Драка на Эвересте глазами шерп. +ФОТО!

Со времени шокирующей драки на Эвересте, которая произошла между шерпами и тремя иностранными альпинистами Симоне Моро (Simone Moro), Ули Штек (Ueli Steck) и Джонатан Гриффит (Jonathan Griffith) 27 апреля 2013 года в печати и в интернете появилось множество статей и описания этого трагичного случая, причем в большинстве случаев эти описания приводили люди которые не только не были участниками драки, но даже не были ее свидетелями!

Эти описания вызвали множество споров, и большинство из этих рассказов основаны на информации полученной со вторых рук.

Несмотря на это, все же стоит отметить, что непосредственно от самих участников драки было опубликовано две статьи:

1 . Официальный отчет Симоне Моро: "Описание шокирующего события на Эвересте: нападения группы Непальских шерп на альпинистов"

2. Эмоциональный отчет Джонатана Гриффита: "Эверест глазами Джонатана Гриффита: "Да, я хочу вернуться на Эверест, но я не чувствую себя в безопасности на Южном склоне"

Короткое видеоинтервью с легендарным швейцарским альпинистом Ули Штеком (Ueli Steck) в котором он коснулся конфликта на Эвересте >>>>


И многочисленные интервью, одно из которых мы приводили на нашем сайте: Интервью с Симоне Моро о конфликте на Эвересте с шерпами в апреле 2013 года



Однако, ни один из шерп, кто был вовлечен в этот конфликт до настоящего времени не высказал в открытой сети интернет своего мнения и видения этой трагедии.

Только сейчас, один из шерп, участник той самой команды, которая провешивала перила на склонах Эвереста, поделился своим видением тех событий.

Международный горный гид, двукратный покоритель Эвереста, 30 летний Таши Шерпа (Tashi Sherpa) пообщался с репортером Deepak Adhikari в Катманду. Интервью было записано на непальском языке, затем переведено на английский, и в этой статье мы представляем его русский перевод.

Таши Шерпа (Tashi Sherpa). Фото MIchael Chambers
Таши Шерпа (Tashi Sherpa). Фото MIchael Chambers



Давайте восстановим хронологию событий. Что произошло на склоне Эвереста?

В нашем обсуждении восхождения в высотном лагере Camp2 мы все решили что никто из альпинистов не будет подниматься по склону, пока мы не закончим нашу работу. При этом мы знали, что многие альпинисты могли подниматься в лагерь II для акклиматизации.
Провешивание перил это очень сложная работа, перед которой стоят большие задачи. Поэтому мы строго предупредили всех альпинистов не подниматься выше лагеря.

Наша команда которая провешивала перила состояла из шерп и их руководителей. В нашей работе, если один из нас делает небольшую ошибку, другой член команды из-за этого может получить травму. Поэтому в этой работе мы должны быть предельно осторожными.

Ули Штек в красной куртке справа поднимается по склону Эвереста. Фото сделано до начала конфликта
Ули Штек в красной куртке справа поднимается по склону Эвереста. Фото сделано до начала конфликта


В 8 часов утра 27 апреля наша группа работала на отметке 6700 метров. Мы заметили что трое иностранных альпиниста начали подниматься по склону выше лагеря Camp2.
У всех наших шерп были рации, работавшие на одной частоте, поэтому, мы, которые были выше по склону, связались с нашими товарищами - шерпами, которые были ниже с просьбой остановить восхождение троих иностранцев, поскольку их прохождение по склону может вызвать падение кусков льда и травмирование шерп. Однако иностранные альпинисты не остановились.
Никто из нас не знал кто это был. Кто-то сперва высказал предположение что это русские, и у них есть разрешение на восхождение на вершину Лхоцзе.

Но даже если бы это было и так, мы бы все равно продолжили наши попытки остановить восхождение альпинистов, но они по прежнему не слушали наших возражений и продолжали восхождение, причем пользовались нашей провешенной веревкой.

В итоге, этими иностранными альпинистами оказались три всемирно известных человека: Симоне Моро (Simone Moro), Ули Штек (Ueli Steck) и Джонатан Гриффит (Jonathan Griffith).

Они сказали нам: мы не будем беспокоить вас, мы лишь хотим проложить новый маршрут к вершине Эвереста. После этого разговора, мы позволили этим альпинистам продолжить восхождение. К этому времени наша передовая группа шерп дошла до отметки 7000 метров.
Нашей целью на это день было провешивание перил до высотного лагеря Camp3 и далее выход на 180 метров выше по склону.
После того, как трое иностранцев прошли траверсом над нашим шерпой Мингмой Тенцингом (Mingma Tenzing), который работал ведущим на провеске перил, сорвавшийся из-за этого перехода лед из под ног иностранных альпинистов ударил одного из членов нашей группы, который работал на коммерческую экспедицию компании "Консультанты Приключений" (Adventure Consultants).

Лицо этого шерпы было все в синяках, но сразу эти следы удара не проявились. Ранее, говорили что этот шерпа поранился при падении на склон и скольжении по льду, но это неправда, на самом деле, он получил травмы от удара льдом.

Я не знаю, был ли сброшен кусок льда намеренно или это был просто несчастный случай, но факт остается фактом: куски льда ранили нашего шерпу, и это было главной причиной.
Mingma Tenzing сказал всем нам что дальнейшая наша работа становиться слишком опасной, и мы не можем ее продолжать. Эти альпинисты продолжали подниматься не смотря на наши протесты и просьбы не делать этого.

Mingma Tenzing сказал нам, что мы все должны спуститься, и все последовали его указаниям.

Эта ситуация была также описана нашему координатору Грегу Верноважу (Greg Vernovage) - руководителю международной экспедиции горных гидов International Mountain Guides Expedition в высотном лагере Camp2.
К Мингме Тенцингу, после того, как спустился по закрепленным перилам в низ, сразу подошел Симоне Моро и начал его оскорблять.
"Сколько еще денег Вам нужно?" - спросил он у Мингмы. В это время, подошедший Ули Штек, начал толкать Мингму в грудь и хватать его за ворот. Эта ситуация была очень опасной, поскольку такие хваты и толчки в грудь на большой высоте на склоне Эвереста могли привести к трагедии при падении.
Лично я в это время был на 100 метров ниже. Я был на перилах правее, в то время как мой товарищ Karma Sarki был на стороне Мингмы.
Мы уже решили спускаться ниже, поскольку мы видели что уже все трое альпинистов, мало того, что находились на наших перилах, но уже собирались включаться в драку.

Симоне кричал оскорбительные слова, Ули Штек махал ледорубом в сторону Мингмы. В этот момент мне стало страшно. Мы быстро спустились в низ в надежде разобраться почему иностранные альпинисты проигнорировали наши запреты и почему онин были заинтересованы в развязывании силового конфликта на Эвересте.

Мы вернулись в лагерь II примерно к 14:00, уже все знали что произошел конфликт на склоне горы, поскольку рации у всех были настроены на одну частоту. При этом подавляющим настроением в лагере II было состояние обиды.

Ули Штек (внизу слева) на земле в лагере Camp2 на Эвересте. Фото после нападения Таши Шерпа. Симоне Моро можно увидеть убегающим, он в оранжевой куртке в верху слева. Фото MIchael Chambers
Ули Штек (внизу слева) на земле в лагере Camp2 на Эвересте. Фото после нападения Таши Шерпа. Симоне Моро можно увидеть убегающим, он в оранжевой куртке в верху слева. Фото MIchael Chambers


Что сделали Симоне и Ули что бы так разозлить людей?

Как я это вижу: трое иностанных альпинистов проигнорировали наши запреты на восхождение и продолжали подниматься. Ули схватил Мингму за грудь, а Симоне матерился в его адрес. Пока мы, шерпы, разговаривали о этой ситуации с Грегом по рации, обсуждая наши дальнейшие действия, Симоне сказал: "Посмотрим, мы будем разговаривать с этими гребанными шерпами (fucking Sherpas). Мы придем и посмотрим"

Уже позже мы узнали, что альпинисты продолжили свою работу и даже начали фиксировать перила для нас. Шерпы устанавливают перила на Эвересте, но для иностранных альпинистов, оплативших эту работу. Немногие люди знают об этом. Такие шерпы как мы, кто работает на Эвересте, постоянно рискуют своей жизнью, но при этом никогда их работа не уважается альпинистами. Симоне не знаком с нашими горами.
Ранее он был приглашен на встречу, организованную SPCC (Sagarmatha Pollution Control Committee) - организации, которая по сути олицетворяет собой Административный совет в Базовом лагере Эвереста и осуществляет надзор за провешиванием перил.
Но ни он, ни двое его коллег не присутствовали на этом совещании.


Расскажите как развивались события в лагере II


В лагере II, мы решили поговорить с тремя альпинистами и выяснить, почему они проигнорировали наши запреты.
Многие наши шерпы были рассержены и говорили что трое альпинистов должны быть подвергнуты наказанию и выдворены со страны. Это уже не первый раз, когда альпинисты унижают шерп. Грег сказал нам, что он будет вести переговоры с иностранными альпинистами.

Шерпы сказали, что все трое должны извиниться, шерпы были явно рассержены. При этом мы все были очень уставшими.
Я полагаю, что всего было около 100 человек в это время в лагере Camp2. Кроме того, многим шерпам была интересна личность Симоне, многие из них хорошо знали что он был пилотом спасательного вертолета в Непале, но большинство из них не видели Симоне своими глазами.

Мингма и я пробились в свой ​​лагерь, который был на этом же поле, в 45 метрах в стороне от Camp2. Мы приблизились к палатке Симоне Моро, когда из нее вышел другой иностранец - Марти Шмидт ( гид Kiwi Peak Freaks) (от ред: Напомним ,что Марти вместе со своим сыном трагически погиб спустя три месяца в лавине на К2).
Он вышел и сразу крикнул на меня: "Что ты здесь делаешь?" , потом он сказал: "Я Симоне. Что Вам нужно?" .
Мы были в нескольких метрах от палатки Симоне, и мы вынуждены были защищаться, поскольку там завязалась драка. В это время к нам присоединились три других наших шерпы. Начали бросаться камнями, и шерпы кричали что бы Симоне и его два друга сами вышли из своей палатки.


Горный гид Аарон Майнер сдерживает Таши Шерпа (слева, темно-синяя куртка) в лагере 2 на  Эвересте во время конфликта. Фото MIchael Chambers
Горный гид Аарон Майнер сдерживает Таши Шерпа (слева, темно-синяя куртка) в лагере 2 на Эвересте во время конфликта. Фото MIchael Chambers


Когда Вы подходили к палатке Симоне на Вас были кислородные маски или шарфы, закрывающие лица?

Для шерп ношение шарфов естественное дело, ведь так они защищают свои лица от холода. Я также был обмотан шарфом.

Кто бил ногами Симоне, когда он стоял на коленях?

Симоне к моменту конфликта убежал, но позже, когда шерпы потребовали от него извинений, он вернулся и начал извиняться. Я незнаю кто ударил его ногой, я даже не уверен что это был удар, это мог быть лишь толчок.

Ули Штек утверждал, что его жизнь была в опасности. Как вы считаете если бы конфликт не остановился, европейцев бы могли убить?

Я читал отчеты и отзывы в интернете, которые утверждали, что на них напали около 100 шерп, что шерпы пытались убить альпинистов и альпинисты вынуждены были убегать, спасая свою жизнь. Это ложь! Если бы шерпы действительно хотели убить их, были ли бы они живы сейчас? Шерпы все время уважали иностранных альпинистов.
Мы все их уважаем. Наши отношения складываются на доверии и дружбе. Но эти отношения дали трещину из-за одного человека -Симоне Моро.

На самом деле, мы, шерпы, были беспомощны. На склоне Эвереста не было ни одного иностранного альпиниста, кто ыб стал на нашу сторону. В Базовом лагере было множество журналистов, которые буквально в прямом эфире вели блоги с рассказом о развитии инцидента. Но при этом ни один из журналистов не обратился к шерпам за разъяснением ситуации. Они просто не были заинтересованы в нашей точке зрения. Даже назначенный правительством офицер связи не потрудился пообщаться с нами.

Симоне Моро в лагере 2 на Эвересте во время конфликта с шерпами. Фото MIchael Chambers
Симоне Моро в лагере 2 на Эвересте во время конфликта с шерпами. Фото MIchael Chambers


Это был единичный уникальный случай или были более глубокие обиды, из-за чего шерпы начали относиться предвзято к иностранным альпинистам по мнению некоторых журналистов Эвереста?

Обида на склоне Эвереста была всегда. Но такие инциденты, как этот раньше никогда не происходили, потому что шерпы никогда не обижались ан пустяки. Но в этот раз все было иначе.
Раньше, большинство шерпов были необразованными, и они вынуждены были спокойно переносить и переживать боль унижения. Раньше ы подавляли наши чувства в себе.

Даже в документальных фильмах, таким как "Into Thin Air" или "Everest" вы не увидите шерп. Нас не учитывали в этой работе. Но мы именно те, кто, ​​несмотря на риски и опасности, должны убедиться что восхождение на Эверест пройдет в безопасности. Это наша жизнь, этим мы зарабатываем на проживание. Это не только шерпы, это также и наше правительство, которое очень много выиграло от альпинизма. Но и иностранцы также извлекли неимоверную пользу от этого.

Люди склонны игнорировать то, что делают на склонах Эвереста иностранцы, но когда вспыхнула драка, когда мы, шерпы, пытались защищаться, это стало огромной проблемой.
Даже наше правительство хранит молчание по этому вопросу.
Для меня, альпинизм является выбором жизни, ее мечтой. Есть шерпы которые несмотря на то, что им уже за сорок, все еще участвуют в экспедициях.
Исторически сложилось так, что в своем большинстве они не образованные, но теперь ситуация меняется. Многие, старые шерпы уже не хотят что бы их дети работали на Эвересте, поскольку у нас появляется альтернатива этой тяжелой работе. Если шерпы смогут дать образование своим детям, их ждет лучшее будущее.
Мне альпинизм был интересен с детства, Я часто видел как мой отец, который сейчас живет в США, возвращается с гор.
Я прошел альпинистскую подготовку в Ассоциации альпинизма Непала и знаю свою работу, и прекрасно понимаю свои обязанности.

Для нас Эверест - гора богиня. Мы преклоняемся перед ней прежде чем начать восхождение. Я считаю, что отношения между шерпами и иностранными альпинистами по прежнему дружественные.
Эта дружба имеет долгую историю и крепка как цемент, на протяжении многих лет мы работаем с иностранными альпинистами бок о бок. Но произошедший инцидент, если подобное повториться снова, шерпы будут унижены.

Симоне Моро приходит в Непал потому, что здесь его жизнь, он зависит от гор. Ранее здесь не было никого, кто бы мог возразить или поспорить с ним. Шерпы опасались за свои рабочие места, они боялись разозлить его и потерять работу.
Теперь же они стали более уверенными в себе.

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке

Теги: Симоне Моро, Simone Moro, Ули Штек, Ueli Steck, Эверест, Джонатан Гриффит, Jonathan Griffith, нападение на Эвересте, нападение шерп, шерпы избили альпинистов
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ