5 мифов о Эвересте распространенных в СМИ

Альпинист Mark Horrel рассказывает о популярных предрассудках в СМИ связанных с восхождениями на Эверест:

1. Восхождения на Эверест достаточно легки: на него поднимались и 13-и летний мальчики 73-х летняя женщина

Часто приходиться слышать что самой сложной частью восхождения на Эверест является финансовая сторона: для многих альпинистов собрать большую сумму для восхождения на Эверест не так то и просто (участие в коммерческих экспедициях стоит от 50 000$ на человека – и это без учета личного снаряжения).
Да, хоть возможность взойти на самую высокую вершину мира и стоит больших денег, хоть мы и платим шерпам, гидам, поварам в базовом лагере, которые берут на себя 90% забот о восхождении, всё же остается, хоть и с первого взгляда маленькая часть работы самого альпиниста – «всего то навсего» сделать несколько шагов на лекке на вершину мира, но эти «легкие шаги» на самом деле невероятно тяжелы.

Любой может подняться на Эверест: там даже лестницы есть!
Любой может подняться на Эверест: там даже лестницы есть!
Так Марк описывал свое недавнее восхождение на Эверест: « Мой штурм на вершину с базового лагеря длился 6 дней, в течении этого времени я нес на себе около 12 кг снаряжения, в том числе и на высотах более 8000 метров.
Я был изнеможден до предела, настолько, что едва мог заставить себя сделать несколько глотков пищи, и то, время от времени это сопровождалось рвотой. Несколько раз я заболевал и отлеживался в своей палатке. На штурмовой день вершины у меня ушло 18 часов, в течении которых я смог выпить только 1 лит жидкости и совсем не ел. Мой рот был настолько сух, что, когда я возвращался с вершины обратно, то было такое ощущение как будто еще чуть чуть и выплюну засохший кусок горла на снег…
Я устал, безумно устал, и не только физически, устал морально, умственно, восхождение и спуск с вершины требуют от альпиниста огромной концентрации и обдумывания каждого своего движения.
И это все учитывая хорошую погоду на склоне, в нашей группе небыло обморожений, а ведь очень часто альпиниты обмораживают конечности, и для этого не нужно долго оголять тело, при таких экстремальных температурах (до -60 градусов ночью и сильнейших ветрах) сильнейшие обморожения - дело нескольких минут”
.

Все кто говорит, что на Эверест может взойти кто угодно – просто не имеют понятия что это такое.

2. Восхождение на Эверест это просто дорогой способ покончить с собой.

На самом деле, организация коммерческих восхождений на Эверест на сегодняшний день уже настолько развита и организована что безопасный подъем на вершину для хорошо подготовленного человека будет вполне безопасным мероприятием.
Сейчас по всему коммерческому маршруту к началу сезона (а это примерно май месяц) каждый год шерпами провешиваются перила, по которым альпинистам требуется проти на жумаре и страховочном усе.

Риск обморожения при соблидении техники безопасности на склонах Эвереста в настоящее время тоже снижен практически до минимума за счет подбора технологически правильного снаряжения (правильной комбинации обуви, одежды, специальных обогревателей для рук и кислородных баллонов с помощью которых в организме поддерживается необходимое кровообращение).

Только проведя некоторое время на большой высоте каждый из нас может узнать как реагирует организм на недостаток кислорода. А опытные горные гиды помогут правильно и без последствий пройти акклиматизацию.

Но, все же, один из главных моментов: Вы будете не одиноки на Эвересте: по крайней мере рядом с Вами от базового лагеря и обратно будет идти опытный гид-шерпа.

Конечно, сейчас появилось множество организаций предлагающих коммерческое восхождение на Эверест, заманивая туриста более низкими ценами по сравнению с давно устовшимися организациями, и этот факт может насторожить опытного альпиниста, поскольку гонка за более низкими ценами может обернуться плохой организацией самого восхождения.

3. Я не поднимался на Эверест, не поставил галочку в своем «списке вершин», поэтому не могу хвастаться своими достижениями в альпинизме.

Марк Хоррелл « Я терпеть не могу это выражение " поставить галочку в списке вершин" поскольку это означает что вершины для альпиниста как дни в отрывном календаре, или обязательные планы выполнения какой либо работы: выполнил-зачеркнул-забыл; а ведь каждое восхождение это не просто "галочка в списке побед".

На вершине Эвереста. Фото Mark Horrell
На вершине Эвереста. Фото Mark Horrell
Для меня Эверест 2012 года это была моя девятая поездка в Непал и третья в Тибет. Это более чем достаточно что бы «хвастаться»своим друзьям. Мне например, нравиться проводить свой отпуск в высокогорьях, так же само как и большинству других людей нравиться проводить время на пляжах и вечеринках.

И насчет бахвальства: когда я брал на работе отпуск и ехал в экспедицию, большинство моих коллег не знали, что я уезжал на Эверест.
".

4. Большие трагедии не происходят, потому что очень много людей восходят на Эверест в течении нескольких дней сезона.

Те, кто хочет больше узнать о трагедиях на Эвересте и по каким причинам они произошли, я советую прочитать сводку которую ведет Алан Арнет (Alan Arnette), в частности за сезон 2012 года , это интересные анализы от человека, который поднимался на вершину Эвереста 4 раза и хорошо знает все тонкости восхождений на Эверест.

Вэтом сезоне на Эвересте была аномально сухая погода, в результате чего участились камнепады со стороны Лхоцзе (это наиболее посещаемый маршрут на Эверест).
Кроме того, погодные окна в которые стараются попасть покорители Эвереста, в этом году были крайне короткими и составляли от силы несколько дней, из-за нестабильной погоды и сильных снегопадов.
Конечно, в большей степени эта ситуауция относиться к Южному склону Эвереста где и находиться «коммерческий маршрут» по которому поднимаются 70-80% всех альпинистов.

Одно из опасных мест на Северном склоне Эвереста: узкая лестница вверху справа. Фото Mark Horrell
Одно из опасных мест на Северном склоне Эвереста: узкая лестница вверху справа. Фото Mark Horrell
Но на Эверест также существует, хоть и не столько популярен маршрут с Северного склона, который в этом году был гораздо более спокоен (всего по нему поднялись 153 альпиниста из 548 в общем числе), и что самое главное Северный склон был в гораздо лучшем состоянии чем Южный.

Очередь на Эверест сезона 2012 года. Фото Ralf Dujmovits
Очередь на Эверест сезона 2012 года. Фото Ralf Dujmovits
В этом сезона на Эверест поднялись 548 человек, из них самое массовое восхождение было зафиксировано 25-26 мая, когда на вершину выстроилась очередь из 250-и человек, в результате чего один человек погиб.
На самом деле, это не был рекорд по массовости восхождения на Эверест за один день, и то, что практически все альпинисты смогли взойти на вершину означает что такая масса людей не приводит к трагическим случаям.

Общий список жертв Эвереста в этом году составил 10 человек это 1.82% от общего числа покорителей и все эти несчастные случаи произошли не повине большого скопления людей на склоне и да же не из-за погодных условий или состояния склонов, некоторые из этих смертей связаны с неопытностью самих альпинистов, а также зафиксированы несколько случаев с шерпами.

5. Многие альпинисты проходят на склоне Эвереста мимо умирающего коллеги и не помогают ему спастись из за полного отсутствия сострадания и человечности, преследуя только свою личную цель.

Из всех мифов о Эвересте, этот пожалуй, самый обсуждаемый, эмоциональный и самый вредоносный.
Люди читают душераздирающие истории о том, как альпинисты монотонно идут к вершине хладнокровно переступая через трупы, лежащие у них на пути, или проходя мимо обессиленных но еще живых своих коллег, не помогают им спастись, а кажеться что они преследуют свою личную цель: не смотря ни на что взобраться на вершину мира. Из таких представлений, в обществе создается мнение о бессердечных ублюдках, которые ради Эвереста идут на него по трупам своих товарищей.

Один из погибших альпинистов на Эвересте
Один из погибших альпинистов на Эвересте
Здесь, для простого обывателя, которому попытки объяснить что человеческий организм на высотах более 8000 метров пребывает в критических экстремальных условиях и выполнение любой работы, даже простого шага связано с преодоление невероятных усилий, малоэффективны и в большей степени не понятны; можно попробовать привести следующую аналогию:

Представте, что Вы идете домой вечером из бара по оживленной ночной дороге, вдоль которой нельзя пройти по тротуару или обочине, и видете впереди себя еще более пьяного человека, который пытается идти прямо по этой-же дороге домой: какие будут Ваши действия? вы остановитесь и предложите ему свою помощь и проводите домой? Предположим что вы так и сделаете, но для пьяного человека ваша забота покажеться оскорблением, он откажеться от помощи, что Вы будете делать потом? Посчитаете ли Вы своим долгом не смотря на его отказ, остаться с ним и попытаться довести его домой благополучно, не попав под машину, а затем, еще в более обессиленном состоянии, также благополучно вернуться по той-же дороге в свой дом? Или Вы оставите его на произвол судьбы, но при этом помня что дома вас ждет семья: жена, дети, и они очень сильно переживают пока Вы идете домой…
Многие из таких смертей на Эвересте происходят от того, что альпинисты не могут понять когда пришло время вернуться назад, многие из них даже не прислушиваются к советам гораздо более опытных людей, идущих с нимим рядом
.

На своем личном опыте могу сказать что, когда я поднялся на Эверест в 10 часов утра, у меня не было полноценного чувства восторга, небло ощущения что моя экспедиция закончилась и мечта сбылась, я знал что предстоит еще более сложный путь вниз, в базовый лагерь. Я все еще должен был заставить свое обессиленное тело двигаться, снова с трудом делать один шаг, второй, третий, переходить по лестницам и перилам, концентрировать свое внимание на каждом движении.

Спускаясь в низ я заставлял работать себя на пределе, только благодаря тому что знал, что моя семья очень сильно переживает за меня; благодаря огромной поддрежке моей команды, шерпам, которые помогали мне, когда я подвергался опасному риску оступиться или лечь отдохнуть…
В 17:30 я наконец пришел в лагерь, и это было фантастикой. Мысль о том, что я мог бы по дороге вниз, остановиться и помочь спуститься какому нибудь умирающему альпинисту (если он бы встретился мне на пути), была бы смешной, если бы не настолько трагичной.

Большинство альпинистов, возвращающихся с вершины в базовый лагерь настолько обессилены, что попытки остановиться и помочь перетащить вниз встреченного по пути альпиниста связаны практически со 100% риском погибнуть самому.

Также стоит отметить, что большинство альпинистов совершают восхождение на эверест в составе хорошо организованной команды шерпов, у которых есть необходимые ресурсы для оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. В таких случаях шерпы команды прежде всего обязаны заботиться о своих клентах, но и проходящие мимо другие команды также принимают посильное участие в решении таких ситуаций.

В заключение хочу сказать что у вснех нас есть чувство сострадания ичеловечночти, мы уважаем своих коллег альпинистов на склонах вершин, но мы не герои комиксов, не супермены (хотя и среди нас встречаются те, кто способен, кто имеет необычайные силы совершить подвиг, рискуя собственной жизнью, и это относиться не только к Эвересту).
Если Вы попадали в экстремальную, критическую ситуацию, в которой от скорейшего выбора действия зависела чья-то судьба, и не знали как поступить, то не спешите критиковать других в подобных ситуациях….

По материалам http://www.markhorrell.com

Теги: альпинизм, Mark Horrel, мифы о Эвересте, Марк Хорнелл, Эверест
Автор: перевод с английского: команда 4sport.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ