в состояниях внимательности и сфокусированности, которых достигают спортсмены в результате долгих часов повторяющихся тренировок», - говорит чемпион в триатлоне Кистофер Бергланд, который преодолел 247,5 км за 24 часа на беговой дорожке, чтобы установить мировой рекорд в 2004 г. Он говорит, что внимательность помогла ему поднять выносливость на новый уровень.

Исакович тоже, безусловно, отточила способность слушать тело внимательно и беспристрастно в течение многих лет и бесчисленного количества часов, которые она провела, рассматривая дно бассейна. Но Паулюс верит, что с инструментами нейрологии, процесс может стать более эффективным и доступным. «Ясно, что все не могут быть Олимпийскими чемпионами, - признается он, - Но если тренировать соответствующим образом наш мозг, мы можем делать то, что многие себе даже не могут представить».

Перевод: Анна Шляхова (annamavka), http://annamavka.livejournal.com/
Источник: http://www.outsideonline.com/


Теги: спортсмены, тренировки спортсменов, умственные тренировки
Опубліковано в

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ