Узлы, используемые при дюльфере

Мне, как горному проводнику, часто задают два вопроса: 1) Каким узлом Вы связываете две веревки при дюльфере? и 2) Каким узлом Вы связываете концы дюльферных веревок?

Роб Хесс, лицензированный IFMGA/UIAGM горный проводник, - владелец и главный гид Jackson Hole Mountain Guides. Восем лет проработал техническим директором Американской ассоциации горных проводников.

Дюльфер — скоростной спуск по верёвке на крутых и отвесных стенах. Дюльфером называется один из первых относительно безопасных способов спуска, предложенный и введённый в практику в начале XX века немецким альпинистом Гансом Дюльфером (полное имя Ханс Иоханнес Эмиль Дюльфер, нем. Hans Johannes Emil Dülfer ) (23 мая 1892 — 15 июня 1915).

Связывание веревок

Узел, которым я соединяю две дюльферные веревки – и мы часто пользуемся им при обучении в Американской ассоциации горных проводников – это простой узел («дубовый» в случае с двумя веревками). Этот узел называют по-разному (в том числе и европейским смертельным узлом) и порою несправедливо демонизируют. При правильном использовании этот узел является лучшим для организации дюльфера.
Он хорошо работает с веревками разного диаметра, и неважно, в каком направлении он завязан – когда приходит время сдергивать веревки, узел всегда легко движется, избегая излишнего трения или застревания на рельефе.

Дубовый узел (Binder knot)
Дубовый узел (Binder knot)
Этот узел заслужил свою дурную славу тем, что имеет свойство вращаться или переворачиваться под определенными нагрузками. Тесты показали, что простой узел прокручивался много раз под большой нагрузкой, постепенно проскальзывая.
Однако концы в этих тестах были длиной не менее 30 см, и прежде чем они проходили через узел, веревка рвалась под нагрузкой около 1000 кг. Учитывая это, а также то, что вы вряд ли приложите нагрузку в 1000 кг при дюльфере, удобство сдергивания веревок, связанных таким узлом перевешивает аргументы, касающиеся прочности.
Впрочем, когда вы связываете веревки для насасывания скалолазного маршрута или связываете трос для транспортировки груза, всегда используйте узел, менее подверженный проворачиванию, такой как грепвайн или встречная восьмерка.

Вот несколько слов про этот узел от Сергея Надточего (Террорист):

"Есть итальянский фильм о таком испытании узла. То есть прикладывая нагрузку в 900-1000 кг как на рисунке 2 (вдоль верёвок), было выявлено, что узел плывет, проворачиваясь в поперечной плоскости верёвки в противоположную сторону от нагрузки.

То есть в сторону коротких концов. 900-1000 зависит от материала верёвки и диаметра. При меньшей нагрузке узел не сдвигается. Если связать с короткими 10-15 сантиметровыми концами, узел может спрыгнуть и при меньшей нагрузке. Именно поэтому экспериментально определили безопасные размеры концов верёвок - они должны быть не менее чем 30 сантиметров. При спуске тело человека даёт нагрузку на узел не больше 100-120 кг. Поэтому связывать верёвки таким узлом при спуске по двум верёвкам безопасно. При продёргивании после спуска, такой узел легко перескакивает через ребра и углы скал.

Важная особенность - узел должен быть аккуратно завязан, и туго зажат. Проверял лично с большими нагрузками - я и два участника. Естественно на малой высоте. Узел не плывёт. Использую этот вариант при спуске много лет.
Имейте в виду, что таким образом верёвка связывается только для спуска. Для связывания верёвок для перил, наращивания и тому подобного, где совсем другие нагрузки используются другие узлы."

Как и с любым другим узлом, эффективность простого узла зависит от того, как он завязан.

Ключевые моменты:

1. Убедитесь в «красивой вязке» - никаких пересечений веревки;

2. Затягивайте его как следует – сильно тяните обе веревки;

3. Оставляйте хвосты длиною от 30 до 45 см.

Связывание концов

Связывать концы веревок во избежание фатальной ошибки соскальзывания – отличная идея. Лично я люблю завязывать узел на каждом конце веревки, потому что это позволяет ей произвольно раскручиваться. Мой выбор – это тройной полугрепвайн (баррел). Этот узел гладкий, не развязывается произвольно и создает стопорную точку, которая не пройдет ни через одно из спусковых устройств.

Теги: альпинизм, дюльфер, узлы в дюфере, Связывание веревок, Дубовый узел
Автор: http://alp.org.ua/?p=47860
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ