Мультигонка как антидот

эмблема мультигонки "X-Крым"
эмблема мультигонки "X-Крым"
Мотивы и предпосылки

Всякий успех требователен, и требует он продолжения. Окрылённый собственным призом на «Х-Винтере-2010», я решил попытать счастья на известной крымской мультигонке «Milo-рейд Х-Крым-2010» (осенней). На зимний Х-Крым-2010 меня не пустила травма, полученная на всё том же «Х-Винтере», которую за две недели между гонками залечить никак не получалось…

Но к осенней гонке ноги были залечены, закачаны, подстрахованы трекпалками, обуты в новые кроссовки и вместе с ними обкатаны в походах. Кроме того, были куплены и опробованы новые рации и GPS-навигатор. Наконец, успел доукомплектовать вертикальное снаряжение – и проверить его в карабийских пещерах и на соревнованиях спасателей.

А вот одёжку обновить не успел. Точнее, не вписался по финансам: господин Янукович с его тотальным «противопожарным» запретом на посещение лесов оставил меня без надежды на термуху и мембрану. Пришлось бежать в армейской камуфле – которая, пусть и четырежды доработанная, для мультигонок ни разу не предназначалась. Впрочем, я не особо печалился: ведь на «Х-Винтере» мне эта камуфла не помешала взять призы…

Дмитрий Киселёв (на тренировке)
Дмитрий Киселёв (на тренировке)
Новая работа – новая команда

Осень-2010 принесла новые надежды. И связаны они были с сайтом 4sport.ua. Спортивная журналистика, да ещё и экстремальная – не к этому ли я шёл с 1999 года, с моего первого фоторепортажа? Или даже дольше – с 1980-го, когда увидел карикатуру о корреспондентах, бегущих перед спортсменами, фотографируя и интервьюируя лидера…

И вот я на Ангарском перевале. Да не как-нибудь, а в составе команды моего СМИ, названной в его же честь. Со мной стартует Алёна Билан – опытная спортсменка, недавно взявшая приз на мультигонке в Карпатах. В общем, призёры с призёрами бегут и для призёров пишут. Красота.
Алёна Билан (на других соревнованиях)
Алёна Билан (на других соревнованиях)
Правда, «команда призёров» доселе ни разу не бегала вместе, даже на тренировках. Ни разу не ходила вместе, даже в ПВД. Ни разу не держала радиосвязь друг с другом. И даже питалась раздельно…

«Наверно, съел что-то…»

Похоже, именно питание сыграло со мной злую шутку. Где именно и что именно съел – непонятно; но в ночь перед стартом мне было очень плохо. До полуночи мой желудок объяснял, что в предстартовый день я его кормил не тем; а после полуночи – что и в стартовый день его кормить не стоит. Пришлось не кормить – а только поить чаем с витаминами. На таких калориях далеко не убежишь; да и сон получился пополам с выбегами до ветру…

К утру у желудка аргументы закончились, но голова всё ещё болела. Обсудили ситуацию с Алёной. Сошлись на том, что в лагере, холодном и промозглом, где в палатках стоят озёра, мне лучше не станет. А на бегу яды с потом быстрее выводятся. Кроме того, ни домой, ни в больницу мне нельзя – ибо за репортаж аванс уже получен и потрачен. Как ни крути – надо бежать. И мы побежали.

Тактическая жертва

Организаторы построили дистанцию нашего L-класса идентично соседнему M-классу. Те же 45 оцененных КП плюс один обязательный, те же 750 баллов, доступных теоретически… Всё то же – только времени нам отведено меньше. А за 24 часа все КП посетить невозможно. Чем-то надо жертвовать.

Алёна предложила пожертвовать «малым кругом» - этапом спортивного ориентирования. там на дистанции чуть больше 4 километров были расположены 7 КП по 10 баллов каждый. Больной во мне сделал сопытку заикнуться о дешёвой и легкодоступной добыче; но журналист его заткнул: ведь старт в 12; и если ориентирование займёт 2-3 часа – то к первому техэтапу мы доберёмся уже в темноте, и хороших кадров не получится. Третий участник внутреннего диалога – спортсмен – предпочёл философски промолчать: не всё ли равно, где набирать баллы; а за техэтапом совсем рядом откроется жирная вторая зона, где за каждый КП дают уже не 10 баллов, а от 20 до 30….

Дистанция ориентирования, на которую мы не пошли
Дистанция ориентирования, на которую мы не пошли
Верси и версии

За время между регистрацией и стартом мы успели отметить КП на карте моего GPS-навигатора. Это очень полезно – когда в навигатор залита точная карта. А залита в него была союзкартовская «По горному Крыму. Часть 2-я: Юго-Восточный Крым: топографическая карта от Алушты до Феодосии, масштаб 1:50000» 2009-го года издания – лучшая из свободно продающихся на бумаге и лучшая из отконвертированных в магеллановский формат RMP. Впрочем, «лучшая из» - ещё не значит «удовлетворительная».

Выданная судьями карта дистанции явно базировалась на этой же союзкартовской топооснове; но появились новые памятники, дороги и названия; «растворились» населённые пункты; некоторые объекты «переехали»…

Так, переехал и родник Верси, где был анонсирован 133-й КП, намеченный нами ко взятию. Привязали мы его по карте в GPS-е (2009 года) – а на местности вышло, что в точке с этими координатами родника нет, равно как и КП. Пришлось валиться вниз по круче в точку, где Верси был на судейской карте 2010 года. Там мы родник нашли и отметили наши первые 10 баллов.

южная часть карты дистанции L-класса
южная часть карты дистанции L-класса
Тактика и связь

Беготня по лесным кручам вверх-вниз привела к моему перегреву и перепотеванию. Отравленному организму это было, безусловно, на пользу; но голос рассудка требовал срочного переодевания, пока ещё не всё промокло. Но каждое переодевание – это потеря времени. А конкуренты – не дремлют, дышат в затылок. Пока дышат те, кто откосил от малого круга ориентирования; но скоро подтянутся и другие…

Алёна торопит: «С такой тактикой не победишь!» И отбегает на предел видимости, упорно отказываясь не только использовать рации, но даже настроить их на одну частоту. А сотовый телефон в этих местах не ловит. А туман всё сгущается. И в голове маячит втемяшенное на курсах спасателей: «Самые частые происшествия в горах – потеряшки в тумане. Самая частая причина травм – потеряшки в тумане. А шансы на своевременное оказание помощи туристу-одиночке весьма малы. Не допускайте разрыва группы!»

Природа и погода

В итоге я промок изнутри чуть менее чем полностью. А снаружи нас уже вовсю мочили туман и дождь. На Лысом Иване (КП 131) к ним прибавился град. Мелкие градины барабанили по дождевику, изрядно покромсанному ветками, падали на землю и не таяли.

Ветер у вершины зашкалил за 30 метров в секунду (точнее не скажу: анемометров там нет) и сорвал с головы кепку. Я сунул её в карман и побежал в фантомаске. Трекпалки, обычно полезные та таком рельефе, ветром стало выворачивать, как на стремнине Биюк-Карасу.

Второй градобойной очередью нас накрыло на Северной Демирджи (высота 1356, КП 130). И мы, найдя наезженную грунтовку, свалились по ней почти к самому истоку Джурлы. Внизу с погодой стало полегче – никакого града, всего только холод, и дождь, и туман.

Один раз туман отступил – и нашим глазам предстал фантастический пейзаж со скальными «клетками» над жёлто-красным лесом. Пока я доставал фотоаппарат – остался только лес, а скалы снова заволокло. Перед каждым кадром объектив приходилось протирать от капель; и я небезосновательно тревожился за аппарат… Впрочем, менее через минуту снимать стало совсем нечего, кроме наших туманных силуэтов.

Туман наступает
Туман наступает
О ёжиках в тумане

И в этом тумане Алёна спросила: «Где мы?» Причём ни её, ни моя чуйка тут не помогла. Ориентиры скрыла водяная взвесь, а к GPS-у доверие было подорвано «версийским инцидентом». К тому же, и без того прожорливый «Тритон-2000» на холоде и при подсветке потребовал новых батареек уже на четвёртом часу работы. Впрочем, ни на что другое надеяться не приходилось вовсе.

Наконец, свеженакормленная «животина» указала путь к Еркян-Кае, откуда карта обещала хорошую грунтовку почти к самому Диплису (КП-129). Дальше был недолгий, но жестокий треккинг с элементами скалолазания, частыми GPS-коррекциями курса и новыми травмами дождевика. К Диплису правый рукав уже превратился в лохмотья.

Здесь, на высоте 1256, температура снова упала до нуля, и меня забила дрожь. Алёна держалась лучше: здоровье, питание и мембранная курточка ей помогали... а у меня в этот раз не было ни того, ни другого, ни третьего. «Может, сойдём? К чему эти мучения?» - спросила Алёна. «Рано!» - ответил я и был награждён конфетами. И положил их в карман – ибо есть по-прежнему не мог.

Но пусть к этому моменту спортсмен во мне отравился, забылся и остыл – но журналист по-прежнему рвался к переправе. Именно там я запланировал лучшие кадры гонки.

Алёна кричит мне что-то о лучшем впереди – я с трудом разбираю: ветер сдувает не только слова, но и фантомаску с моей голвы. Сдувает набок так, что я гляжу вперёд одним глазом. Открываю лицо, плюю на холод… и вижу впереди силуэты внедорожников.

Причём эти машины я не воспринимаю как закрытые объёмы с печками, как укрытия от холода, ветра и воды. Я знаю одно. Машины – это техэтап, это судьи. Мы дошли. Переправа.

Переправа

Втискиваюсь под тент, под коим греются судьи и спортсмены. Зубами стягиваю с рук флисовые перчатки. Выжимаю из них воду, которой они набрали явно больше своего веса. Судья подаёт мне стакан чая. Меня трясёт, и я расплёскиваю кипяток себе на пальцы, абсолютно ничего не чувствуя. Через пять минут жонглирования мне удаётся донести чай до рта. Ещё через пять я открываю рюкзак и достаю беседку.

Меня опять спрашивают насчёт отказаться от переправы, техэтапа, гонки… «Даже если больше ничего не сможем – эту переправу я пройду!» - рычит журналист и вручает фотоаппарат судье. «Он водонепроницаемый?» - спрашивает судья. «Нет, но два-три кадра выдержит», - отвечаю я. Впечатлённый судья прячет камеру под свой дождевик и помогает мне застегнуть поясную пряжку. Я встёгиваю страховочный ус и направляюсь к пропасти.

Здесь, на восточных обрывах Демирджи, над верховьями Хапхальского ущелья, организаторы постарались и навесили сразу три линии параллельно – чтоб участники не толпились в очереди. Нам досталась левая линия – самая дальняя и самая высокая. Я был доволен, причём не только как журналист: опорная верёвка этой линии сохранила своё натяжение даже под многочасовым дождём, и потому движение по ней обещало быть относительно лёгким.

Впрочем, уже к середине пути лёгкость забыта: намокшая (или обледеневшая?) верёвка упорно отказывается держаться не только в моих пальцах, но и в зубьях петцелевского жумара, до сих пор не допускавшего проскальзываний вообще. Поджимаю кулачок зажима пальцами – и продвигаюсь вперёд. Чувствую что-то твёрдое. Земля!

Судья мне указывает на базовую станцию; я отмечаюсь и иду с ним под тент, где получаю свой фотоаппарат – насквозь промокший, но с кадрами моей переправы. Кадры отчасти смазаны каплями, стекавшими по объективу – но это даже хорошо. И КП-228 взят. Плюс 20 баллов. Итого у нас 60.

корреспондент 4sport.ua на перепраее
корреспондент 4sport.ua на перепраее
О победе, о семи сотнях я думать уже не в состоянии. Хотя бы до ста добрать – и можно на финиш…

Искушение теплом

Меня снова угощают чаем и пытаются кормить. Есть я всё ещё не могу… и пить уже не могу! И снарягу снять не могу: пальцы совсем перестали слушаться. Узнаю, что кого-то другого только что не допустили к переправе по причине такого же состояния рук. А я – смог! Спортсмен во мне оживает и требует продолжения пробега. На каких силах – не важно. Переправу одолел – значит, одолею что-то ещё… Наверно. Может быть. Когда-нибудь. Снова пытаюсь снять с головы каску. Не могу. Меня впускают в машину погреться. Влезаю.

Это было начало конца. Один раз почувствовал тепло – и больше не хочешь вылезать в стремительно темнеющий туман, в непроглядный дождь, в ноль градусов, тридцать метров в секунду, сто процентов относительной влажности и тысячу двести метров над уровнем моря. Ежеминутно возвращаются приступы крупного озноба. Постояльцы навороченного внедорожника смотрят комедийный сериал. В нормальном состоянии такая телепередача выдула бы меня из комнаты за десять секунд. Но теперь всё моё сознание занято единственным вопросом: когда я перестану дрожать?

Эвакуация

Не перестал. Ни в этой машине, ни в другой, куда нас пересадили вместе с ещё двумя командами. Огромный «Land Cruiser» начал путь к Ангарскому перевалу. Путь бесславный – команда снята, 60 набранных баллов никому теперь не нужны, в зачёте мы не участвуем.

Всего семь часов мы шли по трассе и ещё полтора – возвращались на базу. Средняя скорость автомобиля – чуть больше 10 километров в час. Машина ложится на бок на кручах и берёт вброд небольшие озёра. А дороги – те просто текут. Впрочем, дождя на этих высотах уже нет. И туман остался где-то наверху…

«Мы могли продолжать?» - запоздало всплывает в мозгу. Очередной приступ дрожи возвращает меня к действительности: «Продолжишь. В другой раз».

Тот самый Land Cruiser
Тот самый Land Cruiser
База

Ангарский перевал встречает радушно. Кнопка «Финиш» – рядом. Но право нажать её мы утратили с первым метром, проеханным на внедорожнике.

«Финишировали?» – с надеждой спрашивает главный судья. «Сошли», – отвечаю. Вижу: судьи огорчены не меньше меня.

Нам остаются сырые палатки и холодные комнаты в гостевом домике. Там нет отопления, нет надежды высушить одежду. Можно только отжать – что и проделываю.

Грею чай на газовой горелке. Дрожь постепенно уходит. Ставлю себе задачу: к утру вернуться к репортажу. Для меня «X-Крым» ещё не закончился.

Новый день

Алёна уезжает к морю – я остаюсь снимать финиш и награждение.

Разрыва финишной ленточки не будет: победитель определится не столько временем, сколько количеством взятых КП. Не будет и восторженной толпы зрителей: погода на перевале разогнала всех, кроме спортсменов, судей и организаторов.

Зато будут выражения лиц – счастливые и усталые; будут босые ноги, не чувствующие холода луж; будут люди, лежащие на остывшей земле с кайфом от того, что им не надо больше никуда идти.

Выложился...
Выложился...
Будет трагикомедия на тему «дошёл до финиша, но не нажал кнопку», будут опоздавшие на пять минут… и будут мошенники, подъехавшие к финишу троллейбусом и впоследствии разоблачённые.

А ещё будут призы – замечательное турснаряжение и не менее замечательные сертификаты на покупку снаряжения; будут кубки и лауреаты…

Кубки для победителей
Кубки для победителей
И ещё будут новые гонки. И среди них – та, которую выиграю я. Обязательно будет. Иначе зачем я жив?

Теги: мультиспорт, мультигонка, Х-Крым-2010, X-Крым-2010, впечатления
Автор: Дмитрий Киселёв, 4sport.ua
Опубліковано в мультиспорт

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ